25 января исполнилось 775 лет со времени преставления свт Саввы, первого архиепископа сербского. В Москве при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла существует подворье Сербской Церкви. В 90-е годы Союз Православных братств активно добивался его возрождения. Кстати, в Петропавловском храме в 1975 году началось моё церковное служение в качестве пономаря и псаломщика. Неподалёку от этого храма в церкви св. равноап. Владимира в 1992 году в разгар трагических событий на Балканах члены Союза Православных братств молились св. Савве о победе сербского оружия.
Хочу поделиться своими воспоминаниями о посещении Сербии в 2000-м году. Но сначала немного истории. Распространение христианства на Сербской земле относится к апостольским временам. Здесь проповедовали апостол Павел и его ученик Тит. Самостоятельное государство у сербов с центром в городе Рашка появляется в первой половине 9 века. Первое крещение сербов произошло в 640-м году миссионерами из Римской церкви, которые служили на латинском языке, непонятном для местного населения. У сербов победила языческая партия и христианские проповедники были изгнаны. Второе крещение произошло в 867-м году по просьбе самих сербов. В этот раз крестителями были священнослужители из Византии. Сначала всё-таки преобладало западное влияние, и Сербская Церковь находилась в юрисдикции Рима. Расцвет Сербской Церкви произошёл при святителе Савве - младшем сыне великого жупана Стефана Немани. В 17 лет он ушёл на Афон, где принял постриг в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Впоследствии сюда же на Афон пришёл и его отец, где принял имя «Симеон», и жил в одной келье с сыном. Крупнейшими центрами Сербской Церкви были монастыри Жич, где проходили церковные соборы, и Печ где находилась резиденция патриархов. Св. Савва венчал на царство своего брата Стефана, получившего прозвище Первовенчанный. Он стал первым сербским королём. Св. Савва создал организационную структуру Сербской Церкви. Он учредил 8 новых епархий и ввёл афонский устав в жизнь сербского монашества. В основном все кандидатуры епископов брались из сербского Хилендарского монастыря на Афоне. К великому сожалению, мощи св. Саввы были сожжены турками в апреле 1594 года. Также, к сожалению, Сербский патриарх Гавриил поддержал патриарха Никона на Соборе по исправлению книг. Участь его была печальной. По возвращении на родину его оклеветали перед султаном (обвинили в предательстве) и он был повешен.
Большой бедой для Сербии была богомильская ересь, очень похожая на ересь жидовствующих. Как и последние, богомилы не признавали Святую Троицу. Эта ересь просуществовала до турецкого завоевания. В 1830 году Сербия добилась политической автономии, а на следующий год и церковной автономии. В 1878 году она становится независимым королевством, а на следующий год Сербская Церковь объявляет автокефалию. В 1880 году Австро-Венгерское правительство заключило с Константинопольским патриархом конкордат, согласно которому была учреждена самостоятельная митрополия на территории Боснии и Герцеговины. Во время Первой мировой войны погибло более тысячи сербских священнослужителей - треть всего духовенства. После Первой мировой войны 1 декабря 1918 года была образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошло и церковное объединение. В 1920 году было восстановлено патриаршество. Сербские патриархи довоенного периода Димитрий и Варнава активно помогали эмигрантам из России, особенно духовным лицам. Патриарх Варнава учился в России. При нем было построено огромное здание Патриархии. Во время Второй мировой войны погибло девять архиереев. Разрушено множество церквей, особенно в Хорватии. Митрополит Загребский Досифей скончался от ран. Многие архиереи были в заключении. Преподавание Закона Божия было запрещено, а церковные земли были изъяты. Около тридцати лет в Сербской Церкви (с 1963 года) имел место раскол, во многом аналогичный нашему зарубежному расколу. Уврачевали сербы свой раскол раньше, чем мы - в 1992 году. Огромной проблемой и для сербского государства и для Церкви является известная ситуация в Косово и Метохии, которые называют сердцем или ядром Сербии. За последнее десятилетие здесь было разрушено 110 храмов и монастырей. На сегодняшний день Сербская Церковь насчитывает 4200 церквей и 140 монастырей.
Примечательной особенностью Черногории было то, что в течение 400 лет она была теократическим государством, ею управляли митрополиты. Один из них Даниил вначале XVIII века разгромил огромную армию турок. Большой проблемой для Сербской Церкви является македонский раскол (с 1967 года). В составе этой Македонской Церкви, непризнанной мировым Православием, пять архиереев, 200 священником и 30 монастырей.
Теперь хочу поделиться впечатлениями от своего единственного посещения Сербии. Я давно мечтал посетить Сербию. И вот такая возможность представилась. Пришло приглашение от Института экономики Сербии, приглашение лично мне - приехать для участия в Международной конференции, посвященной годовщине бомбардировки Сербии. Как известно, это началось 23 марта 1999 года
Часто такие приглашения застигают врасплох. Были некоторые колебания, ехать - не ехать: самочувствие, Великий пост, занятость... Решил написать Патриарху прошение с такой формулировкой: «Если сочтёте целесообразной поездку, готов поехать, полагая, что это послужит укреплению связей». Нет, так, нет. Пришел такой лаконичный ответ - резолюция на моем прошении - «Благословляю».
Встал вопрос: с кем ехать? Есть такая необходимость, чтобы был человек, который мог бы помогать в технических вопросах, касающихся приобретения билетов, устройства быта, налаживания связей, контактов, телефонные звонки. Выбор пал на нашего старосту Владимира Никаноровича, который энергично взялся за подготовку этой поездки. Начались телефонные звонки в Сербию известным нам людям. К сожалению, не удалось выйти на митрополита Черногорского Амфилохия, нашего давнего знакомого, так как его не было в Сербии, он был в Париже. По инициативе Владимира Никаноровича мы взяли с собой Крест из подарочного фонда нашего храма, чтобы подарить его Троицкой русской церкви. В Сербии было несколько русских церквей. Начиная с 20-х годов, они были построены эмигрантами. Самый большой поток эмиграции после революции был именно в Сербию, где сложилась большая русская колония. Было много военных, немало духовенства. Именно в Сербии, в городе Сремски-Карловцы состоялся учредительный Собор Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Мы были на его могиле. Русские эмигранты, когда узнали, что Иверская часовня разрушена в Москве, решили построить ее копию в Белграде на кладбище. Именно там был погребен впоследствии митрополит Антоний, скончавшийся в 1936 году. К сожалению, русские храмы были закрыты в послевоенный период, когда было ухудшение отношений между Югославией и Советским Союзом в период правления Тито и Сталина. И только Троицкий храм в Белграде сохранился. Основателем храма был протоиерей Петр Белоликов, погребенный у Иверской часовни, а затем служили в нем представители династии Тарасьевых. Я застал о. Василия- такой это был колоритный, темпераментный священник, прослуживший в храме несколько десятилетий. До этого служил его отец протоиерей Виталий, а сейчас его сын о. Виталий является настоятелем храма. К сожалению, паства этого храма преимущественно сербская, поскольку русские не очень активно посещают храм. Живет их в Белграде около двух тысяч, но посещают храм единицы. Тем не менее, русский храм заметно отличается от храмов сербских. Есть даже такое выражение у сербов: если долго служит священник, стало быть, это русский (поскольку у сербов служба существенно сокращается). Они говорят, что были пятьсот лет под турками и отучились часто ходить в храм. Народ южный, темпераментный, долго молиться не привык. Это нам говорил о. Лука, диакон Лука Новакович, с которым я заканчивал духовную академию в 1987 году (ныне он настоятель собора св. Саввы в Белграде).
В русском храме всенощное бдение совершается два часа с лишним, до трех часов в праздники. У сербов - час, час пятнадцать. В русском храме, скажем, вычитывается шестопсалмие полностью. А у сербов зачастую читается только первый псалом и последний. Однажды приехали русские паломники, были на службе в патриаршем соборе, предложили свои услуги почитать. Один вызвался на шестопсалмие, ему сказали: «читать не надо, мы сегодня пропоем». Он был в изумлении, вот подвижники - даже шестопсалмие поют. Пропели: «Слава в вышних Богу...», «Господи устне...» и все. На этом шестопсалмие закончилось... В русском храме еще более -менее сохраняется структура богослужения, но также есть сокращения. Вот такой, например, момент: после непорочных «Благословен еси, Господи...» - «Паки и паки...» - малая ектенья, а затем по уставу читается ипакои и поются степенны. Там же сразу после малой ектеньи батюшка с крылоса мне показывает, мол, прокимен говорить надо перед Евангелием.
Конференция проходила в лучшей гостинице Белграда «Интерконтиненталь», построенной в 60-е годы. Был такой у сербов период, когда они себя ощущали малой империей. Действительно, в составе Югославии было шесть республик- малая копия Советского Союза. Югославия несколько особняком держалась от так называемого международного рабочего и коммунистического движения. Она была сторонницей третьей линии. Было такое движение - неприсоединения, это Китай, Индия, ряд развивающихся стран. Югославия претендовала на лидерство в этом движении. Построили они эту престижную гостиницу, «Савва-Центр» для различных конференций, симпозиумов. Масса там магазинчиков, кафе и т. д. То есть целый комплекс. Там и проходила конференция, участниками которой было несколько десятков человек буквально со всех концов мира. Сербы были заинтересованы в том, чтобы собрать виднейших специалистов, о которых знали, что они занимали сочувственную им позицию в период бомбардировок, санкций, блокады Югославии. Блокада оставалась, она существенно отражается на экономике страны, хотя они привыкли как-то выживать. Блокада в основном распространяется на стратегические и военные товары. В этих условиях Россия все-таки поставляет им газ.
Название «Савва-Центр» - во имя наиболее почитаемого в Сербии святого Саввы, жившего в XIII столетии. Для сербов он как для нас преподобный Сергий Радонежский. В честь св. Саввы построен храм в центре Белграда, самый большой на Балканах, вмещает он порядка десяти тысяч человек. К сожалению, собор не достроен, хотя начали строить его еще в 30-е годы. Именно в нем проходило богослужение, когда приезжал Патриарх Алексий. При большом храме есть еще маленький храм св. Саввы, где также совершаются богослужения.
Условия в гостинице были великолепные. Если сказать, сколько стоил один номер, то можно упасть в обморок, умопомрачительная цифра в долларах. Почетному гостю предоставили особые условия. Блок из двух комнат, одна из которых приемная, а другая - личные апартаменты. Два телевизора, бар с напитками и т. д. Я понимаю желание сербов оказать нам внимание, но когда видишь, в каких они сами находятся условиях и потом, повод для приезда - беда, агрессия, то становится не по себе. Погибло около двух тысяч человек, разрушено несколько мостов, телецентр. Бомбу туда сбросили - это около русской церкви, в церковном дворе были разбросаны останки человеческих тел.
Что касается конференции. Не скажу, что она много дала, представляла большой интерес. Выступало много иностранцев: представители из Англии, Мексики, Индии, Китая. Тогда, кстати, шел процесс завоза китайцев в Югославию. Их там было уже 50 тысяч и было безпокойство, как у нас по поводу кавказцев, так и у них по поводу массового подселения китайцев.
Из русских участников были Михаил Кузнецов - известный юрист, который возглавлял Международный трибунал по преступлениям против сербов. В Гааге существует трибунал, занявший одностороннюю антисербскую позицию, а это общественный трибунал в пику тому трибуналу. Здесь совершенно иной подход - просербский.
В конференции также принимали участие директор Института стран СНГ Константин Затулин, известная специалист по Сербии, - Гуськова Елена Юрьевна. Она пользуется очень большим уважением у сербов, прекрасно владеет сербским языком. Была Наталия Нарочницкая, которая тоже в Сербии пользуется большим авторитетом. На конференции она прекрасно выступала, под духовным углом зрения анализировала ситуацию в Сербии. Были еще некоторые участники из России, например, А. Сенин, главный редактор «Русского Вестника» и известный писатель О. Платонов. На конференции присутствовал также отец Всеволод Чаплин, который в ОВЦС курирует связь с общественными организациями.
Конференция проводилась на государственном уровне, Сербская Церковь практически в ней не участвовала, и мы были гостями не Церкви, а именно этой конференции.
Когда мы прибыли в Белград, в Русском Доме в центре сербской столицы состоялась большая пресс-конференция. Раньше здесь располагалась русская гимназия, а при ней домовая Троицкая церковь. Неподалеку было Российское посольство, которое, как говорят, крытым подземным ходом соединялось с Королевским Дворцом. Король в сложных ситуациях всегда советовался с российским консулом. На пресс-конференции каждый из участников кратко выступил, в том числе и я. Я отметил, в частности, что мы знаем о бедах Сербии. Я имел в виду православную общественность, Союз Православных братств. Мы знаем, что Косово, Метохия - это сердце Сербии, Святая Земля. Там около трех тысяч храмов, из них разрушено 84 храма и монастыря (на сегодня более 130). Храмы там очень древние -XII, XIII, XIV столетий и каждое разрушение - это рана в нашем сердце, это все равно, что разрушить, допустим, Успенский собор во Владимире или прекрасный храм Пророка Илии в Ярославле. Так мы это воспринимаем. Отвечая на вопрос из зала о добровольцах в период военных действий, я припомнил, что когда у нас выступал владыка Амфилохий, то он рассказывал, что русские добровольцы говорили ему, что мы здесь для того, чтобы не пришлось нам на Волге врага встречать. Потому что сценарий, который сейчас разворачивается в Сербии, ожидает и Россию. Пока врагов еще сдерживают остатки нашего ядерного оружия, а когда им удастся выдернуть ядерное жало у России, тогда нас ждет балканский вариант. В принципе можно провести параллель между Косово и Москвой. Сейчас в Москве много заселилось выходцев с Кавказа. Одних азербайджанцев более 1,5 миллиона и это все как бы мина замедленного действия.
Нужно сказать, что у сербов очень остро стоит демографическая проблема. Их чуть более 10 миллионов. Очень много делается абортов. В марте, буквально перед нашим приездом, Синод Сербской Церкви вынес такое постановление: те врачи гинекологи, которые причастны к убийству детей, отлучаются от Церкви. Во многом то, что в Косово произошло, связано с эти вопросом, потому что у албанцев колоссальный прирост населения. Аллаху нужно подарить пять сыновей - вот такая установка у них.
Наши участники наиболее ярко выступали, мы все-таки более близки к сербам, чем другие. У меня было такое искушение. Каким-то образом исчезли тезисы моего доклада. Я просмотрел «Вестник Союза Православных братств» за прошедшие 10 лет. В начале своего выступления заметил: тех, кто занимается Сербией, помогает ей, с одной стороны посещает радость, а с другой - возникает много искушений, и вот, последнее искушение - исчезли тезисы моего доклада. Только ли рассеянность тому причина? Чувствую, что имело место явное духовное искушение.
В своем выступлении я рассказал обо всем, что нами делалось. Вспомнил Обращение СПБ 1992 года, в котором говорилось о ритуальном убийстве сорока младенцев в городе Вуковаре. Во многом мы были сориентированы в той ситуации Меморандумом Сербской Церкви 1992 года. Говорил о том, что первопричиной бед Сербии является ненависть к Православию со стороны его недругов. Сербы являются передовым бастионом Православия. Это вызывает к ним ненависть западного мира. В этом причина трагических событий, прежде всего, наряду с другими, конечно - военными, стратегическими и т. д. Рассказал о том, что владыка Амфилохий был в нашем храме, и вместе с ним мы служили панихиду о погибших сербах, молебен о победе сербского оружия над супостатами. Рассказал также о мощном крестном ходе в марте, который пришел к нам, когда начались бомбардировки, и о том, что мы ценим, что сербы почитают царя Николая II еще с довоенного времени. Они очень признательны ему за помощь в Первой мировой войне. Мы знаем, что сербы приютили нашу большую эмиграцию в 20-30-е годы. Мы и сейчас нуждаемся в их духовной помощи, и в дальнейшем, например, по проблеме кодов и ИНН. Нам было горько слышать в разгар этих бомбардировок, как с оттенком иронии сербы говорили при проверке на таможне: «А что это у вас там, не С-300?»(противоракетный комплекс). Или говорили: «Русские, не бойтесь, сербы с вами». Конечно, они разочарованы тем, что Россия так себя повела, хотя, в общем-то, Россия, русские с любовью к ним относятся. Одно дело - власть, другое дело - народ.
Практически везде был праздник общения, масса встреч, масса контактов. Они очень близки нам, чисто даже генетически. Люди такие крепкие, высокие, симпатичные, народ очень привлекательный. Интересно, что только у сербов нет христианских имен, дней ангелов. У них есть понятие «покровитель рода», «местная слава». Когда бывает праздник святого, то это праздник всего рода. Имена очень оригинальные: Любодар, например, по -русский - любимый, дорогой.
На конференции выступали два англиканских священника. Один рассказал, что в том, что начались бомбардировки, большую роль сыграла жена Клинтона - Хиллари. Она оказала на Клинтона большое давление, чтобы он принял такое решение, а тот колебался. Урон от бомбардировок: 100 миллиардов долларов, около 2000 погибших. Сербы смогли сбить 60 самолетов, хотя техника у них на уровне 70-х годов, а натовцы поднимали самолеты на высоту 15 километров и производили точечные удары. Сербов просто расстреливали, как у нас Белый Дом в 93 году, тем не менее, они смогли сбить 60 самолетов. Были бы комплексы С-300, не было бы бомбардировок. Запомнился рассказ о двух эпизодах в ходе конфликта. Сербский летчик вклинился в летящую стаю натовских самолетов, замаскировался между ними, вошел в строй и поразил несколько самолетов, потом уже его сбили. По неписаному кодексу чести не принято расстреливать летчиков, когда они катапультируются, но его все-таки расстреляли. Второй был случай, когда сербы залетели на вражеский аэродром на территории Албании и уничтожили несколько самолетов.
С о. Всеволодом я сослужил Патриарху Павлу в воскресенье в храме Архангела Гавриила. О Патриархе Павле мы много слышали. Ему тогда было 86 лет, он такой сухонький, маленький, пол яйца утром и пол яйца вечером съедает. Был епископом Косова 34 года. Когда умер Патриарх Герман, его предшественник, то стали выбирать преемника. Было несколько кандидатов, епископ Павел набрал наименьший процент голосов. Потом был жребий, - один к одному как было с избранием Патриарха Тихона. Выбрали его: он, конечно, в шоке, отказывался от избрания, но, в общем-то, его уломали, и он стал во главе Церкви. Патриарх Павел совершенно далек от всякой бюрократии. Никаких торжественных встреч его в храме не бывает. Пришел Патриарх, настоятель его встретил. Приложился он к иконе праздника, сам себя помазал священным елеем, вошел в алтарь, надел епитрахиль и стал вынимать частицы у жертвенника. Иподиакон один, бородатый Мирослав, он ему помогал облачаться. Сразу «Благословенно Царство», без часов. Без двадцати девять началась литургия. Диакон красиво служил. У сербов в 90-е годы произошел переход на сербский язык. Патриарх - сторонник того, чтобы был переход на сербский язык, хотя в разных епархиях по-разному складывается, здесь нет такой централизации, как в России. Епископ - полноправный хозяин своей епархии. Патриарх не может приехать в епархию без его согласия. Епископа не могут перевести на другую кафедру, т. е. там по существу автономные епархии.
После мирной ектеньи хор запел «Благослови, душе моя, Господа, Благословен Еси Господи», «Паки и паки», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне...», «Единородный Сыне». Второй антифон выпал. «Блаженны» пели основательно. Тропари на «Блаженных» и потом тропари, кондаки. Апостол красиво прочитали. Прокимен только один и стих на «Аллилуия» тоже один. Евангелие. Сугубая ектенья с особыми прошениями (как мы поняли, в связи с бедами, которые постигли сербский народ). Сохраняется ектенья об оглашенных. Великий вход. Когда у нас совершается архиерейская служба, то не бывает так, как у сербов на литургии. Сербские священники выходят и поминают: «Страну нашу богохранимую и крестоносный наш народ», а потом уже Патриарх говорит. У нас же Патриарх сразу поминает Предстоятелей Православных Церквей. Интересно, что у сербов сохраняются детали, имеющие дониконовское происхождение, например, Исус - с одним «и», в тексте Символа веры - «рожденна, а не сотворенна». Язык у них интересный, много в нем архаизмов. Символ Веры и «Отче Наш», в основном, читаются - как раньше было и у нас. Патриарх Алексий I ввел практику петь, так как многие забыли за 20-30-е годы главные молитвы.
В храме много женщин в брюках и без платков. На службе прихожане ведут себя очень тихо. Я дважды на литургии раздавал анафару (т. е. антидор). Первый раз - для причастников, а потом, когда давали крест. В процессе службы патриарх несколько раз присаживался. Мирослав подавал ему грелочку, у него, видно, холодели руки, он их согревал. Храмы у них не отапливаются. Это наша русская доля - в течение года несколько месяцев отапливать помещения, а на Балканах, вообще на юге, в Греции, на Кипре, в Сербии, эта проблема не стоит. Патриарх произнес проповедь, потом совершался молебен (по-гречески «параклисис») Божией Матери на сербском языке. На 9-й песне канона Патриарх зашел в алтарь, сам разоблачился, сложил облачение в саквояж, и - юрк в боковую дверь. А мы после службы пошли в приходской дом, где был небольшой прием. Настоятель храма оказался ученым мужем, специалистом по церковному праву, автором учебника по этому предмету, преподавателем в университете. Мы с ним плотно общались, были у него дома.
Посетили патриарший храм во имя Архангела Михаила. Храм XVIII века в барочном стиле, явно западное влияние. В храме находятся мощи двух сербских святых. Мы пришли к 8 часам на службу в будний день, а ее начали в 7.30 и в 8.10 уже закончили - 40 минут, это была сокращенная великопостная утреня. Патриарх был на службе, народ стал у дорожки, выходящей из храма. Патриарх прошел, благословляя на ходу.
Здание Патриархии впечатляет. Построено оно в 30-е годы Патриархом Варнавой. В нем 365 комнат по числу дней в году. Огромное здание, мы его детально рассматривали. Библиотека, зал собраний Синода, домовая церковь произвели на нас большое впечатление. Внутри храма немцы устроили в годы войны бар. Иконы были перевернуты лицом к стене, многие из них сохранились. Прекрасный музей, где много древностей XIII - XIV веков, иконы, книги, посуда и т. д, хотя масштаб, конечно, поменьше, чем у нас в Академии.
Совершили поездку по монастырям. Проехали около 600 километров - это была сложная дорога по гористой местности.
Женский монастырь Жиче. Этот монастырь был духовным центром типа нашей Лавры. Так как он находится на равнине, то его часто разрушали. Здесь погребены родители св. Саввы. Осмотрели иконописную мастерскую при монастыре. Подошли к епископу под благословение, он говорит: «А, из России, русский». Дело в том, что священники из России с крестами ходят, а у сербов крест считается наградой. Епископ говорил, что мать Россия - это для них все. Это был епископ Стефан, благообразный, сухонький, напоминавший Патриарха Павла. Пригласил нас на трапезу. Владыка подчеркнул, что устав сейчас строгий, пища без масла, но вино для гостей можно. К посту у них более мягкое отношение.
Второй монастырь - Студеница. Прекрасные места, чистейший воздух. В монастыре три храма, небольшой музей. Везде нам был оказан хороший прием. Закончили мы эту поездку в Лазарице поздно вечером. Небольшой храм Пресвятой Богородицы - именно в этом храме причащались сербские воины, идя на Косовскую битву. Встретил нас настоятель, он долго ждал нас. Здесь недавно были два русских епископа - ректоры Академий: московской - Евгений и питерской - Константин.
Богословский факультет. Это большое здание с храмом св. Иоанна Богослова внутри этого факультета. Общались со студентами. Библиотекарем здесь работает диакон Григорий из России. Он женился на сербке и остался здесь. О. Григорий оказался сыном епископа Камчатского Нестора. Владыка не так давно умер. Много от о. дьякона мы узнали про сербские церковные и гражданские проблемы. В частности, большая проблема у сербов еще с 60-х годов - свой раскол, как у нас на Украине. Церковь Македонии самочинно отделилась, провозгласив автокефалию. Раскол имеет место, и они считают, что эти раскольники безблагодатны, хотя таинства, ими совершенные, не повторяют. Познакомились с епископом Иринеем. Это третье или четвертое лицо в Сербской Церкви. Владыка возглавляет внешнее направление церковной деятельности, как у нас владыка Кирилл. Центр его епархии - город Новый Сад. Там мы были два раза, видели разрушенные мосты. Епископ Ириней пригласил нас приехать к нему в монастырь, где он собирался служить параклисис Божией Матери. Мы немножко не сориентировались и приехали не в монастырь, а в его кафедральный собор, где уже закончилась служба. Этот храм построен в барочном стиле, здесь нас приятно удивило наличие нескольких больших купелей. Епископ Ириней сторонник погружательного крещения. Он предписал клирикам своей епархии, чтобы было погружательное крещение. Также он возрождает византийское пение. Много лет владыка жил в Греции, на Афоне. Прохладно относится к тому, что некоторые сербские регенты увлекаются русскими церковными композиторами типа Бортнянского и т. п. Я, конечно, с ним согласен.
Когда приехали в монастырь, служба в нем уже заканчивалась. Епископ Ириней и его викарий епископ Порфирий тепло меня встретили. Монастырь мужской, много молодежи, человек 60 было на службе. Храмик такой аскетичный, еще даже иконостаса в нем нет. Читают немного на распев (у нас это называется «погласица»). Почему-то не было чина прощения в конце повечерия. Они говорят, что это бывает у них только на первой неделе поста. Потом епископ представил меня, я стал говорить то, что на конференции говорил и закончил словами: «Мы надеемся и чувствуем уже приближение того переломного момента, когда мы сможем сказать твердо: «Сербы, не бойтесь, русские - с вами!»
Было два приема в трапезной. Обязательно рюмка ракии - сербской водки. Был маленький духовный концерт.
Везде, где мы были, звучала песня Владимира Никаноровича «Братья славяне», Балканский марш. Он звучал в монастырях, в домах прихожан, в такси, в университете, где мы встречались с известным сербским композитором. Марш производил очень сильное впечатление, когда мы его пели и по-сербски, и по-русски.
Много общались с простым народом, скажем, с таксистами. Как относятся они к президенту Милошевичу? - спрашивали мы. Оказалось, что Милошевич здесь во многом фигура ненавистная, многие нам об этом говорили. Его считают диктатором, а мы думали иначе, что он, прежде всего, личность, неугодная Западу. Отец у него был учителем Закона Божия, жизнь, однако, закончил самоубийством. Сам Милошевич не церковный человек. Когда он был на Афоне, то обратился к афонским монахам со словами: «Здравствуйте, товарищи монахи». Его обвиняют во многих преступлениях, считают, что лучше бы ему уйти, потому что его правление не благо для Сербии, судя по плодам.
Были на приеме у Патриарха Павла, вручили ему небольшой колокол. Наш подарок понравился. Еще интересная встреча была у о. Петра, настоятеля храма Малого Саввы около Большого Собора. Везде нас встречали со слезами, везде о России говорили, как о надежде, как об опоре.
Жили мы последние дни не в гостинице, а в доме российского посольства. Там у нас были хорошие условия. Рядом стояла крепость, где имелось два храма, один из них в честь Параскевы Пятницы, которая пользуется большим почитанием в Сербии. В храме находится частица мощей святой.
Пару слов об о. Любодраге. С ним мы познакомились еще на конференции Союза братств в 1993 году. Сейчас он заштатный священник, возглавляет общество «Добротвор» при Патриархии. Это общество оказывает людям медицинскую и юридическую помощь. О. Любодраг уделил нам много внимания. Раньше он был настоятелем Александро-Невского храма. Есть такой в Белграде, русские его строили. В храме много русских икон, особо чтится память Императора Николая II.
Я благодарен моему спутнику Владимиру Никаноровичу, который был моим помощником в этой поездке. Был единственный инцидент. Искушения можно было ожидать при такой поездке. Приехали мы поздно вечером на машине о. Луки в женский монастырь на окраину Белграда. Было у нас два варианта - либо мы побудем 15 минут, и вернемся на этой машине, либо останемся, и тогда своим ходом придется возвращаться обратно. Нас очень тепло встретили. Одна послушница сказала, что отвезет на своей машине. Мы стали не спеша осматривать храм. Есть чтимые иконы, обновленная икона Николы Чудотворца, икона Божией Матери «Акафистная». Потом была трапеза, вкусное угощение, и тут Никаноровича немножко «занесло». Он почувствовал себя уютно, тепло, стал рассказывать, шутить, отвечать на вопросы. У меня нарастало ощущение, что мы уже задерживаемся, а он - широкая натура, в рубашке русской, с колокольчиком на шее (у сербов такой обычай), раздобревший, раскрасневшийся продолжает общаться. Я смотрю на монахинь, некоторые уже переглядываются, гости явно засиделись в женском монастыре, уже стемнело. Никанорыч стал рассказывать о старице Марии, которая к нам приезжала. И тут нам говорят, извиняясь: «Вы знаете, игуменья сказала, что надо завершать трапезу, что послушнице уже поздно везти, вот она дает вам деньги на дорогу». Я, как ошпаренный, вскочил со стола. Лучше не досидеть, чем пересидеть! Прохаживаюсь по улице так нервно, несколько раз передаю Владимиру Никаноровичу, что я вышел, а он все затягивает прощание. Провожала нас группа послушниц и монахинь, они вызвали такси. Я сорвался на Никаноровича, когда уже ехали, высказал все, что думаю: поздний вечер, больная игуменья, нельзя злоупотреблять и т. д. Ну, думаю: оставшееся время не буду с ним контактировать, будет у меня своя программа, не поеду с ним в другие монастыри. Был серьезный у меня на него накат. Но мы с ним отходчивы, все это прошло.
Должен сказать, что сербы очень симпатичный народ. Видно, что еще не очень воцерковленный - сказывается турецкое господство и коммунистический период и потом все-таки это южная страна. Мужественный народ. Очень надеются на Россию. Сейчас они на передовой, против них ополчились все силы зла, мир к ним враждебно относится, все могущественные страны НАТО, Америка. Но, повторяю, везде, где мы появлялись, был праздник братской любви. Они не знали, куда нас посадить, какое внимание нам оказать. Несомненно, эта поездка явилась мощным импульсом для того, чтобы мы еще больше активизировали усилия по оказанию им помощи. Наш кругозор расширился, мы теперь лучше ориентируемся в ситуации, что там происходит, какой там расклад. Был на митинге, посвященном годовщине бомбардировки, увидели сплоченность нации - они, как один, встали против врага. Судя по телевизионным программам, по публикациям газет у них большой патриотический подъем. Часто звучала такая фраза в СМИ: «Агрессия НАТО против нашей Земли», то есть Отечества. Они говорили нам - благодаря Вашей молитве, мы устояли. Главное - это молитва, а не концерты на мостах при полупустых храмах. Сейчас, кстати, притока людей в храм больше. На первой неделе Великого поста храмы были полными.
Так что, слава Богу, что эта поездка состоялась. Она очень запомнится, контакты мы будем развивать. А в день памяти свт. Саввы усердно помолимся ему об уврачевании церковных расколов в Македонии и Черногории.
Игумен Кирилл (Сахаров)