|
Государственное, экономическое и культурное разделение некогда единого Русского мира и Русской Православной цивилизации на сегодня есть наша горькая реальность. И даже те, кто дерзает мечтать о воссоединении, о восстановлении разрушенного, чаще всего относят это воссоединение к отдалённому будущему.
Однако есть область жизни, где единство Руси не прервалось и не разрушилось. Больше того, в этой области, в этом пространстве Русь живёт и дышит. Неизменная, вечная.
Недавно, в один день, все вместе миллионы православных христиан России, Украины, Молдавии, Белоруссии вступили в пору Великого поста. И никакие границы этому не могли воспрепятствовать. В храмах Петербурга и Кишинёва, Одессы и Минска зазвучал Великий канон святого Андрея Критского. Единый православный народ преклонил колени, обращаясь к Богу словами великопостной молитвы святого Ефрема Сирина.
Богу и миру ещё раз явлено со всей очевидностью – мы едины в нашей общей Православной вере. Мы едины в нашей общей надежде – после сорокадневного странствия встретить Воскресшего Господа в День Святой Пасхи. Мы едины в нашем общем стремлении вечно жить в Царстве Христа. У нас одна цель – Царство Небесное. И осознание этой цели, как важнейшей, труд ради неё и делает нас одним народом, народом Божиим, народом Святой Руси.
Из этого явленного единства в вере (явленного и на земле, и на небе, где сонм русских святых, не разделённый на украинцев и великороссов, «едиными усты» славит Бога-Троицу) вытекает серьёзный вывод. Если государственное и экономическое единство разрушено, а в Боге всё и все по-прежнему едины, то это есть указание нам: один только Бог и может воссоздать чаемое единство. Он выше земных разделений и сильнее земных «разделителей». И следовательно, те, кто желает возрождения Руси, должны на Него уповать, у Него просить помощи, не оставляя при этом собственных усилий и трудов, но чётко осознавая – без воли Божией не видеть нам Единой Руси.
Однако на пути соработничества с Богом в деле восстановления разрушенного Русского мира и (если Бог даст) государственного единства, нам необходимо дать ясный ответ на ряд принципиальных вопросов.
И первый из них: а для чего нам необходима Единая Русь в её новом земном воплощении? Может быть, она нужна для создания мощной экономики, единой военной стратегии, развития культуры и благосостояния? Да, и для этого тоже. Но далеко не в первую очередь. Единая Русь нужна для выполнения предназначенной ей от Бога миссии – быть пространством спасения. Ограждением всех спасающихся от пороков падшего мира. Местом, где ищут Царства Небесного и противостоят силам, уводящим от него.
Вопрос второй: как достичь желанного возрождения Руси в её истинном сакральном значении, если кругом столько препятствий, непонимания, если мир и дьявол соблазняют и похищают целые поколения?
Только Евангелие даёт ответ на этот вопрос. «Просите, и дано будет вам» (Мф.7,7), – говорит Господь, – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6,33). А всё остальное, обещает Спаситель, нам приложится. Это значит, что живя ради главного, ради встречи с Богом, изменяя и очищая свою жизнь, ради небесного жительства, мы получим и необходимое земное. И среди этого необходимого – восстановленное наше земное Отечество.
Наконец, третий весьма трудный вопрос: а что делать, если жить по Евангелию не получается? Если враг борет? Если чувствуешь, что не только просить о земных нуждах, но и глаза поднять к небу не достоин?
И тут наша Мать-Церковь и Дух Святой, пребывающий в Ней, даруют нам Великий пост.
В чём его смысл? Конечно, не в гастрономическом воздержании. Сосредоточившись на постных блюдах, можно попасть в очередную ловушку – думать о желудке и снова забыть о Создателе.
Установленный в память сорокадневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне, Великий пост есть время жертвы и покаяния. Он сам есть жертва Богу. Мы говорим Создателю: земное, тленное ничего не значит для нас. Мы отказываемся от него. Ты – наша жизнь и цель. Оставляя земные радости ради обещанной радости небесной, мы приносим Богу своё покаянное сердце, говоря: прости, очисти, исцели нас. Потому что сами, без Тебя не можем «творити ничесоже» (Ин.15, 5).
Великий Пост – это время нашей перемены (покаяние, по-гречески «метанойя», и есть перемена ума, перемена жизни), это время приближения к Богу.
Именно в эти дни, хоть немного став лучше (или хотя бы показав свое стремление стать лучше, а Бог, по слову Иоанна Златоуста, и намерение целует) мы можем просить о заветном – о Царстве Небесном и Отечестве земном. Потому что мы, блудные дети, с покаянием возвращаемся к Любящему Отцу. А Он Своим не отказывает: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более и Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7,11).
Великий пост также говорит нам, какими нас хочет видеть Небесный Отец. Об этом мы просим в краткой и великой молитве Ефрема Сирина.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Ещё раз подчеркнём: если мы – народ и власть, миряне и священство – оставим праздность (а с ней лень, небрежность в делах милосердия и спасения), оставим дьявольское уныние (это лукавый лжёт нам, что нет надежды, что Бог не всесилен), оставим любоначалие (стремление повелевать, холодное отношение к ближнему, как к средству для достижения собственных целей), оставим празднословие (а с ним ложь, пустые обещания, тщеславие), неужели Бог и Отец не услышит наших молитв о земном устроении Руси? Веруем, что услышит. И по вере нашей будет нам.
Наконец, если мы ищем не земного богатства и славы, а смиренномудрия (во всём упования лишь на Бога), любви, о которой говорит Евангелие, и не осуждения (ведь сказано, не судить, чтобы самим не быть осужденными в день Суда), если мы – народ и власть, миряне и священство – только будем искать этого, Господь не оставит наших усилий. Веруем.
И ещё одно недавнее нам указание.
Именно перед Великим постом наша Церковь явила пример самоочищения, пример того, как нужно хранить единство. Речь идёт о последнем заседании Священного Синода УПЦ (МП) от 21 февраля 2012 года и ответственных решениях, принятых на нём.
Когда один из архиереев (архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр) стал открыто выступать за разделение Церкви, а значит, и народа Божия, выступать не в духе той любви, о которой говорит в своей молитве Ефрем Сирин, Церковь, водимая Духом Святым, показала молодому епископу, за Кем сила и за Кем правда. Владыка лишился тех должностей, на которых его деятельность носила разрушительный характер. И через несколько дней после этого решения наша Церковь, погасив бурю разделительного соблазна, вошла в пору Великого поста.
В чем указание? Церковь – не организация, не строение. Церковь есть Тело Христово. Господь Его Глава, мы – члены. Соединённые во Христе, мы – Церковь. Соединённые в вере Христовой, мы – Единая Святая Русь. Именно здесь, на путях единой веры, соборности, евхаристического собрания вокруг Чаши нужно искать пути единения народа – земного и небесного.
Во время Великого поста служится Литургия Преждеосвященных Даров. На ней говорится о Чаше Христовой, где пребывают Тело и Кровь Господа: «с верою и любовию приступим».
Если мы с верой и любовью приступим к Богу в молитве о единении разделённого народа – то и будет нам по вере. И тут от каждого из нас, от каждого православного христианина зависит многое. Зависит дело восстановления Русского мира. Ведь насколько мы продвинемся в дни Великого поста к Богу, насколько станем ближе к Нему, настолько ближе станем и к нашей цели. От того, какие мы, зависит, быть ли Единой Руси и когда ей быть. Изменим себя в дни Великого покаяния – будем услышаны в нашем уповании.
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, Церковь, этого, нашей, Великого, оставим, говорит, время, Русского, поста, единство, едины, Господь, будет, просить, земном, Единая, народ, Великий, земных.
|
|