|
Давно подмечено: есть явления с виду незначительные и даже благообразные, но за ними угадывается нечто иное. Видится опасность, подчас весьма серьёзная. Православные Украины легко поймут, о чём речь.
Итак, представим себе рядовой храм Киева или, скажем, Полтавы. Рождественские святки. Идёт Божественная Литургия. Хор из прихожан поёт как может. Назвать это пением Богу сложно. Молитвой – тем более. Прихожане благодушно терпят ошибки поющих. Но вот по традиции, пока в алтаре причащается священство, регент воодушевленно взмахивает рукой и… льются прекрасные украинские колядки. Никто из хористов больше не запинается, все поют вдохновенно, на лицах улыбки. Чувствуется, к этому моменту готовились особо. Да, забыл сказать, по случаю праздника хор надел вышиванки.
«И где здесь опасность? В чём автор видит тайные смыслы?» – спросит читатель. Лишь в том, что колядки, вышиванки и щедривки для поющих православных оказались важнее, ближе, радостнее, чем благоговейное и чистое исполнение «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» или «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
И в этом – знак нынешнего времени. На Украине есть православные христиане – как миряне, так и священнослужители, для которых единство в местной державности, мове, фольклоре, похоже, актуальнее единства в вере и во Христе. Звучит категорично. И всё же конкретная украинская действительность за этим есть.
Или вот ещё символ. В Москве проходит последний Архиерейский Собор Русской Церкви. Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины не смог прибыть по состоянию здоровья. Вместо него речь зачитывает управляющий делами УПЦ (МП). И с первого же предложения (там, где обычно бывают слова приветствия) мы слышим напоминание: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата». Тут же следует упоминание Томоса, который гарантировал эту самоуправляемость. Затем уверение в том, что данный статус УПЦ «на сегодняшний день является оптимальным».
Складывается впечатление, что выступающий и пославшие его лица в первых же строках торопятся заявить важнейшее для них. А ведь все присутствующие и так хорошо осведомлены о статусе Украинской Церкви. Но почему-то напомнить о нем ещё раз кому-то крайне необходимо. И при этом нигде прямым текстом не говорится, что УПЦ – часть Русской Церкви. Только сухо: находимся в молитвенном и каноническом общении с РПЦ, через которую пребываем «в единстве со всеми Поместными Православными Церквами». Так, словно РПЦ не Церковь-Мать, а, прости, Господи, некий инструмент для соединения с мировым Православием. Пока необходимый. Пока устраивающий.
Для тех, кто заподозрит автора в излишней мнительности (а на Украине иногда любят ехидно посмеиваться над конспирологией и поисками церковного заговора), у нас есть не только предчувствия, но и факты. О них скажем ниже.
А теперь о главном. В настоящее время в Русской Православной Церкви зреет и в известном смысле уже незримо существует раскол. Его источник находится в лоне УПЦ – крупнейшей части Русской Церкви. Раскол этот особый, невидимый. Проявляется он пока не официально, не в богослужебной практике, но в иных сердцах. В тех сердцах, где любовь к Богу с некоторых пор потеснила любовь к государству Украина. Не в сердцах смиренных, любящих. Но гордых за державу, нацию и при этом – нелюбящих, «необрезанных».
Мы говорим о вещах глубоких, духовных. О вытеснении и подмене. Когда «гражданское», «секулярное», «политическое» подменяет Божеское. Становится более ценным. И в этом величайшая опасность. Во-первых, для души, поскольку спасение не от державы, а от Христа и Его Церкви. И следование ложным ценностям и ориентирам ведёт эту самую душу к погибели. А во-вторых, для Русской Церкви. Ибо наличие в ней большого числа людей, ведомых своими пастырями, в первую очередь, к «автокефалии» Украинской Церкви, а не к Царству Небесному, наличие внутренне объединённого организма, враждебного всему русскому (в контексте мифологии об угнетённых украинцах), наличие идейной общности с подменённым сознанием, молящейся сначала за Украину, а потом за Церковь Божию – есть факт неявного раскола.
Кто же совершает эту подмену в душах людей? Несомненно, тот, кому эта подмена выгодна. Враг спасения, враг и завистник рода человеческого. А происходит всё как обычно. Ничего нового лукавый за тысячи лет не придумал.
Вначале душе предлагается искусительный выбор. Ложная идея представляется привлекательной и неопасной (в нашем случае: разве плохо любить свою родину?). Но в том-то и дело, что отец лжи подменяет с самого начала понятие «родина». И вкладывает в него ложный смысл, предполагающий ряд разрушительных нехристианских переживаний – враждебность к России, принятие лжи об «угнетении предков», подозрительность, признание благом откровенные злодеяния военных преступников и другое, хорошо известное. Оказавшись в кругу лжи, душа (мирянина или священнослужителя) ещё может сопротивляться, ещё может в свете Евангелия, а не политических спекуляций взглянуть на предлагаемые ценности. Наконец, может вспомнить, что спасение личное и спасение паствы есть главный ориентир в житейском море. Но если по грехам своим христианин отворачивается от правды Божией, он принимает иную правду. А точнее ложь, о которой было сказано. И тогда происходит страшное. Внешне человек остаётся тем же, но по сути это уже другой человек. Примеры знаю и вижу. Хотя лучше бы их не видеть.
Как правило, сделавший ложный выбор, фактически павший охотно идёт на разговоры об украинской политике, всюду видит происки Кремля, «регионалов» и обязательно крайне либерально настроен. То есть спокойно относится к совместным молебнам с униатами, посмеивается над противниками электронных паспортов и тотального контроля, а заодно над строгостью постов, хулит Благодатный огонь (дескать, зажигалку носит с собой патриарх Иерусалимский), любит порассуждать о «часах патриарха Кирилла» и других «острых» темах, тиражируемых продажными СМИ. Думаю, нарисованный тут портрет хорошо знаком православным Украины. И к несчастью, в эти характеристики вписываются не только миряне, но и украинские священнослужители. Уж поверьте, знаем, о чём говорим.
Повторимся: если в лоне Русской Церкви существует подобная общность людей, заражённых национализмом, поклоняющихся «кобзарям» как святым, тогда что же это, если не духовный раскол? И в основе этого раскола – ересь. Назовём её так: «ересь украинствующих». И как ересь (неправильное, искажённое исповедание Бога) уводит человека от спасения, так уводят и они – «украинствующие в церковной ограде». Подмешавшие к Слову Божию слова и мысли из иного источника. Отделившиеся внутренне от Матери Русской Церкви. Лукаво поминающие патриарха Московского, но не любящие его.
Нам могут возразить, что мы вольно трактуем понятие ереси и раскола. В строгом догматическом смысле и то и другое пока что не обличено церковным разумом. Ересь, скажут нам, это сознательное искажение вероучения, а у наших украинствующих вроде нет изменения Символа веры (ну разве что язык Кирилла и Мефодия не устраивает да к латинству, то есть ереси, относятся с симпатией). А так на богослужении поют пока Никео-Цареградский Символ.
Да, по букве говорить о ереси, возможно, рано, а вот по духу…
Обратимся к авторитетам.
«Ересь есть прикровенное отвержение христианства», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Но разве ненависть к собратьям по вере, отказ от общей истории и общих предков не есть искажение самой сути христианства – религии любви?
«Когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными, – пишет далее святой Игнатий, – тогда он изобрёл ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся её человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».
Да, по наружности у нас говорят правильно, но внутри любят не Христа. Точнее, какого-то «своего Христа». Не на Кресте, а в вышиванке.
Та же ситуация и с расколом. В нашем случае – также неявным. По определению церковный раскол (греч. ????u??? – схизма) есть нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах. Выдающийся комментатор канонического права Иоанн Зонара пишет, что «раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и образуют свои отдельные собрания». Что ж, «украинствующие» вроде отдельные собрания пока не проводят. Но то, что отдаляются, - бесспорно.
Впрочем, чтобы снять хотя бы часть возможных обвинений в вольной трактовке богословских терминов, обратимся к фактам нашей украинской церковной жизни.
Скажите, как соотносятся с христианством и с Уставом Церкви такие события и такая практика в УПЦ:
– заупокойные службы по униатам, пособникам Гитлера, Петлюре и всем, кто убивал ненавистных «москалей», совершаемые свободно и безнаказанно в Ужгородской украинской богословской академии (то есть совершаемые в лоне Русской Церкви, в одной из её епархий).
– Хула на святых страстотерпцев в украинских церковных СМИ. Сомнения в законности их канонизации. А по сути, неприятие рядом священников и епископов Святых страстотерпцев Царя Николая и Его Семьи. Ведь это одновременно неприятие решения Собора, неподчинение ему, отрицание, если угодно, его каноничности. Не напоминает ли это раскол?
– Дружеские встречи и молитвы с раскольниками и еретиками (ведь униаты суть еретики, а раскольников-филаретовцев у нас уже без всяких кавычек теперь именуют «частью украинского православия», ещё одной «православной конфессией»).
– Навязывание семинаристам и слушателям Киевской духовной академии – в ближайшем будущем священству Русской Церкви – бредовых идей о крещении Руси до Владимира князем Аскольдом (естественно, в рамках Константинопольского патриархата, что есть якобы ещё одно основание для вожделенного автокефального разделения).
– Издевательские выпады в адрес постничества, совместные акции с гонителями православных (тем же братом Виктора Ющенко – карикатурной фигурой, изгонявшим каноническое священство, объявившим себя при наличии жены «епископом» в рамках филаретовской организации).
– Публикация на православных (!) сайтах материалов, не осуждающих содомию.
– Ничем канонически не обоснованное дробление украинских епархий (обоснованное лишь одним – стремлением «автокефального лобби» посадить на новые епархии «свидомых» и верных «самостийныцтву» епископов, чтобы в нужное время они поддержали разрыв с Московским патриархом).
– Наконец, недавнее глупое и наглое причисление Святейшего Кирилла к «украинофобам». Ректор упомянутой выше УУББ архимандрит Виктор Бэдь сразу после недавнего Архиерейского Собора написал: «С каждым годом поднимается все больше гвалта сбоку разного разлива «единороссов» и украинофобов… Должны же стараться идеологи «русского мира» выдать Украину, то есть Русь, за прошлое московитов». Ну а кто является автором и горячим сторонником идеи Русского мира, мы хорошо знаем.
Поверьте, этот скорбный и многим известный перечень можно продолжать. К перечисленным деяниям имеют прямое отношение священники и епископы, ещё раз подчеркнем, Русской Церкви (хотя они об этой своей принадлежности не желают вспоминать). Но в таком случае что всё это означает, если не раскол? Неявный, ползучий. В основе его – та самая «ересь украинствующих». Где независимость державы, «самостийность церкви», переформатирование сознания верующих в сторону патологической русофобии есть вещи более актуальные, чем жизнь и спасение во Христе.
Каковы цели новоявленных скрытых раскольников и еретиков, объявившихся в Русской Церкви?
То, что разрыв общения с Московской патриархией и увод паствы куда угодно, только подальше от России – это понятно. Но ведь это ещё не всё. Это не конец. Покинув (не дай Бог) лоно Русской Церкви, украинские верующие могут стать и наверняка станут игрушкой в руках мировых геополитических игроков. Скажем прямо: они и поддерживают наших «автокефалов». Их цель – создание антирусского государства на территории Украины. И далеко не факт, что кураторы разрешат отколовшимся войти под омофор Константинополя. У них иные планы. Например: и Константинопольского патриарха, и всех к нему присоединившихся отдать под веками проверенную руку давнего врага Православного мира и Русской цивилизации – римского понтифика. В результате лукавый заказчик бала будет удовлетворён – от спасительной веры и Церкви отторгнуты миллионы русских людей (как бы они себя в помутнении духовном ни называли).
Что же нам делать, и на что надеяться?
Вспоминается недавний случай. Архиепископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, сорока семи лет от роду, не жалующийся на здоровье, вдруг отправляется на покой. А на его место присылается молодой епископ, видимо, лучше понимающий, чего ждут «свидомые» киевские покровители. Так вот, народ и священство защитили владыку Агапита. Новый епископ не был принят народом, большая делегация священников (до шестидесяти человек), рискуя своим собственным положением и положением своих семей, отправилась в столицу с письмом к священноначалию. И владыка Агапит остался в служении. Правда, на другой кафедре. Правда, один из батюшек от напряжения душевных сил умер в Киеве, защищая своего архиерея. Однако народ Божий показал, что способен бороться. И в этом факте, а ещё в вековой традиции киевских православных братств усматривается нами некая надежда.
И ещё надеемся и смиренно просим Святейшего Патриарха Кирилла употребить все доступные средства и власть для предотвращения украинского раскола. Понимаем, что наш взгляд на ситуацию несравним со взглядом патриархии, и всё же просим и взываем о помощи.
И конечно, уповаем нелицемерно на общую (общецерковную и общерусскую) молитву к Богу о нашем единстве – церковном и державном. О том, чтобы духовная основа единого русского народа – его Церковь – не была разрушена. Чтобы на украинской земле не были дерзко и губительно отвергнуты слова Спасителя: «…да будут все едино» (Ин.17:21).
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, Церкви, Русской, Украины, ереси, украинской, может, людей, хорошо, только, опасность, спасение, православных, раскол, является, Церковь, более, наличие, Кирилла, украинские.
|
|