|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестное пресвитерство и диаконство, боголюбивый монашеский чин и все верные чада церковные!
Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение - это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.
"Я есмь воскресение и жизнь, - сказал Господь, - верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11: 25). Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное - оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15: 20).
Пасхальное торжество жизни объемлет собою весь мир, все Божие творение, оживотворяя его благодатью. "Воскресе Христос, и жизнь жительствует!" - говорит святитель Иоанн Златоуст в своем огласительном слове на Пасху. Божий дар жизни, попранный и оскверненный падением ветхого Адама, вновь во всей полноте открыт нам новым Адамом - Христом.
Приобщившись к полноте этого щедрого явления Божественной милости, будем же, дорогие мои, ценить и сохранять этот дар! Там, где льется кровь и страдают люди, там, где образ Божий попирается в угоду наживе, распрям, эгоизму, - встанем на его защиту, исполняя свое христианское призвание. Пусть познание нами Истины Христовой явится прочным основанием для свидетельства о Христе Воскресшем ближним и дальним, дабы они обрели жизнь вечную. Да укрепит Всесильный Господь нас в богопознании, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия. Будем ревностно прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всего общества устраивалась по Божиим заповедям, ибо только их исполнение принесет людям полноту и гармонию бытия. Именно этим мы сможем засвидетельствовать свою любовь к Богу, ведь Он Сам сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14: 15).
В эти нелегкие времена явим делом свое христианское призвание, поддержим друг друга, дабы никто не чувствовал себя униженным, оставленным, бедным, ущемленным. Желаю всем вам непрестанно устремляться к Небу во всех помышлениях, поступках и намерениях, помня апостольские слова: "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога" (Кол. 3: 1).
Исполняясь радости о Христе, поправшем смерть и растерзавшем узы ада, мне особенно хотелось бы обратиться к молодежи, которой предлежит широкое поле трудов, дерзаний и свершений. Вам предстоит созидать своими усилиями будущее нашего народа и нашей Церкви. Пусть же силы, таланты, способности, дарованные вам от Господа будут, использованы на благо ближних, во исполнение своего призвания, для свершения святой воли Божией.
Дорогие мои! В "сей нареченный и святый день" обнимаю и приветствую каждого из вас, разделяя свою радость со всеми, кто исповедует имя Христово, и с каждым, кто готов принять в свое сердце радость Пасхального приветствия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Воистину воскресе Христос! Аминь.
†Кирилл,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Пасха Христова 2009 года, град Москва
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви архипастырям, пастырям, монашеству и всем верным чадам Украинской Православной Церкви
Христос воскрес, и уже не умирает,
смерть Им более не обладает.
Рим. 6: 9
Христос Воскресе!
Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне — братья и сестры!
В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни.
Тот, в чьих руках власть над жизнью и смертью, не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. “Во Христе,— говорит святой Амвросий Медиоланский,— воскрес мир — человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля”. Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий — грех, и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшагося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни (Деян. 3: 15), Начальником умерших (1 Кор. 15: 20), Новым Адамом, приводящим в жизнь вечную (1 Кор. 15: 22).
С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь — Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его (Ин. 1: 10–11). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко кресту. Но воскрес Христос, а с Ним — вся правда и добродетель. Воскрес Христос — и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него, как на критерий истинности всего христианского учения: “Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера” (1 Кор. 15: 14).
Неизреченная любовь Отца Небесного к роду человеческому принесла в жертву во искупление человечества от власти смерти Единородного Своего Сына, Который положил начало воскресению всех нас для вечной жизни и нескончаемой радости в обителях Отца Небесного. Святитель Иоанн Златоуст в огласительном слове на Пасху восклицает: “Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Задержанный смертью, Он попрал ее. Сойдя во ад, пленил ад и огорчил его… Христос Воскрес, и нет ни одного мертвого во гробе…”. Смерть перестала быть безысходностью: для верующих во Христа она стала упокоением от земных трудов и переходом в иной мир — мир света, добра и радости. Слова Господа о том, что каждый верующий в Него “не умрет вовек”, являются залогом предстоящего нашего воскресения во плоти, которое, благодаря Воскресению Христову, совершенно естественно и реально. И уже здесь, на земле, мы имеем возможность приобщиться этому бессмертию, ибо каждый, кто с трепетом и верой причащается Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии, является частицей Его Божественной природы и наследником благ будущего века.
С Воскресением Спасителя уже не странником и пришельцем входит человек в Горний мир, но, как говорит нам святой апостол Павел, мы “уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу” (Еф. 2: 19). По стопам Воскресения нашего Доброго Пастыря войдем и мы в дивные чертоги Света Невечернего, как смиренные овцы Его духовного стада.
В наше непростое время, когда кажется, что зло и грех снова побеждают добро и свет, когда грех преподносится как нечто законное и естественное для человека, утвердимся верой в Воскресшего Господа. Ибо в самом Воскресении — неисчерпаемый источник вечного радования, святой надежды и силы нашей христианской жизни. Смирившийся, даже до смерти, но Воскресший Христос Победитель вдохновляет и укрепляет нас на жизненном пути. Господь ожидает от нас, чтобы мы сделали свою земную жизнь временем приуготовления себя к вечному бытию, чтобы мы отверглись суеты и пороков. К этому призывает нас и апостол: “…время уже коротко, так что… покупающие должны быть как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего” (1 Кор. 7: 29–32). Потому будем трудиться над созиданием духовных благ, мира Христова в своих душах, в своих семьях, будем возрастать в любви к ближним, сохраняя себя в чистоте и смирении.
В этот лучезарный праздник Христа Воскресшего, в день, принесший спасение миру, когда взошло светозарное Солнце Правды и все вокруг преисполнилось радости и веселья, “в сей день, егоже сотвори Господь”, победно возгласим: “Христос Воскресе! Воистину Воскресе!” Будем радоваться со всем миром, видимым и невидимым, “Христос, бо воста — веселие вечное”!
Да подаст нам Господь мир и радость, да сохранит Воскресший Церковь Свою Святую от всякого злаго обстояния. Пусть никакая скорбь и тревога не омрачает и не умаляет нашей радости о Воскресшем Спасителе мира!
“О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!”. Аминь.
Воистину Воскресе Христос!
Пасха Христова
2009 г.
г. Киев
†Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви
ПАСХА СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово Пасха пришло к нам из греческого языка и означает прехождение, избавление. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
В 2009 году Пасха приходится на 19 апреля по новому стилю.
ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.
В течение всей Страстной недели, предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (паску, кулич), красили и расписывали яйца, запекали поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д.
Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.
История Пасхи, Пасхальные обычаи и трапезы
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник кочует во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют чистым, причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также битки - битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий звонильная неделя) любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.
Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы.
Ключевые Cлова: Христос, жизни, Христа, mdash, Христово, жизнь, праздник, Воскресение, Пасха, Господь, Церкви, Православной, воскрес, Господа, Спасителя, когда, смерти, говорит, только, человека.
|
|