В воскресенье 23 февраля, в день, именуемый в Православии Неделей о Страшном Суде, на колокольне Киево-Печерской лавры внезапно ударили в набат. Все, кто находился в монастыре, верующие, учащиеся духовных школ, стали поспешно собираться в монастырском дворе. Прихожане приходов Киева созванивались, списывались, с тревогой спрашивали: «Что теперь будет нашей с Церковью? Где будем молиться? И сможем ли молиться?»
Тревога закономерная. На Украине совершен государственный переворот при поддержке Запада. Центр столицы разорён. Законной власти в городе нет. Власть в руках у боевиков майдана.
И вот в это тяжёлое время, когда многие киевляне опасаются выходить на улицу, в дни, которые перепуганные украинские телеканалы называют «национальной революцией», лидер организации «киевский патриархат» М.Денисенко, более двадцати лет назад за раскол отлученный от Церкви, стал проявлять лихорадочную активность.
22 февраля он выступил с призывом к УПЦ МП, то есть к канонической церкви Украины, объединиться в «единую поместную украинскую православную церковь». В стенах занятого им Михайловского монастыря – госпиталь для раненых активистов майдана. Его подчинённые в последние три месяца постоянно пребывали среди «революционеров». Близкий к новой власти Филарет сегодня со своими предложениями особенно опасен.
Ведь объединение в предлагаемом «киевским патриархатом» виде в принципе невозможно. Объединившись с раскольниками, любая каноническая церковь грубо нарушает церковные правила и становится безблагодатной. Возвращение раскольников в лоно Церкви возможно только через их личное покаяние. Таков тысячелетний, незыблемый церковный закон. Он прекрасно известен и самому Денисенко – в прошлом видному иерарху Русской Церкви.
Однако дух мятежа, отметающий церковные правила, разрушающий единство, присущий, к сожалению, и отдельным священнослужителям УПЦ МП, для которых желание оторвать Украинскую Церковь от Московского патриарха стало смыслом существования, – этот дух роднит активистов майдана и членов организации раскольников под названием «киевский патриархат».
Хорошо понимая, что ни одна поместная церковь в мире не признает новую «объединённую УПЦ», господин Денисенко решил реализовать свой лукавый проект (задуманный не только им, но и теми клириками УПЦ, которые грезят об автокефалии и «свободе от Москвы») при поддержке новой власти. Принудить УПЦ МП к объединению и войти под омофор Константинопольского патриарха Варфоломея. Так, по замыслу раскольники обрели бы законность служения, патриарх Варфоломей получил бы крайне сомнительным способом новые земли для окормления, а Московский патриарх утратил свою каноническую территорию.
Ну а теперь – к событиям в Киеве.
22 февраля провокаторы стали распространять на майдане слухи о том, что Печерская лавра готовится переправить какие-то ценности в Москву. Вооруженные активисты майдана бросились к лавре. В ночь на 23 февраля монастырь стали окружать. Раздавались призывы к немедленному захвату. Слышались крики: «Вы – пятая колонна Москвы!» Тут-то и ударили в колокола. К лавре потянулись верующие. У нижнего входа в лавру, где дорога к Ближним пещерам, люди стали молиться и молились два дня.
К утру 23-го Лавра была полностью оцеплена. Вечером в 18.00 предстояло заседание Синода УПЦ МП. С двух сторон, «киевским патриархатом» и бойцами майдана, на священноначалие УПЦ оказывалось жесточайшее давление. Требование было одно – безоговорочно объединиться с раскольниками и перейти в Константинопольский патриархат.
Однако 23-го Синод не собрался. Не все иерархи смогли приехать к назначенному времени. Давление одних и молитва других продолжались. Штурм монастыря не начинался.
На следующий день члены Синода УПЦ прибыли в Киев. Сначала они посетили в больнице тяжелобольного митрополита Владимира. Его состояние оказалось критическим, он пребывал в коме. Затем состоялось заседание Синода под председательством старейшего по хиротонии митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Было принято решение: в связи со сложившейся ситуацией обязанности Предстоятеля возложить на Местоблюстителя.
Тем временем в лавру прибыли путчисты – П.Порошенко, И.Жданов, кто-то из «Свободы». Давление на священноначалие усилилось.
Однако к радости молившихся и всех верующих тема перехода в Константинопольский патриархат не нашла никакой поддержки у членов Синода. Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры тайным голосованием был избран постоянный член Синода митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий – твёрдый и последовательный сторонник единства с Московским патриархом.
Примечательно, что и вокруг лавры всё тоже как-то успокоилось, утихло. Захват не состоялся.
В тот же день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал в своём Обращении: "На территории Украины двадцать с лишним лет происходят непростые политические процессы, результатом которых явилось трагическое разделение нашей Церкви. В течение минувших лет были попытки использовать политическую силу для того, чтобы решить церковный вопрос в Украине. Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела, силой невозможно решать церковные вопросы. Нужно, чтобы Церковь самостоятельно, не опираясь ни на какие внешние факторы, решала все те вопросы, которые перед ней стоят. И сегодня, как и ранее, я обращаюсь к братьям и сестрам на Украине, находящимся в расколе, с призывом к единству. Но не к тому единству, которое будет результатом изменившейся политической конъюнктуры; не к тому единству, которое будет опираться на силу, а к тому единству, которое будет проистекать из искреннего желания вернуться к каноническим принципам, без которых не может жить Церковь".
Тяжело даже представить, к чему могло бы привести противозаконное присоединение к Константинополю. Нельзя исключать, что УПЦ, ведомая Варфоломеем, очень быстро оказалась бы под рукой Ватикана. А это - крушение нашей Церкви, отказ Украины от Православия, духовная катастрофа.
Однако Церковь устояла. И в этом радость. Редкая в эти окаянные дни, но светлая и значительная. И хотя впереди возможны и притеснения, и гонения, сегодня нам дана надежда: как ныне по молитвам верных Господь не оставил Свою Церковь, так и впредь не оставит Он святую и многострадальную землю Украины.