О вере Православной и верах бесовскихЭтот разговор мне хотелось бы начать со следующего евангельского эпизода: Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Мф. 16, 13–18).
Еще во время земной жизни Иисуса Христа даже у тех, кто видел Спасителя своими глазами, сложились о Нем противоречивые мнения. Потому нынешние разброд и шатания в человеческих умах неудивительны. По-разному отвечая на вопрос Господа: «За кого вы почитаете Меня?», люди, естественно, приходят к диаметрально противоположным выводам и результатам.
Как тогда, так и сегодня находятся совершенно отвергающие самое бытие Божие и объявляющие Господа Иисуса Христа «мифологическим персонажем». Именно о таких людях псалмопевец Давид сказал: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1). И мы становимся свидетелями того, как они развратились, совершили гнусные дела (Там же), о нихже не леть ныне глаголати подробну (Евр. 9, 5).
А разве мало среди нас настоящих идолопоклонников? Как много тех, кто забыл Творца, прельстился совершенством земной природы и обожествил стихии и небесные тела – воду, воздух, землю, солнце. «Иные люди обожествляли даже собственные страсти и пороки: кто был зол и радовался мучительству и кровопролитию, тот придумал Крона и Ареса; другие – Бахуса, третьи – Афродиту. „Коюждо страстью побежден быв, прямо страсти своей бога себе нарече"; при этом имеющий власть мог заставить своих подданных поклоняться „идолу возлюбленного греха своего"»1. Как и тысячелетия назад, такие люди верят в некие «силы», во «внеземной разум», в «полтергейст», в «пришельцев», с которыми безстрашно «вступают в контакт»… Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор. 10, 19–20), – увещевает нас апостол Павел.
Но были и другие люди – не принявшие Христа, называвшие Его «обманщиком» (по-славянски – «льстецом»; см.: Мф. 27, 63), предавшие Его на поругание и казнь, а затем с помощью подкупа пытавшиеся скрыть Его Воскресение (см.: Там же. 28, 12–15). В наше время они пишут буквально следующее: «Само упоминание имени Христа вызывает состояние неловкости. А уж считать Его Мессией – сказать такое даже язык не повернется! Для любого из нас поверить в то, что Иисус есть Мессия, означает предать свой народ, обезчестить память всех наших предков за более чем две тысячи лет»2. Кого же они ждут по сей день, чьему пришествию активно способствуют? На этот вопрос отвечает Сам Господь: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Святоотеческое предание ясно свидетельствует, что этот «иной» – антихрист. Именно поэтому Господь изрек: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Там же. 8, 44). И нам ли отменять этот Божий приговор?
Теперь обратимся к тем, кто почитал Христа «за одного из пророков». И такие люди есть ныне. Они не отвергают как пророков Ветхого Завета, так и Иисуса Христа. Однако все прежние пророки, в том числе Моисей («Муса») и Иисус («Иса»), по их мнению, лишь предшественники «самого великого пророка – Мохаммеда», основателя мохаммеданской религии. Эта религия не признает никакого Богосыновства (см.: Коран. 3, 52 / 59), более того – учит, что Бог никогда и ни за что не предал бы Своего Сына, если бы Он существовал, на позорную крестную смерть; что на Кресте страдал не Христос (см.: Там же. 4, 56 / 157), а вместо Него был распят другой и т. п. Не веруют магометане и в бытие Святаго Духа – Третьей Ипостаси Святой Троицы, и, следовательно, не имеют спасительной благодати Божией, непосредственной благодатной связи земли с Небом3. Их религия отрицает свободу человеческой воли, вместо которой проповедует мрачный фатализм, что имеет массу негативных последствий.
Но существуют еще такие люди, которые умудрились на 30 лет «отправить» Христа… в Индию, где Он якобы «овладел тайнами йоги, научился творить чудеса и пошел по миру проповедовать новое учение. <…> Знакомому с практикой йоги Иссе легко удалось впасть в состояние, неотличимое от смерти, и восстать невредимым уже после снятия с Креста»4. Другие же, ничтоже сумняшеся, утверждают, что Христос – это «не кто иной, как сам Кришна в своем очередном воплощении (по другому толкованию – сын Кришны)»5, звучат и прочие безумные глаголы. И безумие это все ширится, ибо князь мира сего, диавол, вовлекает в него и взрослых, и детей, отнимает у несчастных последний разум и толкает их в пропасть греха, пытаясь уничтожить в человеке образ и подобие Бога.
Спасительным предупреждением для нас служат непреходящие слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2, 22–23). И далее: Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (Там же. 4, 1–3). А нам настойчиво пытаются внушить, что все веры хороши, что, хотя Бог – Един, прийти к нему можно разными дорогами… Но апостол Иаков писал: Ты веруешь, что Бог Един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Значит, не все веры одинаковы, но есть одна вера истинная – Православная, прочие же – бесовские.
Но может возникнуть вопрос: в чем же причина разногласий между христианами, исповедующими Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго?
Вернемся к словам Спасителя, с которых мы начали наш разговор: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Мог ли Христос, провидя грядущее троекратное Петрово отречение, назначить его этими словами «князем апостолов» или «основанием Церкви»? После принятия благодати Святаго Духа Петр, как известно, остался равным среди равных в чине апостолов и даже однажды подвергся нареканиям со стороны апостола Павла (см.: Гал. 2, 11–21). Значит, «не плоть и кровь» Петровы – непоколебимое основание Церкви Христовой, но – исповеданная им вера в то, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго. Итак, нельзя наделять непогрешимостью «плоть и кровь» человеческие, подверженные гордыне и прочим грехам.
Между тем именно это и произошло у католиков и в итоге привело к возникновению таких общеизвестных явлений, как инквизиция, индульгенции, иезуитская мораль и т. п., что, в свою очередь, не могло не вызвать мощного протеста.
Однако «протестующие» против одних крайностей не вернулись к истине, но впали в уклонения другого рода. Отвергнув Священное Предание Церкви, опыт и авторитет Святых Отцов и Вселенских Соборов, они начали самостоятельно, своим человеческим страстным греховным разумом толковать Священное Писание, каждый – в меру своей гордыни. В результате целого ряда неизбежных внутренних разделений эти «протестующие» явили миру безчисленное множество конфессий и деноминаций, а проще говоря – сект.
Где же выход? Можно ли решить существующие духовные проблемы лишь одними законодательными мерами, путем ограничения влияния лжерелигий и сект? Безусловно, сегодня такие меры крайне необходимы, но не менее важно и другое. По неизреченной милости Божией нам довелось родиться на православной земле, мы причастны к тысячелетней православной традиции, большинство из нас по факту принятия Таинства Крещения – православные люди. Но достойны ли мы этого великого звания и наследия? В чем и как часто обнаруживается живость нашей веры? Подтверждается ли она, эта вера, делами? Ведь по слову апостола Иакова, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Тот же апостол в назидание нам сказал: Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Там же. 4, 7–8).
Да избавит же нас Господь от двоедушия, да укрепит в вере Православной, и да рассеются на земле нашей все соблазны бесовских вер! Аминь!
Примечания:
1 Цит. по: Валицкая А.П. Русская эстетика ХVIII века. М., 1992. C. 22.
2 Цит. по: Тэлчин С. Найти истину… Мн.: Picorp, 1994. С. 11.
3 Подробнее об этом см.: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 102.
4 Парнов Е.И. Звездные знаки. М., 1984. С. 45.
5 Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб., 1995. С. 221.
Протоиерей Павел Боянков, клирик храма св. блгв.кн. Александра Невского, г. Минск
Источник: газета «Православный Крест» (№ 16 (112), от 15 августа 2014 г.)