Как сообщалось, Русская Православная Церковь получила право «арендовать» для воскресных школ помещения московских общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
Либералы и иноверцы возмущены предпочтением Министерства образования ПравославиюРешение властей вызвало недовольство у либеральных правозащитников и некоторых представителей педагогического сообщества, а представители других конфессий заявили, что намерены добиваться точно таких же прав и для себя.
«Департамент образования оказывает на школы давление, чтобы они сами зарабатывали деньги, в том числе, сдавая помещения под какие-то курсы и кружки,— полагает сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов.— А теперь выделяет негосударственную организацию и предлагает именно ей бесплатную аренду». Арендные ставки в школах устанавливают московские власти, тарифы зависят прежде всего от месторасположения учебного заведения и школьной инфраструктуры. К примеру, школа в районе метро «Электрозаводская» сдает свои площади по цене в 10 тыс. руб. за кв. м в год.
«Воскресные школы нормально работают и на территории храмов,— считает Демидов.— Но не каждый родитель о них знает, да и мало кто будет специально вести ребенка в церковь, а в свою обычную школу — без проблем». Не ясно, что делать, если в школы обратятся другие конфессии, подчеркивает Андрей Демидов, ведь они в этом приказе не упомянуты.
«Я считаю, что в этом вопросе нужно проявить равноправие, — поспешил заявить замглавы Совета муфтиев России Рушан Аббясов.— У нас существуют аналогичные проблемы. Как известно, в Москве мало мечетей, поэтому общинам приходится арендовать помещения для воскресных школ. Необходимо, чтобы всем традиционным религиозным организациям разрешили пользоваться для занятий площадками общеобразовательных школ».
«Мы поддерживаем инициативу православных, потому что она решит общую проблему с нехваткой помещений для воскресных школ,— заявил, конечно же, и вице-президент Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России раввин Зиновий Коган.— Мы тоже обратимся в департамент с подобной просьбой».
«Это нарушение закона, так как у нас светское образование,— уверен глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков.— Даже если это формально решает администрация школы, ведь мы понимаем, насколько они зависят от департамента образования». Правозащитник считает вопрос религиозного образования «крайне чувствительным в российском обществе»: «Такие преференции хотели бы для себя мусульмане, иудеи, буддисты, адвентисты, кришнаиты, свидетели Иеговы и все остальные. И что мы в итоге получим в школе?»
Однако православный правозащитник, исламовед, директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя Совета по религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России Роман Силантьев отметил следующее: «Министерство образования имеет право заключать подобные соглашения с любой религиозной организацией. Если они пожелают, то могут заключить договор, хоть с адвентистами, но Министерство выбрало Православие. Например, в мусульманских республиках Северного Кавказа давно существует подобная практика. Естественно, что все мусульманские организации пользуются предоставленными возможностями. Это нормально.
Возмущение тем, что Министерство выбрало именно Православие – это не попытка защитить права адвентистов, а стремление навредить Русской Православной Церкви, которая смогла договориться о такой практике. Что скажут все остальные?! Ничего! Кто достоин, тот и пойдет в школу. Принимать подобные решения – это прерогатива Министерства образования. Это ни в коем случае не нарушает светский характер образования. Это не инкорпорирование предметов воскресной школы в общую образовательную систему, а сдача учебным заведением на безвозмездной основе определенных помещений для проведения уроков воскресной школы. В данном случае необходимо отстаивать наши интересы, ведь принятое решение не нарушает законов и не разжигает религиозной ненависти, поэтому оно имеет права на реализацию!»