|
Патриарх Кирилл, Старец Паисий и Мировая война
Агитация и пропаганда на службе Святой Руси. На фоне нынешней мiровой смуты жаркие канонические дискуссии в среде «православной интеллигенции» напоминают философскую полемику умалишенных в горящем доме. Наш общий дом, Россия – объята пожаром безбожия, пожираема пламенем религиозного варварства, гибельного духовного одичания, глубокой нравственной деградации. А мы, посреди этого гудящего огненного смерча, вместо того, чтобы сообща гасить его всеми возможными средствами, самозабвенно дубасим друг друга цитатами из Номоканона и святоотеческих трудов! Согласитесь, в такой ситуации невольно закрадывается сомнение в здравомыслии спорящих…
Что же делать? Неужели надо отказаться от обсуждения внутрицерковных проблем? Никак. Но при этом надо ясно понимать, что наша Церковь – точнее говоря, её земная часть – живёт со своим народом и болеет теми же болезнями, что и он. А русский народ, увы, по-прежнему страдает тяжким духовным недугом – утратой веры…
Поэтому, если мы хотим уврачевать церковные смуты, нам прежде всего надо вернуть Бога в нашу жизнь. В жизнь личную и семейную, общественную и государственную. Для этого православным надо идти в мiр, а не бежать от мiра, идти к людям, а не бежать от них в пустыню своей мнимой «праведности». Каждый христианин сегодня должен быть проповедником Святой Руси, «агитатором и пропагандистом» Господа Бога! Именно здесь сегодня наше главное поле боя, наше Куликово поле, наш Сталинград!
«Безразличие к Богу приводит к распаду, – говорил преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис, 1924-1994). - Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, тот не любит ничего. И Родины он своей тоже не любит. Но сегодняшнее поколение – это поколение равнодушия. Большинство только для парада и годится. А мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру! Если не воевать против зла, оно станет ещё больше.
В прошлом народ жил духовно, поэтому Бог благословлял его, и святые чудесным образом ему помогали. И мы побеждали наших врагов, которые превосходили нас числом. А сейчас мы говорим, что мы православные, однако часто носим лишь имя православных, но не живём православной жизнью. Сладкие слова и великие истины имеют цену тогда, когда исходят из правдивых уст.
Мы переживаем трудные времена, необходимо много молитвы. Молитесь об этом общем безумии, захватившем весь мир, молитесь о том, чтобы Христос пожалел Свое создание, потому что оно приближается к катастрофе. Пусть Он Божественным образом вмешается в эту безумную эпоху, которую мы переживаем, потому что мир ведут в смуту, в сумасшествие, в тупик. Постарайтесь быть мужественными. Возможно, вам придётся пережить многое из того, о чём говорится в Апокалипсисе. Положение ужасно, безумие перешло все границы, христоненавистники наступают, и сейчас осталось только прийти антихристу, «сыну погибели»…».
Долгое время, читая благодатные поучения великого афонского старца, мы в России с грустью, тревогой и страхом отмечали в среде нашего священноначалия едва ли не полное равнодушие к тем проблемам, о которых говорил преподобный Паисий. После того, как в 1995-м году Господь призвал к Себе митрополита Иоанна (Снычёва), могло показаться, что русское духовенство в большинстве своём окончательно отказалось от исповедничества, убоявшись зловредного «духа времени», боясь прослыть «нетолерантными мракобесами»… Но вот, наконец, по милости Божией, в России с амвона опять раздались слова, созвучные старческим поучениям. Патриарх Кирилл в своей недавней проповеди, произнесенной в неделю Торжества Православия, сказал:
«Сегодня идея жизни без Бога распространяется уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим.
Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли.
Мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской. Мы переживаем особые времена, но ничего нового нет. Как во времена Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры православной…».
А несколькими днями раньше, после литургии в новоосвящённом храме Александра Невского при МГИМО, Патриарх заявил: «Россия сегодня выступает главной силой, защищающей христиан по всему миру. В сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры. Пусть Господь хранит Отечество наше! Пусть Господь хранит Церковь нашу, хранительницу веры и духовной силы народа! Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой — и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы!».
Стоит ли говорить, какой крик и вой поднялся в среде «демократической общественности» и на страницах либеральных СМИ после этих слов! А почему? Да потому, что в словах Русского Патриарха они услыхали смертный приговор своему сатанинском псевдодемократическому лжеучению, своей христоборческой либеральной секте, своим мечтам о «построении цивилизованной России», под которым они понимают тотальный погром всех наших исконных, русских нравственных ценностей, общественных идеалов и религиозных святынь…
Точка опоры в войне со злом. Согласитесь: перед лицом этой бесовской истерики, которую учинила наша внутрироссийская нечисть – тут же, кстати, поддержанная и подкреплённая забугорными упырями-русофобами – внутрицерковные смуты просто недопустимы. Свою энергию мы должны тратить на воцерковление одурманенной России, на противостояние внутренними и внешним врагам, а не на борьбу друг с другом за сомнительное звание «самого православного» и «самого истинно-верующего». От того, сумеем ли мы убедительно предъявить русскому обществу наше упование, нашу веру и её благодатные плоды, от степени нашей искренности и убедительности сегодня зависит и судьба нашего Отечества, и личная, частная судьба каждого из нас.
При этом центром проблемы и залогом успеха в деле Русского Возрождения является ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. Воцерковлённая, раскаявшаяся в былом безбожии Россия, возвратившая себе сознание своего промыслительного долга, своей вселенской миссии, станет непреодолимым препятствием на пути слуг грядущего антихриста. А Русское государство – могучим оружием, универсальным инструментом борьбы с ширящейся мiровой апостасией. И здесь значение патриаршего служения, важность деятельности Русского Первоиерарха невозможно переоценить.
Более двадцати лет назад митрополит Иоанн (Снычёв) писал: «Патриаршество есть тот "столп крепости»", на котором в тяжелые времена смут и волнений держались не только церковное благочиние и управление, но и вся Россия… Сегодня у нас нет Царя. И Патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию "земную" и "небесную", страждущую и торжествующую. Это ныне — единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения». Нынче, когда Россия начинает делать первые, пока ещё неуверенные и робкие шаги по пути своего державного и духовного возрождения, эти слова митрополита Иоанна справедливы, как никогда. И то, что именно сейчас патриарх Кирилл оказался на острие атаки как со стороны либеральных богоборцев, так и со стороны прельстившихся «зилотов», вовсе не случайно.
Будем смотреть правде в глаза: мiр неумолимо сползает к Большой войне. Нет сомнений, что эта война решит и нашу судьбу – судьбу России и Русского народа. Но войны человеческие, с применением танков, пушек и пулеметов, есть лишь следствие, результат, отголосок войн духовных, исход которых решает гораздо больше, чем может решить битва человеческих армий – он решает судьбы целых народов и судьбу каждого из нас В ВЕЧНОСТИ. Решает, какой она, эта вечность, будет для нас с вами: блаженной и сияющей, вославе Божией и бесконечном блаженстве Царствия Небесного, или страшной, мрачной и безнадежной – во «тьме кромешной», в адских муках позднего и бесполезного уже раскаяния…
Обе эти войны – внешняя, материальная, и внутренняя, духовная – в человеческой истории неразрывно связаны. Вот что об этом говорил старец Паисий:
«Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе.
Необходимо смирение и самоотверженность, жертвенность. Вкус этой жертвенной радости неведом нынешним людям, поэтому они так измучены. Отвага, самоотвержение являются в человеке движущей силой. Если же этой силы нет, то человек мучается. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя собой, человек пребывает в родстве со Христом, ибо Христос есть Жертва.
Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный пир. Верующий человек отважен. Мы верим в то, что ничто не проходит даром, что в нашей жертве есть смысл. Те, кто умирают геройски, не умирают. Мы отправляемся в путь для того, чтобы умереть ради Христовой любви. Духовной жизни без жертвы быть не может. И раз нам всё равно умирать, не будем слишком себя беречь!
Подвиги совершают не те, кто ростом велик а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой. Но в нашу эпоху отвага является редкостью. Люди замешаны на воде. Если в человеке не будет жить Христос, то как в нём будет жить отвага? А сегодня люди без веры строят всю свою жизнь на мусоре.
Не бойся. Чем больше человек боится, тем сильнее искушает его враг. Должно радоваться, что умираешь ты ради того, чтобы не умирали другие. Если расположить себя подобным образом, то ничего не страшно. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага и дерзновение. Люди же дерзновенные не боятся смерти и подвизаются с любочестием и самоотверженностью».
А вот что говорит Патриарх Кирилл. И разве не служат эти слова патриарха весьма злободневным дополнением, современной иллюстрацией к поучениям святого старца:
«Несение воинской службы испокон веков считалось делом чести и ответственным долгом. Сегодня российские солдаты и офицеры стремятся достойно продолжать славные ратные традиции прошлого, самоотверженно защищая рубежи Отечества и твердо отстаивая его интересы, являя примеры мужества и отваги на месте своего служения…
Мир страдает от военных конфликтов. В ряде регионов возрастает политическая нестабильность и социальная напряженность, усугубляются экономические трудности и обостряются цивилизационные противоречия. Главная причина подобных нестроений – в искажении и нарушении базисных нравственных законов, которые Сам Бог вложил в природу человека и которые просто и ясно выражены в десяти заповедях и в текстах Нового Завета.
Самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан. Каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят… Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.
Как важно, чтобы, защищая интересы Родины, мы были способны, не пренебрегая тактическими задачами, но возвышаясь над ними, всегда иметь в виду Божественную перспективу Страшного Суда! Именно в этой перспективе и выстраивается подлинная система нравственных и духовных координат, работая в которой, человек становится сильным, способным на подвиг, на самоотверженные поступки по защите интересов своего Отечества…».
Священная перекличка. Так же перекликаются поучения блаженного старца с проповедями Патриарха и в других важнейших областях нашей современной жизни, когда они говорят о главных «болевых точках» современности. Вот, судите сами.
Старец Паисий: «Несчастный мир – да прострет Бог руку Свою! – кипит как скороварка. Во всех государствах видишь бурю, великое смятение. Дьявол ринулся губить творения Божии. Мир горит! Вы это понимаете? Всё идёт к одному. Общий развал, общее разложение. Зло дозревает. Мучения людей не имеют конца. Сердце мое обливается кровью. Мир наполнился грехом, и необходимо много молитвы и много личного духовного опыта. Каждому необходимо трудиться на руднике своей души.
Люди ищут, обо что опереться, за что ухватиться. Но если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Переживаемые нами годы трудны и опасны, но в конце концов победит Христос. Необходимы закалка, отвага и мужество. Те, кто умирают геройски, не умирают.
В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты.Сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места. В прежние времена зло тонуло во множестве добра. Сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле. У власти находится зло!
Мы проходим через бурю. Современным христианам нельзя расслабляться. От людей удалилось любочестие, жертвенность. Среди царящей расхлябанности очень важен подвижнический дух. А если расслабляется один, за ним другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг не остаётся ничего хорошего.Люди легко попадают под влияние зла и увлекаются им. Несмотря на то, что мы довели себя до такого состояния, Бог не бросает нас на произвол судьбы. Бог оберегает нынешний мир обеими руками, тогда как прежде – только одной. А до чего дошёл бы мир, если бы этой помощи не было!
Благий Бог никогда не попускает, чтобы великие испытания продолжались более трёх поколений. Он всегда оставляет закваску. Коммунисты в России продержались семьдесят пять лет – как раз три поколения. Новые богоборцы не продержатся и семи… А сколько святых воссияет нам из России!»
Патриарх Кирилл: «В мире происходит разрушение нравственных устоев, на которых зиждилась вся жизнь людей — и личная, и семейная, и общественная, из которых выросли право и национальные законодательства. И Православные Церкви видят всю опасность происходящего и призывают ответственных политиков, общественных деятелей и всех людей доброй воли направлять свои усилия на сохранение и утверждение в мире подлинных моральных идеалов, на основе которых только и возможно созидание должного общественного устройства.
В нашу лукавую эпоху под видом неких философских изысков отрицается само понятие правды и истины. На знаменах многих политических партий написана идея абсолютной свободы личности, ее права жить по собственной правде…
До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим — на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон.
Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: "Нет, Бог тут ни при чем. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности".
Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом — разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников. Но народ наш прошел через все испытания и выстоял…».
Старец Паисий: «Нерадивое духовенство усыпляет народ, оставляет его как есть, чтобы он не волновался. "Смотри, – говорят, – ни в коем случае не скажи, что будет война, или Второе Пришествие, и потому надо готовится к смерти. Чтобы люди ни в коем случае не разволновались!"
А другие от ложно понимаемой доброты говорят: «Не обличайте еретиков, что они в прелести, чтобы показать нашу любовь к ним». Сегодня народ замешан на воде. Закваска не та…Сегодня стараются разрушить веру и, для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку.
Если я избегаю волнений ради того, чтобы не нарушить своего плотского покоя, то я равнодушен к святыне! Духовная кротость это одно, а мягкость от равнодушия – совсем другое. Некоторые говорят: "Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным". Но это не христиане. Это равнодушие…».
Патриарх Кирилл: «Сегодня ереси не просто существуют — они атакуют Церковь. Ересь — это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.
Вот и сегодня мы стоим перед очень опасным явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство…».
Светоч любви и заложник суеты. Недавно, обращаясь к молящимся после Божественной Литургии, совершённой в неделю Торжества Православия, патриарх Кирилл сказал:
«Моя архиерейская хиротония была совершена в праздник Торжества Православия. В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие в 843 году, когда усилиями Патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры Православие было окончательно утверждено после долгих лет борьбы с иконоборческой ересью.
А мое возведение на Патриарший престол, которое состоялось 1 февраля 2009 года, выпало на день памяти святителя Марка Эфесского. Именно он в XV веке практически единолично спас Православие от унии. После того как Константинополь был предельно ослаблен нашествием сарацин, византийский император решил привлечь военную силу западных стран для отражения атак с востока. Но оказалось, что без благословения Римского Папы никто не взялся бы за меч и не пошел защищать Константинополь.
Ради спасения города император принимает решение, согласно которому Православная Церковь должна подчиниться Риму, и это решение поддерживают Константинопольский Патриарх и большинство епископата. Иерархи отправляются в итальянский город Феррару, а затем во Флоренцию, для участия в соборе, названном Ферраро-Флорентийским. На этом соборе все Патриархи и архиереи подписали унию с Римом, — не подписал только святитель Марк Эфесский, который понимал, что невозможно объединение в силу страха или прагматических соображений, и, что самое главное, невозможно объединение через разделение, ведь те, кто пытался объединиться с Римом, тем самым разрушали единство православного мира.
Святитель Марк понял, какая беда угрожала всей Церкви, и, мужественно восстав на Ферраро-Флорентийском соборе, отверг унию. А потом политические обстоятельства изменились, и православным иерархам, подписавшим унию, пришлось от нее отказываться со стыдом и страхом, — но, наверное, этого бы не произошло, если бы не подвиг святого Марка Эфесского.
Эти совпадения в моей жизни я не считаю случайными. Именно в соответствии с этими Божественными указаниями я выбрал свой жизненный путь: благовестить день от дне спасение Бога нашего и хранить чистоту православной веры, сопротивляясь всякой ереси и всякому соблазну».
Вчитайтесь внимательно в эти слова. Что ещё нам надо для того, чтобы прекратить всякие спекуляции по поводу «гаванской унии» и мнимого «предательства веры» патриархом Кириллом?
Только не говорите мне ничего про «я ему не верю», «он неискренен», «это всё корыстный расчёт», про «раньше он другие песни пел», «нас опять обманут» и т.д… Мне это неинтересно. Я верю апостолу: «каждый своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14: 4). Я вижу то, что вижу: Патриарх меняется. Я слышу, что он заговорил от лица Церкви так, как и должен говорить Русский Первосвященник, как давно никто не говорил – решительно и властно. И пусть его голос ещё не окреп, пусть его тянут в «либеральное прошлое» тысячи цепких «демократических» рук, всё равно – начало положено.
И я, в меру своих слабых сил, буду делать всё, чтобы это робкое начало со временем увенчалось в России истинным и всенародным Торжеством Православия. Помоги, Господи! Аминь.
P.S. Уточню, чтобы не было недоразумений. Я вовсе не веду речь о том, чтобы уровнять духовное значение преп. Паисия Святогорца и патриарха Кирилла. Один – отшельник и пустынник, вдали от людской молвы стяжавший священные дары благодати Божией: самоотверженность, жертвенность, любовь ко всем людям, прозорливость, дар учительного слова, «живого и действенного», которое «острее всякого меча обоюдоострого» и «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12). Другой – церковный администратор и политик, находящийся в эпицентре общественного внимания, открытый всем интригам, всем страстям, штормам и бурям нашего мiра, нашего больного общества, всем нападкам врагов и их бесстыдных «средств массовой дезинформации». Один – светоч любви Христовой и духовной мудрости. Другой – заложник политической конъюнктуры и изменчивых приоритетов «сильных мiра сего». Но при всём при том, как ни крути, а в устах именно этого «заложника суеты» с высоты патриаршей кафедры зазвучали, наконец, проповеди, обращённые к самым жгучим проблемам современности, к самым злободневным и болезненным язвам современного мiра! Мы будем последними глупцами и малодушными трусами, если в такой ситуации спрячемся за своими подозрениями, за старыми обидами – и не подставим патриарху Кириллу плечо, не протянем ему руку помощи, не подкрепим новый курс его церковной политики опорой на широкую поддержку церковных «низов», православной общественности и всего Народа Божия. Вразуми нас, Господи!
Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»
Источник: http://ruskline.ru
Ключевые Cлова: чтобы, жизни, России, сегодня, человек, слова, Патриарх, Церковь, Сегодня, только, жизнь, народ, православной, своей, ничего, отвага, человеческой, времена, своего, Кирилл.
|
|