Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
- 249
В этом году исполняется ровно сто лет первому геноциду русского населения на территории, именуемой Украиной. Сто лет назад жители Галичины стали первыми европейцами, ощутившими на себе всю прелесть «европейской жизни» - они стали первыми заключенными первого концлагеря на территории Европы.
Мало кто сейчас помнит, что еще в начале прошлого века на территории Галиции существовало очень мощное пророссийское движение, именуемое в учебниках «москвофильским». Себя же его сторонники называли «общерусами». Настолько мощное, что украинские националисты, чья деятельность начала разворачиваться только в конце 19 века, для победы над идеологическими противниками вынуждены были прибегнуть к активной помощи греко-католической церкви и австрийского правительства. Фактически украинские националисты стали марионетками австрийцев, задачей которых было помешать культурному и национальному воссоединению галичан и русских. Н.М. Пашаева в книге «Очерки истории русского движения в Галичине» приводит такие факты:
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Как видите, деньги украинские националисты всегда получали с Запада, и всегда обличали пророссийских деятелей в рублевых заработках. Традиционная тактика – украсть, а затем крикнуть «Держи вора».
Но на этом аналогии не заканчиваются. В 1900-е годы активная помощь из Вены и поддержка митрополита УГКЦ Шептицкого позволило свидомым усилить свои позиции и даже начать травлю пророссийских галичан.
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Тем не менее, нельзя сказать, что русское движение сошло на нет. Наоборот, галичане активно учат русский, отказываясь от родного диалекта, именовавшегося ими «язычием», у них появляются свои депутаты в австрийском рейхстаге, один из которых даже произнес речь на русском литературном в зале заседаний. Русское движение оставалось важным фактором общественной жизни Галиции до самого 1914 года.
И вот грянула Первая мировая война. Австрийская армия сразу же потерпела поражение в Галиции и покатилась к Карпатским перевалам. И тут же появилось острое желание выместить свою бессильную злобу. А на ком грубый и неотесанный венгерский солдафон может отыграться, кроме как на мирном жителе? Тем более, что жителей Галиции справедливо считали русскими! Издевательства над галичанами подробно описаны в книге Глеба Соколовича «Кровавые годы». Но нас интересует не избиения крестьян, происходившие повсеместно, не зверское массовое убийство галичан в Перемышле, а злодеяние австрийской власти совсем иного масштаба.
Дело в том, что по наветам «украинофилов» в городах Галиции начинаются аресты пророссийски настроенных жителей, в основном представителей интеллигенции, хотя страдали и простые крестьяне.
Об атмосфере в Галиции писал очевидец тех событий, узник Талергофа Василий Ваврик.
«Стоглавая гидра набросилась на свою беззащитную добычу. В отчаянном страхе метался галицко-русский народ из стороны в сторону и не знал куда бежать. Немцы и мадьяры
бесились, как гады, и причину своих отступлений и поражений старались оправдать неблагонадежным поведением и изменой галицко-русского населения. В манифестах и воззваниях военные и административные власти обещали от 50 до 500 крон каждому, кто донесет на русина. На улицах и площадях галицких городов платные агенты выкрикивали: «ловить шпионов! Давайте их сюда на виселицы!» Партийные вожаки, ослепленные местью, на этот ядовитый клич приходили с добровольной помощью».
О том, как мечтали свидомиты расправиться с оппонентами, они открыто писали за два года до трагедии:
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Собственно, свои мечты они воплотили в жизнь в августе-сентябре 1914 года, когда начинаются массовые аресты пророссийских жителей Галиции, другими словами, москвофилов. Количество арестованных вышло за рамки допустимого пенитенциарной системой, поэтому из крепости Терезин в Чехии, где изначально содержались заключенные, их быстро переправили в первый концлагерь Европы под названием Талергоф.
В красках описывает процесс этапирования в Терезин Глеб Соколович.
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Как видим, дикая ненависть к русским и тогда стала нормой среди националистической «тусовки» Галиции, а уничтожение пророссийского населения считалось высшим благом в определенных кругах общества, которое впоследствии стало считаться украинским.
Талергоф: история первого геноцида русских в Украине
Однако крепость Терезин была лишь прелюдией к настоящему испытанию для русских Галиции. Впереди их ждал Талергоф.
Из воспоминаний В.Ваврика:
«Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф солдаты грацкого полка 4 сентября 1914 года. Штыками и прикладами они уложили народ на сырую землю. Голое, чистое поле зашевелилось, как большой муравейник, и от массы сиромашных людей всякого возраста и сословия не видно было земли...»
Фактически, русские галичане или, как их тогда и сейчас называли, «русины», оказались в положении советских солдат, попавших в плен к гитлеровцам в 1941 году. Условия пребывания людей были такими, что можно смело говорить о запланированном геноциде в отношении заключенных.
«До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Сбитый в одну кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз. Счастливы были те, которые имели над собою полотно, а под собою клапоть соломы. Скоро стебло стерлось на сечку и смешивалось с землей, из чего делалась грязь, просякнутая людским потом, слезами. Эта грязь становилась лучшей почвой и обильной пищей для неисчислимых насекомых. Вши сгрызли тело из-за теплой крови и перегрызали нательную и верхнюю одежду».
Однако на этом жестокость австрийских карателей не ограничивалась.
«Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики. На этих столбах происходило славное немецкое «анбинден», то есть подвязывание. Поводом для подвешивания на столбе были самые ничтожные пустяки, даже поимка кого-либо на курении табаку в бараке ночью. Кроме мук на столбе были еще железные путы «шпанген», просто говоря — кандалы, из-под которых кровь капала».
В конце осени были все-таки сооружены бараки, однако пребывание в них мало чем отличалось от жилищ, в которых проживали заключенные нацистских концлагерей.
«В позднюю, холодную осень 1914 года руками русских военнопленных талергофская власть приступила к постройке бараков в земле в виде землянок-куреней — и над землею в виде длинных стодол с расчетом, чтобы поместить в них как можно наиболее народа. Это как раз нужно было кровопийцам, вшам и палачам. В одном бараке набралось человек сотен три и больше. В сборище грязного люда и грязной одежды разводились миллионы насекомых, которые разносили по всему Талергофу заразные болезни: холеру, брюшной тиф, дифтерию, малярию, расстройства почек, печени, селезенки, мочевого пузыря, понос, рвоты с кровью, чахотку, грипп и прочие ужасные пошести».
Заключенным регулярно доставалось от охранников лагеря, избивавших людей ради забавы. Питание было ужасным, фактически оно мало отличалось от пайков Освенцима.
«Кроме нечистоты, эпидемиям в Талергофе отдавал большие услуги всеобщий голод. Немцы морили наших людей по рецепту своей прославленной аккуратности и системы, а бросая кое-что, как собакам, ухитрялись, будто ради порядка, бить палками всех куда попало. Не спокойным, разумным словом, а бешеным криком, и палкою, и прикладом водворяли часовые «порядок», так что часто возвращались многие от выдачи постной воды, конского или собачьего мяса калеками».
Депутата парламента Австро-Венгрии, чех Юрий Стршибрны 14 июня 1917 года отметил в своем выступлении, что имеет точные данные от 70-ти талергофцев о том, что в Талергофе мучители зарыли в землю общим числом 2000 мертвецов. Депутат того же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о Талергофе на месте неслыханных злодеяний и подчеркнул в своей речи 12-го марта 1918 года, что в талергофе до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшних условиях. В то время возникло 464 заболевания пятнистого тифа, как результат сильного голода и нечистоты. В продолжение полутора лет вымерло 15% талергофцев, т.е. свыше 3000 галичан и буковинцев.
Самое страшное, что многие жертвы Талергофа даже не удостоились права быть достойно похороненными. Если возле крепости Терезин сохранилось кладбище заключенных, то могилы заключенных Талергофа были разрушены.
В качестве заключения можно сказать, что война на Донбассе и все страшные события 2014 года в Украине можно также рассматривать как геноцид русских, так как превращение всех сторонников России в изгоев, предателей и врагов народа с последующим их безнаказанным уничтожением слишком напоминает события в Галичине столетней давности. Судя по всему, планомерное вытеснение «русского мира», начатое сто лет назад, продолжилось на востоке Украины, там, где «русский мир» так и не удалось победить.
Роман Вербий, Украина
Комментарии (0)