|
Фрэнк Шеффер (Frank Schaeffer, род. 1952) – известный американский писатель, сценарист, кинорежиссер и общественный деятель. Его отец, Френсис Шеффер (Francis А. Schaeffer; 1912–1984) был крупнейшим протестантским теологом и проповедником второй половины ХХ века. В 1970-х годах отец и сын Шефферы стали одними из главных вдохновителей той волны политической активности среди американских протестантов, которая привела в 1980 году в Белый дом Рональда Рейгана. С тех пор протестанты неизменно отдавали свои голоса представителям республиканской партии, будь то на выборах президента или в Конгресс. Эта тенденция сейчас, после катастрофического президентства Джорджа Буша-младшего, пошла на убыль. Но еще в 1990 году, разочаровавшись в кальвинизме, Фрэнк Шеффер перешел в Православие, стал чадом Греческой Православной Церкови. С тех пор он активно участвует в церковной жизни, руководит православным издательством, снимает документальные фильмы, много пишет, выступает перед большими аудиториями по всей Америке. Публикуемая статья появилась в интернете 12 августа 2008 года (http://www.huffingtonpost.com/frank-schaeffer/why-russia-invaded-georgi_b_118344.html).
С точки зрения России, Билл Клинтон в свое время превратил американские ВВС в орудие поддержки с воздуха исламского восстания против православного мира. Нападение на Сербию обличало «американскую наивность», как если бы, например, разбомбить Ватикан, а потом удивляться, почему это католики так расстроены и не могут успокоиться. А тут еще Буш решил, что, вопреки мнению России, можно оккупировать Ирак, и что было бы неплохо разместить противоракетную систему в Польше, и вообще взять в кольцо центр православного мира.
Нужно было появиться такому не искушенному в истории президенту, воспитанному на протестантской идее «деноминационализма» (когда методисты, пресвитериане и южные баптисты каким-то образом уживаются друг с другом), чтобы так глубоко заблуждаться в отношении России, процесс возрождения которой связан в первую очередь с её православными имперскими корнями. У нас же в Америке просто нет никакого понятия о кровных связях, родной земле и священной традиции. И поскольку мы сами всерьез не воспринимаем традиции, то и не можем поверить, что кто-то другой относится к ним по-другому.
Для нас всегда главным остается целесообразность и «то, что работает». Но в других частях света национальная гордость связана с продолжением исторической традиции (это было только что прекрасно продемонстрировано на открытии Олимпийских игр в Пекине, где многое все еще коренится в конфуцианстве и имперской истории).
Что касается России, то вряд ли можно было придумать что-либо эффективнее публичного унижения после «холодной войны», содеянной руками Соединенных Штатов, чтобы получить в итоге вторжение в Грузию. То, что мы видим сейчас, есть контрнаступление православного мира в ответ на последний «крестовый поход» Запада, пусть и сделанное в темпе slow-motion. Грузия – всего лишь символ ответного удара на современную версию погрома, учиненного Западом в Константинополе в 1204 году.
Билл Клинтон своей бомбежкой принудил к покорности старейшего православного союзника России и сделал это для того, чтобы послать незрелый, непродуманный и вообще бесполезный «сигнал» исламскому миру о том, что, продолжая поддерживать Израиль 99 % времени, мы можем иногда кинуть кость и мусульманам.
Обратите внимание: действия Америки против Сербии никогда не предназначались для прекращения этнических чисток. Если бы это было так, то президент, бомбивший мосты в сердце православной Европы и оказавший поддержку одной из сторон в гражданской войне, с таким же успехом послал бы самолеты в Руанду и остановил настоящий геноцид.
А сейчас Россия тоже посылает сигнал, остановив агрессию со стороны прозападной Грузии. Конечно, Грузия – православная страна, но ее используют для того, чтобы послать сигнал: мы ответим ударом на удар.
В наши дни Европа может считать себя полностью секулярной, но Джордж Буш – типичный американский протестант-евангелизатор, экспортирующий свою «версию Иисуса» в качестве Господа-от-консьюмеризма[1] и «демократию» по всему миру. Отстаивая войну в Ираке, Буш сказал, что он верит: Бог хочет сделать всех людей свободными. Его понятие о свободе есть прямое отражение протестантско-американской идеи сосуществования множества сект.
Буш не остановился перед тем, чтобы осуществлять эти свои идеи путем применения грубой силы. И Клинтон, и Буш – оба были убеждены в том, что Америка имеет особое призвание Богом к тому, чтобы «цивилизовать» мир путем навязывания нашей версии протестантско-западных норм, и/или использовать православную страну в качестве пушечного мяса, чтобы «послать сигнал». Нападая на Ирак, Буш тоже хотел послать сигнал. Все понимали, что Ирак не имеет никакого отношения к событиям 11 сентября. Ну и что с того? Давайте врежем каким-нибудь арабам, неважно каким.
С момента окончания «холодной войны» Соединенные Штаты и Запад неустанно оскорбляли и унижали православный мир. Мы упустили все имевшиеся возможности для проявления великодушия победителей в «холодной войне». Американские евангелизаторы наводнили Россию миссионерами, поскольку, как они утверждали, православные – «не христиане». Мы разбомбили Сербию, мы обращались с мировой ядерной державой, как с придурковатым младшим кузеном, мы нападали на их друзей, мы читали им нотации…
А сейчас мы рассчитываем, что Россия будет рациональной и будет делать то, что полезно для бизнеса. Но мы забыли, что не все в этом мире готовы отказаться от своего исторического наследия ради длинного рубля. Мы не смогли также обуздать наше потребление энергии и решили вволю повеселиться, пока бензин был дешевым. Таким путем мы только усилили Россию и все нефтедобывающие страны, поделившись с ними нашим богатством ради веселых уикендов в Лас-Вегасе и Диснейленде.
Мы забыли, что узы веры и истории в других странах еще не разрушены натиском модернизации, как это случилось в Америке. Мир – отнюдь не плавильный котел. И не все культуры столь же поверхностны и беспамятны, как наша.
Мы выбираем для себя церковный опыт так, как будто занимаемся шопингом, сделав религию частью нашей потребительской культуры. Средний американец (религиозного склада) в течение жизни меняет в среднем 6–7 Церквей, даже меняет конфессиональную принадлежность (спешу признаться: я вырос в консервативной протестантской среде, ушел из нее в 1990 году, обратился в Православие и при этом отошел от республиканской партии, за которую голосовал всю жизнь, и стал независимым, поддерживающим Барака Обаму). Ничуть не удивляюсь, что Буш и Клинтон просто ничего не поняли. Религия для нас – игра.
То, как Россия играет мускулами, напоминает нам о том, что история и религия для многих остаются делом серьезным, а не просто продуктами, которые можно попробовать и потом выкинуть. Мы все еще учимся (заново!) тому, что нужно слегка подумать, прежде чем вторгаться в чужие культуры, будь то бомбежки Сербии, оккупация Ирака или размещение ракет в Восточной Европе.
По-видимому, до нас это еще не доходит. Все, что мы можем делать, это всплескивать руками или изображать из себя воинственных и бывалых: «Я ничего не увидел в его глазах, кроме КГБ», как это делает совершенно дискредитированный Маккейн. Глупцы вроде Маккейна развлекаются, вставая в позу по отношению к России, как будто мы можем вообще «что-то сделать» со страной, у которой больше ядерного оружия, чем у нас, в то время как мы вот уже шесть лет не можем «исправить» жалкий маленький Ирак и до сих пор не можем найти бен Ладена.
Маккейн жестко говорит о России, как и его ментор Буш. И это те самые люди, которые начали ненужную войну в Ираке и настолько напрягли наши вооруженные силы, что сегодня нам было бы трудно отразить нападение даже со стороны Канады. И они еще смеют жестко говорить?
Итак: почему Россия идет в атаку? Пришло время расплаты. Клинтон напал на Сербию. Буш и НАТО унижали возрождающуюся православную Россию. Запад еще более унизил православный мир, признав независимость Косово. Америка бомбила Сербию и вторглась в Ирак, используя оружие, разработанное для «холодной войны».
Сейчас Россия вывела свои танки из ангаров и делает то же самое, но только у своего порога. Сказано: «Поднявший меч от меча и погибнет» (ср.: Мф. 26: 52).
Вместо того, чтобы надувать щеки, как это делает Маккейн, нам не мешало бы признать, что мы вели себя крайне неразумно по отношению к пост-советской православной России, и искать путей исправления того ущерба, какой нанесли Клинтон и Буш, а Маккейн обещает еще более усугубить.
Перевел с английского Владимир Ошеров (Православие.Ru)
[1] Консьюмеризм (consumerism) – потребительство – социальное явление, характеризующееся выдвижением потребления и потребительских благ в качестве высших ценностей, господствующих над другими ценностями человеческой жизни.
Ключевые Cлова: России, чтобы, Клинтон, православного, можем, Россия, Сербию, сейчас, «холодной, вообще, Маккейн, можно, время, Шеффер, Россию, почему, истории, качестве, потом, просто.
|
|