|
«Референдум – главная неудача 2012 года», – заявил премьер от праворадикальной партии «Единство» Валдис Домбровскис. И премьер прав, потому что состоявшийся 18 февраля референдум по вопросу признания русского языка вторым государственным до предела обнажил антидемократическую сущность якобы демократической правящей элиты Латвии. Как оказалось, ультранационалистической болезнью под названием «Латвия – для латышей!» больны не только радикалы из партии «Visu Latvijai!» («Все для Латвии!»). Метастазы этой болезни уже давно проникли во все другие латышские партии. И референдум, словно рентген, позволил увидеть, в какой огромной степени они поражены радикальным национализмом.
Но референдум выполнил еще одну важную задачу. Словно каменная груша, он пробил мощную стену дезинформации, которую на протяжении 20 лет возводили вокруг страны якобы демократические власти страны. В мире вновь заговорили о проводимой Латвией политике подавления прав национальных меньшинств.
Референдум способствовал и дальнейшей консолидации русской лингвистической общины, причем не только в Латвии, но и в Литве и Эстонии, а также на Украине, т.е. в тех странах, которые выступили в поддержку латвийского референдума.
Наконец, как положительный результат референдума можно рассматривать и то, что отдельные представители правящей элиты сразу после 18 февраля заговорили о необходимости допустить неграждан к выборам в местные самоуправления, о том, что 7 января (Православное Рождество) вполне можно было бы объявить выходным днем, что нельзя ликвидировать русские школы и что, наконец, нужно вести диалог с русским населением. Но оппонентов у тех, кто высказывает подобные предложения, пока намного больше. И их высказывания звучат сегодня намного жестче и непримиримее, чем даже несколько месяцев назад.
Таким образом, политические итоги референдума дают Латвии шанс вернуться на путь демократического развития. Но совершенно очевидно, что возвращение к демократии не будет легким и быстрым.
Правящая коалиция: от языковой риторики
к ужесточению языковой политики
На протяжении всего 2011 года не было дня, чтобы в латышских СМИ не появлялись публикации об угрозе латышскому языку со стороны русского языка. К концу года, когда стало известно, что референдум по вопросу признания русского языка вторым государственным состоится, эта пропагандистская кампания превратилась в настоящую истерию. Своего пика она достигла в январе–феврале 2012 года, накануне назначенного на 18 февраля референдума.
Как и положено, открыла пропагандистскую кампанию главный идеолог языковой политики депутат 10-го Сейма профессор Латвийского университета Ина Друвиете. В передаче Латвийского радио Krustpunkta в январе 2011 года она заявила буквально следующее: «Знание русского языка в Латвии мы не должны принимать как норму».
Министр культуры Сармите Элерте 10 апреля 2011 года поддержала И. Друвиете и заявила, что не видит никакого смысла во введении второго государственного языка. «Это способствовало бы двухобщинности и расколу… В Латвии насчитывается более 140 нацменьшинств. Выделение какого-то языка противоречило бы интересам латышей и национальных меньшинств», – утверждала министр.
16 мая 2011 года в пропагандистскую кампанию вступил Латвийский национальный союз учителей (LNSS), который вслед за националистами из «Visu Latvijai!» потребовал полной ликвидации образования на русском языке. В принятой правлением LNSS резолюции говорилось, что неиспользование государственного языка в учебных и воспитательных учреждениях – это «открытая угроза существованию латышского языка, национальной самобытности и страны». Поэтому союз призвал Министерство образования и науки обеспечить, чтобы в регламентирующих документах финансируемых государством образовательных учреждений было установлено, что образовательная и воспитательная работа в учебных заведениях ведется только на государственном языке.
Резолюцию LNSS тут же поддержал главный государственный правозащитник Юрис Янсонс, который в передаче «Вопрос с пристрастием» телеканала PRO100TV заявил, что если в Латвии будет ликвидировано образование на родном языке в школах нацменьшинств, это не будет нарушением прав человека (!!!).
В начале июня стало известно, что предложение национального объединения Visu Latvijai/TБ/ДННЛ перевести русскую школу полностью на латышский язык обучения поддержали 123 800 человек (учитывая 10 111 подписей, собранных ранее).
Комментируя итоги сбора подписей, Эдвин Шнёре, автор русофобского фильма-фальшивки «The Soviet Story», заявил газете «Latvijas avize»: «Образование на государственном языке – общераспространенная практика в странах Западной Европы, там государство не содержит двухпоточные школы».
С мнением Э. Шнёре согласились языковеды Винета Пориня, Иева Зуйцена и Байба Кангере. Неприемлем аргумент, что, мол, языковая ситуация, по сравнению с той, что наблюдалась 20 лет назад, улучшилась и «теперь все не так страшно», подчеркнула Б. Кангере, призвав обратить внимание, что «в известной мере мы далеки от идеала», т.е. от «латышской Латвии».
В начале июня в СМИ вспыхнула короткая дискуссия вокруг предложения депутата от «Центра согласия» Игоря Пименова разрешить преподавание на русском языке в государственных вузах. Однако эта дискуссия была тут же решительно пресечена правящей коалицией. Русский язык в высших учебных заведениях «перечеркнул бы все достигнутое», заявила министр культуры Сармите Элерте. При голосовании в парламенте за предложение И. Пименова высказались лишь 29 депутатов.
19 июля 2011 года гражданка США и экс-депутат Сейма Вайра Паэгле («Гражданский союз») заявила в интервью газете «Latvijas Avize», что латыши должны прекратить говорить по-русски, а 31 августа председатель правления «ТБ»/ДННЛ Роберт Зиле в интервью агентству LETA заявил, что Латвии не стоит сохранять билингвальную систему образования и нужно отказаться от этой системы в течение ближайших 10 лет.
С 1 по 30 ноября по инициативе Общества «За родной язык!» проходил сбор 153 тысяч подписей в поддержку внесения поправок в текст Основного закона страны по вопросу признания русского языка вторым государственным. Депутат парламента от национального объединения Visu Latvijai!/ТБ/ДННЛ Имантс Парадниекс объявил этот сбор подписей антиконституционным.
Скорее всего, активистам общества «За родной язык» Владимиру Линдерману, Евгению Осипову и Александру Гапоненко не удалось бы собрать необходимое число подписей, если бы не неожиданный разворот лидера «Центра согласия» и мэра Риги Нила Ушакова в поддержку русского языка. Еще 13 октября «Центр согласия» заявлял, что не поддерживает референдум о втором государственном языке. А 8 ноября Н. Ушаков публично выступил в поддержку русского языка. Причиной такого крутого разворота стал окончательный отказ латышских партий принять «Центр согласия» в правящую коалицию после внеочередных выборов сейма, состоявшихся 17 сентября.
Поддержка референдума со стороны мэра Риги кардинально изменила ситуацию, и к концу ноября необходимое по закону количество голосов было не только собрано, но и превышено на 30 тысяч.
Успех инициаторов референдума буквально вывел из себя представителей правящей коалиции, которые обрушились на В. Линдермана, Е. Осипова, А. Гапоненко и поддержавшего их Н. Ушакова с обвинениями в неуважении латышского народа и подрыве латвийской государственности. Президент Латвии Андрис Берзиньш выступил с заявлением, что равенство позиций латышского и русского языков невозможно ни при каких условиях. Его тут же поддержала спикер Сейма и председатель партии «Единство» Солвита Аболтиня, которая заявила, что в вопросах языка компромисса нет и быть не может. «Эти вопросы не подлежат обсуждению. Единое государство существует только в том случае, если есть единый национальный язык», – возвестила она.
Против русского языка как второго государственного выступили и многие известные деятели латышской культуры. Так, экс-посол Латвии в России, народный поэт Латвии Янис Петерс заявил, что «это достаточно большая наглость, что для русского языка просят государственный статус в дополнение к тому, что русский язык в Латвии уже является языком культуры, языком СМИ, языком религии, языком семьи, языком для частного общения, языком науки».
«Этот референдум выдаст нам полный список предателей Латвии» – об этом 16 февраля в программе LTV 100g kulturas, ничуть не смущаясь, заявил режиссёр, художественный руководитель «Нового Рижского театра» Алвис Херманис.
Известная латышская поэтесса Мара Залите в интервью газете «Latvijas Avize» рассказала, что изо всех сил будет призывать граждан участвовать в референдуме и голосовать против русского языка как второго государственного.
«Мы стали слишком трусливы и смиренны, если позволяем негражданину, национал-большевику и хулигану Линдерману агитировать на нашей земле, и даже больше – выступать на телевидении подобно лидерам латышских партий», – заявил той же газете экс-легионер Waffen SS и экс-депутат Сейма Висвалдис Лацис.
Бывший лидер Народного фронта Латвии Дайнис Иванс назвал референдум по русскому языку возвращением к сталинизму. «Голосование за русский язык как государственный язык – голосование против права латышского народа на существование», – заявил он.
Члены премьерской партии «Единство» в своей электронной переписке призвали упрятать инициаторов референдума за решетку, а депутат Европарламента, гражданин США Кришьянис Кариньш заявил в интервью журналу «Playboy», что главной целью этнополитики в Латвии должна быть ассимиляция русских детей.
Бывший министр интеграции Оскарс Кастенс присоединился к этому хору сторонников «латышской Латвии», высказавшись по адресу русскоязычных следующим образом: «Не нравится статус русского языка – поезжайте в Россию!» А Илма Чепане, бывший судья Конституционного суда, а ныне депутат Сейма и председатель юридической комиссии парламента, заявила, что «право народа не абсолютно». Оказывается, есть высшие интересы, определять которые может только правящая элита!!!
Против русского языка как второго государственного также выступили католические священники, общества политических репрессированных, студенческие корпорации и другие латышские организации. Из подполья выползла даже профашистская организация Perkonkrusts, лидер которой Игорс Шишкинс 5 февраля заявил, что, если нации угрожает истребление, нужно брать в руки оружие.
На этом фоне практически неуслышанными остались выступления профессора факультета социальных наук Латвийского университета Юриса Розенвалдса, говорившего о необходимости учитывать интересы нелатышей, и ведущего исследователя Общества «Providus» Марии Голубевой, которая заявила о том, что латышский язык на самом деле никогда не был единственным языком межнационального общения в Латвии. Здесь всегда говорили и на русском, и на немецком, и на языке идиш, и на других языках. Но эти выступления буквально потонули в общем хоре радетелей Латвийского государства, готовых его строить исключительно на основе латышских ценностей и латышского языка. В подтверждение этой политической линии Кабинет министров в самом конце декабря 2011 года принял Правила, в соответствии с которыми с 1 января 2012 года в школах нацменьшинств на латышском языке должны будут проходить не менее 40% уроков в начальных классах, а Сейм в начале января 2012 года в очередной раз отклонил инициативу «Центра согласия», предложившего признать отмечаемое 7 января Православное Рождество выходным днем. В конце января депутаты парламента проголосовали за принятие в первом чтении поправок к закону о труде, которые запрещают работодателю требовать от наемного работника знания иностранного (в первую очередь, русского) языка.
Итоги референдума
Подавляющее большинство граждан на референдуме проголосовали против поправок к Сатверсме. За поправки проголосовали 273 347 человек (24,88%), против – 821 722 (74,8%).
Как отмечается в принятом 21 февраля заявлении Совета общественных организаций Латвии, в случае наличия у 319 тысяч неграждан права голоса, за русский язык проголосовали бы не 273, а 466 тысяч человек. И к тем 15 административным единицам, в которых за русский язык проголосовали более 20% от числа проживающих в них избирателей (Даугавпилс, Резекне, Рига, Юрмала, Даугавпилский, Краславский, Лудзенский, Зилупский, Дагдский, Аглонский, Вилянский, Резекненский Стопинский, Олайнский и Саласпилский райны) и где, следуя Рамочной конвенции защиты национальных меньшинств, русский язык должен быть объявлен официальным, присоединилось бы еще восемь: Вентспилс, Елгава, Екабпилс, Лиепая, а также Прейльский, Инчукалнский, Царникавский и Стренчский районы.
Москва надеется,
что латвийские власти услышат голос русских
Люди, инициировавшие проведение в Латвии референдума по статусу русского языка, хотят добиться справедливости, заявил 18 января министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Надо, чтобы все имели право разговаривать на том языке, на котором удобно, на котором привыкли, на котором ты хочешь видеть разговаривающими своих детей, дать им образование, профессию. Безусловно, знание дополнительных языков обогащает человека. Когда он живет в стране и не знает языка этой страны – это ограничивает его возможности. Но при этом не должно быть дискриминации по языковому признаку, не должно быть попыток сузить искусственно сферу применения того или иного языка. В данном случае я имею в виду русский язык в Латвии, Эстонии», – пояснил С. Лавров.
19 февраля с оценкой прошедшего референдума выступил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Заявив, что проведение в Латвии референдума по внесению в Конституцию страны языковых поправок демонстрирует серьезность этой проблемы, он сказал: «Надеемся, что голос русскоязычного населения Латвии будет услышан как правящими кругами этого государства, так и международными организациями, призванными обеспечить выполнение общепринятых норм в области соблюдения законных прав и интересов национальных меньшинств».
По словам А. Лукашевича, высокая активность на референдуме граждан Латвии, считающих русский язык родным, наглядно свидетельствует об их несогласии с курсом на построение моноэтнического общества. «При этом итоги референдума далеко не в полной мере отражают настроения в стране. Это связано с тем, что права на выражение своего мнения были лишены 319 000 человек, т.н. «неграждан», даже несмотря на то, что многие из них родились или проживают в Латвии в течение длительного времени», – подчеркнул официальный представитель МИД РФ.
(окончание следует)
Источник:
Ключевые Cлова: языка, Латвии, русского, ndash, заявил, референдума, референдум, февраля, языке, заявила, русский, языком, января, партии, только, Сейма, латышского, правящей, подписей, проголосовали.
|
|