|
«М.И. ТУРЯНИЦА – Выдающийся Деятель Русского Зарубежья, Пламенный Борец ХХ века за Великую Россию»Михаил Ильич Туряница - родился 4 октября 1912 в селе Свалява, Закарпатская область, умер 5 декабря 2001 года в г. Маунт Вернон в пригороде Нью-Йорка, похоронен 8 декабря на кладбище православного мужского монастыря в Джорданвилле на севере штата Нью-Йорк. Литературный псевдоним в Аргентине и «М.И. ТУРЯНИЦА – Выдающийся Деятель Русского Зарубежья, Пламенный Борец ХХ века за Великую Россию»США был иногда Михаил Прокоп. Место жительства и адрес редакции журнала и издательства были: -- (Michael Turjanica, 133 North 8th Avenue, Mount Vernon, NY 10550; - "Free Word (of Russia)", P.O. Box 509, Mount Vernon, NY 10550). Михаил Ильич -- издатель и редактор журнала «Свободное Слово Руси» /Св.Сл. Карпатской Руси/ в 1959-89 годах; автор (составитель сборника) «Украина - это Русь»(2000) и многих посланий и обращений в 1990-ые; эксперт-критик политических программ ряда русских партий в 1990-ые; ученик и продолжатель идей и деятельности Башилова, Солоневича, Геровского, И. Ильина, Иоанна Златоуста и других; пламенный борец 20 века за великую Россию и православие; издатель и-или дистрибьютор книг и брошюр известных писателей или идеологов зарубежья (Дикий, Ушкуйник, Уайт, Солоневич, Башилов, Ильин, Марков, Гладких, Климов, Бор, Ульянов, Терех, Миролюбов, Лесной, Каратеев, Гребенщиков и др.); открыватель «имен», а иногда и учитель, ряда известных публицистов и деятелей зарубежья (Нилов, Тетенов, Россич, Ткачук, Штепа, Синявин, Пруссаков, Ботов, Грабарь, и др) и в России; борец с плеядой «диссидентов» (Солженицын, Сахаров, Плющ, Амальрик, Синявский, Буковский, и др). МИТ был известным в США и мире борцом против установления нового мирового порядка, мировой власти денежных мешков, банков и ТНК, «западной демократии» и тн «прав человека», и иудаизма. Отстаивал «чистоту православия» внутри православия, Церкви, священников и прихожан. Разделял со мной мнение, что внутри Церкви среди монахов, священников, владык и богословов есть достаточно четкая градация до 5-7 уровней, из которых три основных - это: (а) от истинно православно и по-русски верующих - (б) до «теплых», ни нашим ни вашим, то есть «традиционно-догматических» и - (в) до «католиков» и «иудействующих». Тема борьбы с католичеством, римскими папами и иудаизмом прошла через всю его сознательную жизнь верующего очень человека, школьного учителя и редактора журнала. Как и тема его огромной любви к России, к русской культуре, к славянам, к Карпатам - малой родине, к наследию предков. Поэтому работая издателем и переиздателем книг и редких работ, и редактором своего журнала, он много публиковал поэзию, рассказы, воспоминания людей, отрывки из литературных произведений, а также статьи и работы по истории России и славян, по мифологии, по «М.И. ТУРЯНИЦА – Выдающийся Деятель Русского Зарубежья, Пламенный Борец ХХ века за Великую Россию»дохристианским верованиям. Одной из основных тем журнала была тема единения в одно целое (Россию) трех ветвей русского народа: великороссов, малороссов и беларуссов; отсюда резкая борьба МИТ и историков, которых он публиковал в журнале, с украинским сепаратизмом. «Украина - это Русь», - так он назвал свою книгу, составленную из статей и материалов, опубликованных в его журнале. МИТ говорил: «Я считаю другом России только того, кто за Единую Неделимую Россию! А как же иначе?...» Родился Михаил Ильич в селе Свалява, вблизи Мукачева, Закарпатская область, в крестьянской семье, в которой было 12 детей; мать Анна - из славного на Карпатах рода Прокоп, - отсюда псевдоним МИТ - М. Прокоп, которым он подписавал свои первые статьи. Из-за нежелания сотрудничать с НКВД и угрозы ареста, он в октябре 1945 перешел границу со Словакией и прибыл в Прагу, где работал учителем русского языка в гимназии. В 1948 году он эмигрировал в Парагвай, где он два года работал плотником, а потом перебрался в Аргентину. Там он жил около 10 лет, где последовательно работал плотником, сторожем, хозяином маленького магазинчика; изучил испанский язык; лично познакомился и подружился с Иваном Солоневичем и Борисом Башиловым (всю жизнь потом он считал себя их учеником), и начал печататься в прессе. Из-за желания издавать свой журнал и приглашения на это дело группы карпаторуссов он в 1958 году переезжает на жительство в США и с их финансовой помощью приступил к изданию журнала «Свободное Слово Карпатской Руси» в 1959 году. Вскоре эта группа спонсоров увидела, что подписчиков россиян в 20 раз больше, чем карпаторуссов, - и журнал стал «обще-русским» с тиражом 1000 экз в месяц. Около 10 лет МИТ проработал на складе в ближайшем от его дома и редакции госпитале в г. Маунт Вернон (15-20 минут ходьбы от конечной остановки нью-йоркского метро); заведующим складом и материально-техническим отделом был один из русских патриотов, который сам разочаровался в личной активной борьбе, но создавал МИТ все возможно-посильные условия для его работы на этом поприще. В свои 59-60 лет (1971-1972) МИТ вышел на пенсию, чтобы полностью посвятить себя работе издателя и редактора. Журнал «Свободное Слово Руси» распространялся по многим странам Америки и Европы, и в Австралию. В журнале помещаются рекламы и списки книг, которые читатели могут купить в редакции. Часть этих книг МИТ лично издает или переиздает тиражем 1 - 2 тыс экз, по другой части книг он - доверенное лицо авторов и издательств, и открытый публичный дистрибьютер. Среди книг были и такие, что обычные люди их не держали открыто в домах, а прятали где-нибудь в шкафах и подвалах. Вот некоторые авторы и книги: - Иван Ильин, Андрей Дикий, А. Уайт (Е.Державин - Арцюк), Н.Е. Марков («Лик Израиля»), В.Н. Гладкий («Жиды»), Григорий Климов, проф. Н. Ульянов, В. Ушкуйник, В. Криворотов, князь Волконский, Екатерина Витте, Михаил Каратеев, Сергей Лесной, Юрий Миролюбов, Олег Грабарь, поэт Юрий Псковитянин; - книги Карпаторусского литературного общества в США, включая: «Галицкая Голгофа», «Прикарпатская Русь под владением Австрии», «Галичина и Молдавия»; - и много других книг русских классиков (Достоевский, Гоголь, Пушкин, Лесков, Платонов и другие); - и конечно, книги Ивана Солоневича и Бориса Башилова. В своем журнале Михаил Ильич печатает выдержки из книг и статьи этих авторов, а также публикует кн. Н.Н. Оболенского, писателя Григория Гребенщикова, Юрия Миролюбова, В.В. Шульгина, Владимира Штепу (Швеция); Дмитрия Дудко, Солоухина и Шукшина(все - СССР); своего острейшего публициста Вл. Нилова, писателей Руфь Окуневу (Израиль) и Петра Орешкина (США и Италия), поэта и графика Ан. Бора (Аргентина), и многих других. Особая роль отводится в журнале теме «чистоты веры» и её созвучию (симфонии) с русской идеологией, с Великой Россией, с «могучим неделимым царством Христа и духа». Для этого МИТ регулярно помещал в журнале мысли и выписки из трудов Иоанна Златоуста, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Ивана Ильина и других. Из интервью мне в 1991 году: «Я их вечный ученик, - говорил он, - Когда мне вопрос задан сложный или духовный или общественный, то я вначале всегда вспоминаю, а чтобы они ответили?, а как бы они сказали? - и уж потом отвечаю ... Я ведь около 25 лет почти ежедневно читал Иоанна Златоуста, все его 12 томов прочел и изучил. Это - величайший учитель Церкви! Самый великий! Но Церковь скрывает его труды! Вот бы его издать в России!» Но это осталось неосуществленной мечтой МИТ: - издать им составленную брошюру из мыслей, толкований и указаний Святого Иоанна Златоуста. Архив редакции журнала, включая большую личную переписку МИТ с известными писателями зарубежья и СССР, он ещё при жизни передал В. Штепе (Швеция), Олесю Россич (Аризона, США; редактор журнала в 1989-93 годах), В. Алейникову (США-Белоруссия) и частью М. Ткачуку (США) и И. Синявину (США-Москва), и возможно другим. На интерью с ним в 1991 он говорил по поводу переписки: «У них - (имеется ввиду Ушкуйник, Лесной и Миролюбов) - каждое письмо это статья! И их по 100, 200 от каждого, да плюс две рукописи - книги Миролюбова, и рукопись «Влесовой Книги» Панина-Соколова. А как блестяще по английски писал Ушкуйник с Тайваня!...». Оставшаяся часть архива и картотека с тысячами адресов читателей журнала после смерти МИТ (в 2001 году), - была забрана Россичем, Алейниковым и Николаем Тетеновым (редактор журнала «Русское Самосознание», издатель и коллекционер книг; ученик и друг МИТ; север штата Нью-Йорк). А то, что было не забрано, включая нераспроданные книги Ивана Солоневича, Гр. Климова, Аристова, Е. Витте, Карпаторусского общества, Н. Маркова и др., и комплекты журнала за 33 года его существования и копии статей из него, штампы редакции и МИТ, его паспорт и документы, его альбом фотографий, иконы, репродукции и картины - все это было выброшено на свалку новыми жильцами квартиры в одах.
Таким образом, Михаил Ильич был связующим звеном между ушедшими, новыми и будущими поколениями русских национальных мыслителей, деятелей, писателей, философов, идеологов и политиков. Он был неутомимым борцом за Единую, Великую, Могучую и Неделимую Россию, за нерушимое Единство трех ветвей русского народа - великоруссов, белоруссов и украинцев, включая в них карпаторуссов. И эту идеологию, - «Это ФАКТ», как он любил говорить, - МИТ отстаивал всю свою жизнь. Все номера его журнала пронизаны этим духом, этим «фактом», этой идеологией:- «Нерушимости Единства и Великой Могучей России», - включая в это язык, историю, культуру, армию, веру-православие, дух Христа, дух народа, будущее и другое. Не было на земле американской человека, столь много сделавшего для этого, чем Михаил Ильич. Писатель Валентин Распутин написал в 1992 в своем письме: «Его служба России всегда была стоической и последовательной». Вот еще ряд выписок из писем людей к МИТ в 1990-х годах: --
-- «Ваша деятельность дает превосходный пример стойкости духа русского, борьбы с врагами русского народа в самой важной отрасли жизни - в области духовной культуры. Вы всем нам помогаете сохранить в себе Русский Дух, а, значит, сохранить Русский Народ...», - В.Н. Безверхий, руководитель «Союза Венедов», СПб, 1995;
-- «Я полностью одобряю позицию журнала «Свободное Слово Руси», отстаивающую идею ЕДИНСТВА русского народа и русской земли и борющуеся с католической экспансией и украинским сепаратизмом», - С. Носенко, Киев-Москва, 1991;
-- «Твоя неутомимая долголетняя деятельность в деле единства русского народа и государства не прошла зря-напрасно, но приносит свои плоды в настоящее смутное время на Руси, когда приходится сызнова объединять то, что развалили большевики в течении нескольких 10-летий! ... ... Ведь не секрет, что журнал созданный и редактируемый тобою долгие годы, - был единственным общественным печатным рупором единства России и его народа», - адвокат И. Ковач, Чехословакия, 1991/92;
-- на 80-летие МИТ в 1992 году поэт Ан. Бор (Аргентина) посвятил стихи «Вы - Тиртей! Вы - факел Русского Духа» : -- «..... Я буду школить вас! Я буду вас учить. Не как вести о женщинах беседы, Не как обрушивать мечи, Но как дышать, как пламенеть победой! Тиртей! Он воина мог превратить во льва! Тиртей - певец и мужества и славы! Он знал, как пламень подмешать к словам, Чтоб войско в огненную превратилось лаву!»
Не только Тиртей и Факел Русского Духа, но и множество других эпитетов можно было услышать в разговорах людей и в их письмах друг другу. Например, «Святогор русского духа и слова», «крепкий старик, несгибаемый старик», «сын России», «борец», «пламенный огнь», «всю жизнь отдал, посвятил России», «святой аскет, монах», «стоик», «деятель», «сеятель», «учитель», «исповедник Христа-России», «великий борец», «рупор-набат», «божий одуванчик», «беден как церковная мышь», «бессребренник», «прост», но и «твердый как камень». МИТ был очень принципиальный человек; он сознательно выбрал свой путь жизни и свой «крест Христов»; но в общениях с людьми и повседневной жизни он был прост и гибко выбирал подходящий стиль. Это было очень важно, так как к нему на квартиру, - в редакцию и на «круглые столы», беседы - приезжали часто люди, совершенно разные по своим убеждениям, взглядам, работе и образованию. Слово «Я» от него можно было услышать только в связи со словами: - христианин, православный, ученик (таких-то), издатель, редактор, распространитель книг, написал письмо, получил письмо, статью По большим принципиальным вопросам он мог сказать: «Я считаю (так-то), - но тут же добавлял, - А как вы считаете? - А что вы думаете? - А вы, разве, считаете иначе?» Присущие ему мягкость, христианское всепрощение, тихая и сочувствующая речь к простому человеку, к близкому или нуждающемуся, и в простых темах и ситуациях, - всё это кончалось и переходило на другую ступень, голос и требовательность к человеку усиливались, возрастали, и тем больше, чем выше был человек по положению своему в обществе и чем более «общественной» была сама проблема, тема разговора или письма-обращения. А когда речь заходила об истории, о судьбах стран и народов, армий и войнах, революций, или о позициях царей, президентов, депутатов, генералов, епископов, патриархов, о противостоянии церквей, о ветхом завете, иудаизме, Христе, о России, - то голос или слог МИТ крепчали: - для него не было авторитетом общественное положение человека, если он не разделял его убеждения, - и его охватывала СТРАСТЬ, требовательность. И в эти минуты, часы, - он становился внешне и внутренне, голосом, речью и духом, - похож на «библейских пророков».
Письма-письма-письма... Десятки, сотни корреспондентов по всему миру, а особенно ценные - это письма из России... И Михаил Ильич пишет ответы-ответы..., подбирает литературу, копирует статьи из номеров своего журнала и рассылает-рассылает сотни бандеролей в год в 1990-х...
Родился он недалеко от г. Мукачево. Слова: - Свалява (родное село), Карпаты, Карпатская Русь, Русь и Россия, - для него были святыми понятиями. Он говорил мне на интервью в 1991 г. : «... Я страшно любил своё село! Не мог жить без этого. Когда я первый раз пошел учиться - это было километров за 60, - то я каждую субботу и воскресенье был дома. Пешком шел, знаешь... чтобы хотя бы на 10 минут быть дома. Так любил... Да... природа чудная! ... У нас медведи, волки, олени есть в лесах. Реки полные рыбы... - Были! Теперь даже и рыбы нет при Советской власти. Даже рыба бежала! - (громко и с веселым смешком:) - Действительно! Ведь ОНЕ - чуткие! ...» МИТ происходил из простой крестьянской семьи. У отца было 9 га земли, 4 коровы, 2-3 лошади и 12 детей. Мать звали Анна (дев. Прокоп), отца - Илья Иванович. Отец был полуграмотный, но страшно энергичный человек с большими способностями к изучению новых методов ведения с/х и общественной деятельности. Он - неоднократный участник с/х выставок, с/х продукции в Праге в 1920-30 годах, и устроитель «Русской Народной Рады» сразу после 1-ой мировой войны. Это когда он организовал съезд несколько тысяч человек из 50 сел, на котором произошло избрание представителей этого съезда и принятие ими важного политического документа о выходе Карпатской Руси из-под юрисдикции Венгрии и желании присоединиться к Чехословакии. С конца 1920-х МИТ работает школьным учителем на своей малой родине, преподает русскую словесность, географию и историю. В 1930-х много раз бывает в Праге, много читает, знакомится с русской эмигрантской прессой, выписывает газету и брошюры Ивана Солоневича, сотрудничает с Культурно-просветительским обществом имени Духновича. В эти же годы он встречается и сотрудничает с Георгием Геровским - единственным в то время карпаторусским ученым, крупным лингвистом-языковедом, и живущим недалеко от МИТ - в городе Мукачево. Геровский-языковед оказал очень большое влияние на молодого учителя, и МИТ пронес через всю свою жизнь светлую память о нем и благодарность. Его брат - Алексей Геровский (по отчеству они Юлиановичи) - известный политик и адвокат-международник, в то время уже проживал в США. «Братья всю жизнь отдали Руси. Всю жизнь!» - восклицал МИТ через 60 лет, и добавлял: «По сравнению с Геровским-языковедом, даже все послевоенные американские профессора-карпаторуссы в университетах - НИЧТО! Геровский - это был ВЕЛИЧИНА. А они - просто преподаватели, и всё. Не знают это, не знают то, не имеют подготовки такой...» Далее МИТ вспоминал: «В 1935/36 я устроил курс русского языка и истории для подготовки будущих учителей, и пригласил Геровского читать курс церковно-славянского языка. Но власть - чехи - ему запретили! Вот насколько они боялись его влияния на студентов!». Михаил Ильич с 1930-х годов симпатизировал т.н. «Русской национальной автономной партии» и боролся с немногочисленными в их краях «украинцами-самостийниками».
Во время войны Венгрия была на стороне Германии и вновь оккупировала Карпаты и все стороны жизни, включая школы. Венгры 4 раза сажали МИТ в тюрьму (от нескольких недель до несколько месяцев) как учителя. Но не венгры вынудили Михаила Ильича бежать с родины, а свои долгожданные «русские» в лице советской власти, КПСС и НКВД. Они стали принуждать его вступить в партию, писать доносы на украинцев-националистов. На допросах в НКВД он говорил: «Идеал русских крестьян-националистов, карпаторуссов, такой же, как у вас: от самой западной части Карпат, от Попрада, и до Владивостока - Русская Земля!» ... И с октября 1945 года началась его эмигрантская жизнь: Чехословакия - Парагвай - Аргентина - США. МИТ верил в концепцию и идеологию «народной монархии» Ивана Солоневича. Из интервью с ним в 1991 году: «Монархия и есть Демократия народная! Настоящая! ... Без монархии «демократия» попадет в руки всяких жуликов, тех, у кого будут деньги, а Россия опять будет в загоне. «Демократы» - не друзья России... Я же считаю другом России только того, кто за Единую Неделимую Россию! А как же иначе? ...» С началом перестройки, а потом распадом СССР и образованием СНГ, переписка МИТ с людьми расширилась. Ему писали в 1990-х простые люди, лидеры общественных и политических организаций, писатели, редакции газет и журналов. Временами его телефон непрестанно звонил. Иногда можно было видить и слышать, как он требовательно говорит о чем-то с Первоиерархом зарубежной церкви или другим «чином». А то кому-то зачитывает текст своего нового «обращения ко всем людям» или к какому-то органу масс-медиа, или читает кому-то письмо, полученное им из России или другого «далека»... До 2000 года он сохранял ясный ум и бодрость духа. Умер он от стенокардии. Дома был приступ, а в госпитале - остановка сердца. Немного не дожил до 90 лет. Женат Михаил Ильич не был, детей не имел; его родной брат проживал в США и имел сыновей в Канаде; они имели двоюродных племянников и внуков в Чехословакии и на Украине. «Ради того, чтобы издавать журнал, я отрекся от всего - и от машины, и от жены, и от всего, - смеясь говорил МИТ, - так зато мог 30-ть лет издавать журнал! Все силы на это направил.»
В заключении этой статьи приведем малую часть высказываний Михаила Ильича из его писем в Россию в 1991 - 95 годах:
- Новый мировой порядок (НМП) - это хитрость, - это когда Сильный Идет и Давит Слабого! - вот что такое НМП!
- Если не будет сильной, великой, единой и неделимой России, то не только русские, но и всё славянство исчезнет с лица земли.
- Сейчас - в перестройку - русские люди идут добровольно на бойню, разрушают свой дом, накликают на себя немцев и китайцев, которые завершат диссидентский опыт.
- Для русского народа теперь нет выбора: или он станет сознательным народом или его ждет позорнейшая в истории человечества гибель.
- Царь - очень понятен простому человеку. Царь - как бы Отец Семьи.
- Борьба за Российскую державу (в границах СССР) есть борьба за Христа, за правду Божию.
- Всё, что пестуется на Западе в наше время, служит растлению и дегенерации человечества: литература, песни, танцы, искусство, мода и даже религия (экуменизм, иудаизация христианства, эзотерия).
- Демокрыты - это мертвецы, воскресшие (при Горбачеве - Ельцине) для новых похорон. Борьба народа идет с ними. Демократия - это сионизм, растление, развал, агония, атеизм. Из человека она хочет сделать скота, бандита, гангстера, мерзавца. Из школы демократия хочет сделать дом мата, садизма, презервативов, проституток малолетних. Это могучая сила, но сатанинская. Похоронить её и их - это Небесное задание! Пора! Час наступил! Час смерти для неё пробил!
- (из обращения «О диссидентах» к читателям журнала, 1978 год):- ... Но никогда ещё не была так нужна национальная русская пресса и издание книг, как сейчас. Кроме прежних врагов у русского народа появились новые! - в лице диссидентов. Их создали и лелеют для захвата власти над русским народом. Они конкуренты коммунистам. Их цели - не дать русскому народу возможность опомниться и водворить на Руси антинациональную космополитическую власть западных растлителей.
- Современная советская русская интеллигенция решила покончить с государством, которое создавал народ в течении тысячи лет. Вот какой страшной, могучей, зловещей и сатанинской оказалась коммунистическая и сионистско-диссидентская пропаганда. Русские люди идут добровольно на бойню, разрушают ...
- У России один враг, смертельный враг, вечный враг, не скрывающий своей ненависти и злобы - это мировой сионизм.
- Сахаров и Солженицын - гробокопатели Руси и было бы достаточно с них, если бы они хотя бы свою честь спасли. Позором является называть этих двух языческих божков «совестью русского народа» или заявлять, что «они спасли честь русского народа».
автор: Н. Ботов, США
Ключевые Cлова: журнала, России, русского, Михаил, народа, Ильич, жизнь, включая, говорил, журнале, редакции, Россию, статьи, годах, Солоневича, много, Иоанна, книги, русских, Ивана.
|
|