Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Религия
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Общество : Два в шестьдесят четвертой степени.  
 

Демократия -самое ругательное слово. Демократия – слово поганое потому, что сильно поганое явление обозначает. Демократия -  это наиболее активная форма сатанизма.  Демократия – это в наше время главный инструмент тайны беззакония, о которой говорит апостол Павел во второй главе второго послания к Фессалоникийцам. Когда кто-то хвалит демократию, то это либо дурак, который не понимает, что говорит, либо враг, который отлично понимает, что говорит. Демократия была, есть и будет лучшей средой для ростовщиков. Демократия – это продукт деятельности ростовщиков, по крайней мере, последнюю тысячу лет. Демократия – это власть сатаны, а не власть народа, - это я и постараюсь доказать.

Лукаво само построение этого греческого слова. Оно состоит из двух корней. Второй корень кратос означает – власть, а первый корень демо может иметь два совершенно разных значения потому, что в нем не хватает последней буквы. Если иметь ввиду букву «с», то демоснарод, а демократия – народовластие. Если иметь ввиду букву «н», то демон – злобный дух, дьявол, сатана, бес, черт, лукавый (по Далю), а в греческой мифологии демон – всякое божество, препятствующее человеку в исполнении намерений. В таком случае демократия – власть сатаны!

Интересно, что Даль приводит существительное дема, в тверской области – обманщик, плут, и глагол демить, т. е. лукавить, обманывать, кривить душой.

Величайший греческий философ Аристотель говорил: «Демократия – это всегда плутократия». Не помню, кто из трех великих Нобелей, Людвиг, Эммануил или Альфред, говорил (пересказываю по памяти, не ручаюсь за дословность, но ручаюсь за точность смысла): «Любая демократия неминуемо приводит к власти подонков!» Святитель Филарет Московский называл демократов «новые столпотворители вавилонские» и писал о них: «Им не нравится старинное построение государства на основании благословения и закона Божия, они думают гораздо лучше воздвигнуть здание человеческого общества в новом вкусе, на песке народных мнений, и поддерживать оное бурями бесконечных распрей. Их новые построения никогда не достраиваются, каждый день угрожают падением, часто действительно рушатся».

Другой великий из мудрых, Константин Петрович Победоносцев, назвал демократию: «ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Это название получил сборник статей и писем Константина Петровича, изданный в Москве в 2004 году, в который вошли его статьи: «Свободные учреждения»(с.185), «Демократия»(с.200), «Новая демократия»(с.419), «Великая ложь нашего времени»(с.437). В этих статьях Константин Петрович подробно изложил историю, принцип действия демократии и последствия этой большой беды.

Но раз такие мудрецы человечества так не любили демократию, то есть повод разобраться, почему демократии в мире становится все больше, кому она нужна, и кто ее насаждает.

В словарях говорится: демократия – 1) форма общественной власти в государстве, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении проблем государства, осуществляемого через выборных представителей; современная форма демократии существует со времен Великой Французской революции; 2) активное и равноправное участие всех членов коллектива в его деятельности.

Начнем со второго значения слова демократия. В маленьком коллективе теоретически возможно путем голосования выбрать наиболее достойного человека, чтобы поставить его руководителем. Хотя самые достойные в большинстве случаев отказываются от власти – к власти всегда рвутся самые амбициозные, которые чаще всего не самые достойные люди. Всякий поживший среди людей знает это из своего опыта. Но если коллектив состоит уже из нескольких сотен человек, то выбрать лучшего чрезвычайно трудно, а если коллектив состоит из тысяч человек, то выбрать лучшего просто нереально. Это невозможно потому, что никакому человеку невозможно самому знать несколько тысяч людей, и он будет вынужден опираться на молву, на чьи-то рассказы, на газеты, т. е. на чей-то пиар, словом будет вынужден опираться на «песок народных мнений», как говорит святитель Филарет. И лучшие всегда скроются по скромности, а худшие, наиболее ловкие проходимцы, вылезут наверх – во власть. А если коллектив – не несколько тысяч, а сотни тысяч, или миллионы, то роль пиара возрастает неимоверно. Руководитель такого коллектива получит не просто деньги, а очень большие деньги, какие простым гражданам и не снились. Поэтому борьбу за власть ведут не просто пройдохи, а пройдохи отборные, и к власти приходит всегда самый отборный прощелыга. Но продажные СМИ представят его как святого потому, что пиар оплачивается щедро. На больших выборах побеждает тот, кто больше заплатил за пиар, у кого лучшие пиар-технологи, вооруженные лучшими пиар-технологиями. Совсем недавно борьба за депутатское кресло была борьбой наворовавшихся нуворишей - «бизнесменов», а за президентское – предателей Родины. Продажа Родины оказалась самым выгодным «бизнесом», я имею в виду Горбачева и Ельцина. Но, поскольку со времен Великой Французской революции все выборы поставлены под контроль масонов (сатанистов), то к власти всегда приходит не просто проходимец, а сатанист.

Народ все это если не понимает, то чувствует, но от безвыходности идет на выборы (правда, всего только 20% народа) в надежде, что может быть хоть что-нибудь из очередного пиара является правдой. Но, увы, пиар как всегда оказывается обманом, и народ понимает, что снова выбрал проходимца. Пиарщики что только не делают, чтобы как-то оживить выборы, создать видимость какой-то борьбы, интриги, чтобы народу не скучно было голосовать за очередное «фуфло». Но бесполезно, что в Европе за президентов голосуют 15-20% населения, что в странах СНГ – 20-30% населения. Остальные, неверующие в демократию, во время выборов сидят по домам. Чтобы верующих стало больше, пиарщики выдвигают стандартную идею, что плохими президенты становятся не сразу, поэтому давайте менять их как можно чаще – по крайней мере, не скучно будет. Поэтому заслуженный демократ, писатель Михаил Иосифович Веллер в каждом своем выступлении, которые производит с пулеметной скоростью, проводит мысль, что президент страны должен находиться на своем посту не более четырех лет, и никаких вторых и третьих сроков! Эту мысль Михаил Иосифович повторяет с настойчивостью рефрена «и поэтому я считаю, что Карфаген должен быть разрушен!»

Есть профессии, которые человек должен осваивать с раннего детства, чтобы достичь в них сколько-нибудь значительных результатов, например в искусстве или спорте. Это при наличии таланта, необычайного трудолюбия, удачного стечения всех обстоятельств и простого везения. Ученые, военные, врачи… да мало ли профессий, которые осваиваются всю жизнь. Невозможно быть дирижером оркестра только на 4 года, а потом, например, просто занять место в оркестре – тогда все предыдущие усилия теряют свой смысл. И оркестр, у которого дирижеры будут меняться каждые 4 года никогда не выйдет на достойный уровень. Неужели искусство управления страной, да еще такой, как Россия, проще, чем любое другое искусство, и его не надо осваивать всю жизнь?

Разве бы мы выиграли Великую Отечественную войну, если бы у власти были президенты сроком на 4 года? Да никогда!

Как эталон государственного устройства нам навязчиво предлагают демократию в США. Мало того, что там две партии демократическая и республиканская, которые отличаются одна от другой так же, как оранжевый цвет отличается от апельсинового. (К. П. Победоносцев 100 лет назад гениально описал, что такое система партий при демократии, и в чем там мошенничество). Но дело в том, что задолго до «всенародных» выборов президента США, его назначают высшие масоны страны. Они съезжаются на свои сборища, туда же привозят масонского кандидата в президенты, ему задают вопросы, проверяют. И, если он подходит, его назначают и создают ему пиар ровно такой, чтобы на «выборах» он победил с незначительным перевесом других кандидатов – таких же масонов. Разумеется, чем выше искусство пиарщиков, тем меньше перевес в голосах избирателей, ведь это создает интригу и видимость честных выборов. Вот такой масонский спектакль.

Если американцу демократия – хорошо, то Русскому демократия – смерть! В буквальном смысле, и мы будем еще говорить про это подробно. Русскому народу демократия не нужна, но есть некое сообщество людей, которым демократия нужна, как воздух – это ростовщики.

В детстве у меня была книжка про разные головоломки, в ней приводилась древняя индийская притча, как некий царь попал в трудную ситуацию, но, благодаря вовремя данному одним мудрецом совету, с честью вышел из затруднительного положения. Благодарный царь призвал мудреца и сказал: «Проси у меня, чего пожелаешь!» «Царь, - ответил мудрец – ты любишь играть в шахматы. Повели на одну шахматную клетку положить одно пшеничное зерно, на другую – два зерна, на третью – четыре зерна, и так на каждой следующей клетке увеличивать количество зерен вдвое до 64-й клетки. Кроме этих зерен мне ничего не нужно». Царь подивился благородной скромности мудреца, подписал соответствующий указ и скрепил его своей печатью. Через какое-то время к царю пришел трясущийся казначей и сказал: «Царь! Такого количества зерна, какое запросил этот мудрец, нет во всей вселенной!»

Этот фокус мудреца с зерном называется геометрическая прогрессия, иначе два в шестьдесят четвертой степени. Количество зерен на 64-й клетке вырастает в умопомрачительное астрономическое число, состоящее из девятнадцати цифр – реально такого количества зерна нет во всей вселенной. Мудрец оказался опытным мошенником, или захотел преподать царю блестящий урок. Но дело в том, что эта схема великолепно работает в деле ростовщичества!

Если маленький мальчик отдаст нынешнюю российскую копейку в рост под 8,33% в месяц, или, что то же самое, под 100% годовых, и всю вырученную прибыль каждый год неизменно будет отдавать снова в рост под тот же процент, то через 64 года у него будет американских долларов, а не наших копеек, в тысячу раз больше, чем нынешний национальный долг США, который составляет приблизительно 16,5 триллионов долларов! То есть повторится история с индийским мудрецом.

Чтобы вы в это поверили, произведем подсчет: два в шестьдесят четвертой степени = 9223372036854780000! Такое количество копеек действительно в 1000 раз больше 16,5 триллионов долларов.

Теперь вы поняли, почему 90% всей рекламы – это реклама кредитов? Теперь вы поняли, почему крупные фирмы, разбогатев, тут же заводят свои банки? Например, недавно это сделали МТС и Мегафон. Потому, что нет бизнеса прибыльнее, чем ростовщичество. Но ведь есть банкирские дома, которые не 64 года, а сотни лет занимались ростовщичеством, например дом Ротшильдов. И, если принцип геометрической прогрессии или «264» позволяет весь мир прибрать к рукам, причем захват мира ростовщиками должен идти с нарастающей скоростью, то почему это до сих пор не сделано? Или уже сделано?

Без истории нам не обойтись. Проверим степень агрессивности принципа «264». Есть хорошая пословица – видит тот, кто знает! Оказывается, о ростовщичестве говорится во всех исторических кино-сериалах. Например, в знаменитом сериале «Рим» есть такой эпизод, как 19-летний юноша Гай Октавиан, внучатый племянник Гая Юлия Цезаря и им усыновленный, после убийства императора сенаторами наследует по завещанию Цезаря все его несметные сокровища в виде вилл, домов, земли и капитала. Но реально Октавиан получить ничего не может так, как все наследство захватывают его мать Атия и ее любовник Марк Антоний. Чтобы получить наследство, Октавиан придумывает хитрый ход: он берет у ростовщиков сумму равную всему своему наследству и преспокойно начинает раздавать ее ветеранам римской армии. Эпизод курьезный, но слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Значит, в Риме были ростовщики, которые владели капиталом большим, чем все, что имел ИМПЕРАТОР РИМА!

В английском телесериале «Робин Гуд» одна серия посвящена тому, как шериф Ноттингема устраивает еврейский погром по тайному указанию короля Англии Иоанна Безземельного (1167-1216, король с 1199), который сильно задолжал еврейским ростовщикам. Робин Гуд спасает семью благородного главного еврейского ростовщика, а дураковатый Ноттингемский шериф как всегда посрамлен.

В германо-канадском сериале про Англию 12 века «Столпы Земли», приор Кинсбриджского монастыря Филипп, когда ему предлагают взять деньги у еврейских ростовщиков на построение величественного готического собора в Кинсбридже, отказывается это сделать, чтобы, как он сам поясняет, монастырь не попал в долговое рабство к ростовщикам.

Напротив того, в испанском сериале «Толедо»  Альфонсо Х Мудрый (1221-1284, король Кастилии и Леона с 1252) всей душой желает занять у еврейских ростовщиков огромную сумму денег, чтобы выстроить громадный собор в Толедо. Но козни придворных интриганов, соединившихся с внешними врагами, мешают ему это сделать.

В канадско-интернациональном сериале «Борджиа» повествуется о том, что, когда в 1494 году французский король Карл VIII со своими войсками подошел к Флоренции, Пьетро Медичи согласился впустить его в город. Это послужило поводом к тому, что у, и без того непопулярных в городе, Медичи власть была отобрана и фактически перешла к настоятелю монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонароле (1452-1498), который выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывая Церковь к аскетизму. В каждой своей проповеди Савонарола обличал ростовщичество и Банкирский Дом Медичи. Пьетро бежит в Рим и просит у Папы Александра VI Борджиа (1431-1503, Папа с 1492) защиты потому, что банкирская деятельность Медичи терпит крах. Папа обещает Пьетро сжечь Савонаролу на костре, как еретика, и помочь Медичи вернуться во Флоренцию, но не столько, чтобы восстановить его власть, сколько для того, чтобы основать там собственный банк. «Ваше Святейшество, - воскликнул удивленный Медичи – Вы же ничего не понимаете в банках!» «Если Его Святейшество чего-то не знает, то Медичи Нас научит!» - жестко ответил Папа.

В американо-канадско-ирландском сериале «Тюдоры» про Англию 16 века, в 10 серии первого сезона, английский король Генрих VIII (1491-1547, король с 15о9), обращаясь к Королевскому Совету, восклицает: «Моя казна пуста и мне приходится занимать деньги под огромные проценты

В фильме «Венецианский купец» по Шекспиру еврей-ростовщик Шейлок ненавидит венецианского купца-христианина, некогда оскорбившего его, но потом попавшего в трудное положение и обратившегося к нему за денежной ссудой. Ростовщик составляет с купцом необычный и изуверский договор, вынуждая купца дать расписку, что, если тот не отдаст долг в оговоренный срок, то вместо процентов Шейлок имеет право публично вырезать из тела купца любую часть, какую пожелает, иными словами, на глазах у христиан совершить ритуальное убийство. Купец не успевает отдать долг вовремя. Шейлок готовится публично совершить убийство, и закон казалось бы на его стороне. Я поражаюсь, с какой натуралистичностью (Альпачино играет великолепно) в фильме показаны ритуальные моменты, соответствующие молитвы, которые читает Шейлок, которых, естественно нет в пьесе Шекспира. Но, вдохновленная любовью, мудрость благородной венецианки одолевает дьявольскую хитрость Шейлока. Купец спасен, а Шейлок сам попадает в сеть, которую расставил для христианина. Чтобы избежать смерти Шейлок вынужден принять христианство. И показано, как другие евреи-ростовщики тут же отворачиваются от него, как от прокаженного.

В побившем все рекорды турецком сериале «Великолепный век» показано, как две жены самого богатого в мире государя, султана Сулеймана Великолепного (1494-1566, султан с 1520), в разное время берут деньги в долг под большие проценты у одной и той же еврейки-ростовщицы. Обе женщины попали в очень тяжелое положение. Так первая жена султана, Махидевран-султан, мать наследника престола, из-за невозможности уплаты быстрорастущего долга лишилась управления гаремом султана и была выслана из дворца, что послужило началом  катастрофы ее и сына. Вторая и любимая жена султана Сулеймана, Хюррем-султан, тоже побывала на краю гибели, когда караван с золотом, полученным от еврейки-ростовщицы, захватили враги султанши.

Кстати, очень интересная деталь – в то время не было бумажных денег, крупные суммы приходилось перевозить тяжелыми металлическими деньгами в повозках с большой охраной. При больших расстояниях это было  очень рискованно из-за разбойников, нападения на такие караваны были частым явлением. Первые, кто смогли решить эту проблему еще в 13 веке, были самые богатые ростовщики Европы – Тамплиеры. Они давали заемные письма с личным кодом, причем подделать шифр было невозможно. И человек мог получить оговоренную сумму в любом городе, где был банк Тамплиеров, а это были десятки городов по всей Европе. В 13 веке в должниках у Тамплиеров были короли и Римские Папы.

Я не знаток кино, я привел только те исторические фильмы, которые сам смотрел, и в каждом из них звучала тема ростовщичества. Наследник Цезаря, король Кастилии и Леона, короли Англии Плантагенеты и Тюдоры, султанши из рода Османов, конечно, люди не простые и не бедные – это крупные рыбины в сетях ростовщиков, а эти сети раскидывались для того, чтобы уловить в них все народы.

  От художественных произведений обратимся к сухой истории. Для того чтобы понять, что мы, живущие ныне, снова и снова мучительно переживаем ту же болезнь, которую человечество уже переживало миллионы раз, диагноз этой болезни давным-давно поставлен, а лекарства найдены, для этой цели обратимся к замечательной книге Пасынкова Александра Сергеевича «ФЕНОМЕН РОСТОВЩИЧЕСТВА», к главам «История ростовщичества в Древности. Где истоки?» и «История ростовщичества в Древней Греции».

«Ростовщичество так же старо, как и торговля. Оно гораздо старее, чем деньги. Самые первые займы в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись с периодическими неурожаями, которые могли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые займы: если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатому соседу и просил одолжить нужное благо до следующего урожая.

          В древней Греции в VII-VI вв. до н.э. родовая знать предоставляла ростовщические ссуды мелким крестьянам под залог их земельных участков. Уже  здесь возникает примитивная форма ипотеки - долгового свидетельства о залоге земли - в виде особых камней, которые ставились на участках заемщиков и на которых были высечены закладные акты. Если заемщик не возвращал денег в установленный срок, то его земельный участок переходил в собственность кредитора-ростовщика.

         Ростовщический кредит вел к порабощению неисправных заемщиков их кредиторами. Обеспечением долга служила не только земля, но и личность заемщиков и членов их семей. Греческий историк Плутарх, сообщая о том, что в Аттике в VII-VI вв. до н. э. “весь простой народ был в долгу у богатых”, отмечал, что многие “брали в долг деньги под залог самих себя, так что заимодавцы имели право схватить их и обратить в рабов или продать заграницу”.

         Так как обращение к ростовщическому кредиту вызывалось крайней нуждой в деньгах, и спрос на кредит был очень значителен, то процент по ссудам достигал весьма высокого уровня (до 100 % годовых).

          Исследуя  историю происхождения собственности в Древней Греции, Энгельс писал: «Долговая расписка и закладная на землю (ибо афиняне изобрели уже и ипотеку) не считались ни с родом, ни с фратрией. А старый родовой строй не знал ни денег, ни ссуды, ни денежных долгов. Поэтому в результате все шире распространявшегося денежного владычества знати было выработано также новое обычное право для того, чтобы обеспечить кредитора против должника, чтобы освятить эксплуатацию мелких крестьян владельцами денег. На полях Аттики всюду торчали закладные камни, на которых значилось, что данный участок заложен тому-то и тому-то за такую-то сумму денег. Поля, не обозначенные таким образом, были уже большей частью проданы вследствие неуплаты в срок ипотечной ссуды или процентов и перешли в собственность ростовщика-аристократа, крестьянин мог быть доволен, если ему разрешалось оставаться на участке в качестве арендатора и жить на шестую часть продукта своего труда, уплачивая  остальные пять шестых новому хозяину в виде арендной платы. Более того. Если сумма, вырученная при продаже земельного участка, не покрывала долга или если заем не был обеспечен залогом, то должник вынужден был продавать своих детей в рабство в чужие страны, чтобы расплатиться с кредитором. Продажа детей отцом - таков был первый плод отцовского права и моногамии! А если кровопийца все еще не был удовлетворен, он мог продать в рабство и самого должника. Такова была светлая заря цивилизации у афинского народа». (ЭНГЕЛЬС. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.).

           Нарисованная картина ростовщичества не была уделом одних только Афин. Сходная ситуация складывалась во всех без исключения греческих полисах.  В 594 г. до н.э.  в Греции   Солоном была применена отмена долгов (seisachtheia). Стремясь укрепить экономическое  положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения   ссудного процента. «Солон освободил людей раз и навсегда, запретив все ссуды под залог жизни должника, и в то же время он выпустил законы, погасившие все долги. Частные и государственные. Законы Солона были вырезаны на четырехгранных деревянных столбах, которые можно было поворачивать, и поставлены близ афинской площади (агоры).». ( Аристотель.  Афинская политика).

          Законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала.   В результате введения конституции Солона большинство людей были освобождены от долгового рабства и поднялись по социальной лестнице. В дальнейшем неоднократно повторялись безуспешные попытки  со стороны государства фиксации процента  с целью ограничения ростовщичества. Чаще всего ссуда давалась под 2% в месяц.

           Ростовщичество широко обсуждалось в греческой литературе IV века. В «Республике» Платон отмечает «Лицемерно не видеть тех, кого они (ростовщики) уже погубили. Вставьте  их жало, то есть их деньги в тех, кого они еще не использовали, и они многократно высосут от вложенных сумм. Они плодят нищих, чтобы процветать». Аристотель в первой книге «Политика» пишет: «Наиболее отвратительный вид обмена - ростовщичество, которое делает выгоду непосредственно из денег, а не от естественного использования товаров. Деньги предназначены, чтобы использоваться в обмене товаров, но не увеличиваться через процент. Ростовщичество означает рождение денег от денег и состоит в размножении денег, …  из всех способов создания денег - это наиболее отвратительный». Кредитор забирает силу заемщика посредством денег через злоупотребление и несправедливость, отмечает Аристотель. Подобно раковым клеткам в живом организме, которые вытесняют функциональные клетки, обеспечивающие жизнедеятельность организма и не несут никакой цели, кроме размножения себе подобных паразитирующих структур, ростовщические деньги размножаются за счет производительных сил заемщика, уничтожая постепенно социальный организм общества, расслаивая его на богатых и бедных, развивая паразитические наклонности среди наиболее активных элементов общества.

             Отношение государства к банкирам было различным в отдельных полисах Греции. Единственное свидетельство о законе, регулирующем отношения кредиторов и заёмщиков, относится к Дельфам. Там был принят закон, устанавливающий максимальный процент по займу у частных лиц и ассоциаций различного рода в размере 8,5 или 6 %. Однако обычной процентной ставкой по активным операциям в Греции было 12 %.»

Из рассказа Пасынкова о Древней Греции можно сделать такой вывод – Греция прошла через убийственное действие принципа «264», когда ссудный процент составлял 100% годовых, и оказалась на краю гибели. Потребовалась реформа Солона – кассация всех долгов и запрет долгового рабства. Мудрые реформы привели к возвышению Афин. Те величественные храмы афинского Акрополя и высочайшие произведения греческого искусства периода, последовавшего за реформами, - это свидетельства правильности мер Солона. Греки осознали, что деньги ростовщиков подобны раковым клеткам в живом организме и размножаются за счет производительных сил заемщика. И хотя ростовщичество не исчезло, но процентная ставка уже не превышала 12% в год.

«Постепенно – пишет Пасынков - Афины, как и вся Греция, утратили ведущую экономическую роль, которая в эпоху Птолемеев перешла к Египту. Банковское дело в Египте эллинистического периода было организовано в форме государственной монополии. В Александрии находился «центральный банк», тесно связанный с государственным казначейством. Его отделения существовали во всех административных центрах страны. Вся сеть банков пользовалась монопольным правом ведения банковских операций в стране, за что она, в свою очередь, исполняла все функции госказначейств».

Об истории Греции эллинистического периода написаны тысячи книг, о еврейской истории того же периода написано намного меньше, хотя современные историки стремительно восполняют этот недостаток. Перед тем, как сказать, к кому именно в Египте перешла эстафетаведущих специалистов от греческих ростовщиков, приведем некоторые общие факты из второго тома Краткой Еврейской Энциклопедии из главы «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства»:

«За два столетия правления династии Хасмонеев и Ирода численность еврейского народа резко возросла не только в Эрец-Исраэле, но и в других странах … В то время несомненно возникли многочисленные новые еврейские общины, распространявшиеся на запад до Италии и современного Туниса, а возможно даже до Испании и современного Марокко. … Филон Александрийский сообщает в 1 в. н. э., что современная ему египетская еврейская община насчитывала около 1 млн. человек (Флакк 43).  Евреи составляли примерно 40% жителей Александрии, население которой оценивалось от 500 тыс. до 1 млн. человек. Таким образом, еврейское население Александрии, видимо, превосходило население Иерусалима даже в период его наивысшего расцвета. Сирийский ученый, сын крещеного еврея Иоханан (Грегориус) Бар-Хебреус (1226-86), приводит данные переписи, проведенной якобы при императоре Клавдии в 48 г. н. э., согласно которой еврейское население Римской империи составляло не менее 6944 тыс. человек. Если к этому добавить многочисленные еврейские поселения вне приделов Римской империи (Вавилония, территория Ирана, Йемен, Эфиопия), то можно предположить, что незадолго до падения Иерусалима численность евреев во всем мире превышала 8 млн. человек. Из них, вероятно, в римской провинции Палестина жило 2350-2500 тыс. и свыше миллиона в каждом из крупных еврейских центров империи (Египет, Сирия, Малая Азия), а также в Вавилонии».

Факты, изложенные в КЕЭ полностью совпадают с тем, что описывает авторитетный британский историк Эдвин Бивен в книге «Династия Птолемеев. История Египта в эпоху эллинизма»:

«Самым значительным чужеродным элементом после греков были евреи. В христианскую эру евреи в Египте насчитывали около миллиона среди всего населения численностью около семи с половиной миллионов душ. В нашем представлении современные евреи – главным образом финансисты и торговцы. Но в те дни они еще не приобрели никакой особой репутации в торгово-финансовой сфере. … Когда Птолемеи включили в свое царство Палестину, за этим естественно последовал новый приток эмигрантов из Иудеи в Египет. Это были не только добровольные переселенцы. … Птолемей I перевез их в Египет целой массой – 100 тысяч, как сообщает Псевдо-Аристей … Египетские евреи говорили по-гречески; через несколько поколений иммигранты из Палестины забывали семитский язык. Свои священные писания они знали только в греческом переводе, который мы называем Септуагинтой, так как, по преданию, его сделали семьдесят переводчиков при Птолемее II. Поскольку считалось, что семьдесят переводчиков были вдохновлены свыше, то у египетских евреев не было необходимости учить оригинальный древнееврейский язык. … В правление более поздних представителей династии для любого правителя или претендента на власть в Египте имело большое значение, удалось ли ему привлечь на свою сторону евреев. … Будучи общиной, они имели в Александрии такую долю самоуправления, которой не было даровано ни одной другой общине греческого полиса. Их глава в римские времена носил титул этнарха. В римскую эпоху руководство общины было представлено в сенате. … Еврейский район Дельта примыкал к дворцовому кварталу на северо-востоке и спускался к морю … набережная и близость к царскому дворцу делают место приятным и почетным. … Дельту в основном населяли евреи, которые собирались там по собственной воле, как, например, сегодня в некоторых районах Лондона. Естественно, для столь многочисленной общины в Александрии действовало несколько синагог. Главная александрийская синагога в римские времена была одной из самых грандиозных в империи. Она представляла собой великолепное здание в стиле греческой базилики, с гордостью описанное в Талмуде и столь огромное, что голос чтеца не достигал дальних рядов зала»(С. 137-140).

Важное уточнение делает Андрей Синельников в своей книге «Средневековая Империя Евреев»:

 «Не случаен факт, что наиболее значительная и притом наиболее богатая и влиятельная еврейская община находилась в Александрии, главнейшем административном центре Империи. Евреи занимали здесь два квартала из пяти. Сверх того, помимо собственно еврейских кварталов, отдельные еврейские дома были рассеяны по всему городу. Еврейское население Александрии составляло, таким образом, до двух третей всего населения этого обширного города. Недаром Моммзен называет Александрию в такой же мере иудейским, как и греческим городом. Еврейская община пользовалась здесь всеми правами самоуправления. … Мы встречаем в Александрии евреев в качестве сборщиков налогов и в качестве надзирателей за речным и морским судоходством (своего рода таможенная служба). … Из отдельных александрийских евреев нам известен, например, алабарх Александр, бывший наместником всего правого берега Нила. Тот же Александр считался другом императора Клавдия [41-45] и был управляющим его матери Антонии. Богатства Александра представлялись настолько значительными, что он оказался в состоянии ссудить Агриппе, впоследствии царю иудейскому, до 200 000 драхм, из которых пять талантов (приблизительно 1/6 часть всей суммы) уплатил наличными, в остальной же сумме выдал вексель на Дикеархию. Евреи, по-видимому, уже в то время приобрели  в Египте славу прирожденных ростовщиков» (С.249).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что евреи хорошо научились у греков ростовщичеству и даже превзошли своих учителей в этом занятии. Но большие волнения против евреев-ростовщиков в Александрии с 38 года, которые улаживал император Клавдий в 41 году, произошли как раз в то время, о котором говорит Синельников. Кроме того, Синельников не говорит, под какие проценты еврей Александр ссудил деньги еврею Агриппе, будущему царю иудейскому. Может быть, процентов и не было потому, что Закон Моисея запрещал еврею давать деньги в рост еврею же (Левит 25, 35-37). Но чтобы понять, какими суммами ворочали александрийские ростовщики200 000 драхм того времени приблизительно равны 50 миллионам современных долларов США. Не вызывает сомнения, что на эти деньги Агриппа и купил иудейское царство.

Вновь обратимся к книге Александра Пасынкова «Феномен Ростовщичества», к главе с любопытным названием  «Каких лошадей оседлали «всадники»?»

В ранней истории Древнего Рима ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов — латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан, а само занятие вначале считалось презренным. И, тем не менее, самые большие прибыли в Риме давало именно ростовщичество.

   Во II-I веках Рим завладел крупными провинциями вне Италии, а, между тем, римское государство не имело чиновничьего аппарата для проведения кадастров и сбора налогов.  Налоги в этих провинциях сдавались на откупа компаниям римских откупщиков-публиканов, которые вносили в казну положенную сумму авансом, а потом бесконтрольно обирали  население провинций – и бывало, что полностью разоряли города и округа.

Откупщики брали в аренду у казны рудники, соляные варницы, сбор пошлин в таможнях. Откупные компании занимались банковскими операциями, любой человек мог дать деньги откупщикам и получать с них проценты. Капиталы откупных компаний делились на паи – нечто вроде акций, эти паи продавались и покупались. На римском форуме действовала биржа, там за столами сидели банкиры, продавали и покупали паи, обменивали монеты разных стран, давали ссуды.

  Ростовщики ссужали деньги своему государству для ведения войн, для получения податей от покоренных провинций. Государство занимало  суммы больше, чем те, которыми владели отдельные лица. В таких случаях на помощь  приходили акционерные компании, которые тогда образовывались. Таким образом, ростовщики создавали и первые акционерные компании.  Банкиры Древнего Рима - менсарии и агрентарии принимали в качестве вкладов деньги римской знати, которые последняя привозила из завоевательных походов, но сама не желала вкладывать в производство или торговлю. Эти деньги ссужались купцам или производителям, и, таким образом, производители кредитовали производство. Римские банкиры имели свое место на форуме, но вместо  греческих столиков здесь банкирский промысел осуществлялся на массивных лавках. При Сулле составилось   общество Азианов с таким значительным капиталом,  что оно могло ссудить  государству 20000 таланов. Двенадцать лет спустя этот долг вырос до 120000 таланов. Маленькие капиталы вкладывались  в акции больших акционерных обществ. Так что по рассказам Полибия весь город Рим участвовал в различных финансовых  предприятиях. Самые мелкие  вкладчики  имели свою часть в предприятиях публикатов, т.е. в  откупе налогов и государственных земель.

  Государство стало мало-помалу  передавать все свои косвенные доходы и все сложные расчеты и  сделки в руки посредников, которые уплачивали казне или   получали от нее условленную сумму и затем уже хозяйничали на свой собственный риск. За такие предприятия могли браться понятно только крупные капиталисты и преимущественно крупные  землевладельцы, потому что государство было очень требовательно насчет материального обеспечения; таким образом, возник тот класс откупщиков и ростовщиков, который имеет такое  большое сходство с теперешними биржевыми спекулянтами и по своему поразительно быстрому обогащению, и по своей власти над государством, которому он, по-видимому, оказывал услуги, и, наконец, по нелепой и бесплодной основе своего денежного могущества. Крупные землевладельцы в Риме также были ростовщиками. Борьба между плебеями и патрициями была не только борьбой между аристократией и демократией за политические права, не только борьбой между крупными землевладельцами и крестьянством за общинные поля, но и борьбой между ростовщиками и должниками. Образовался  особый класс ростовщиков, получивших особую сословную организацию, или класс «всадников».

    В эту эпоху в Риме возвысилось сословие  «всадников» - римской денежной аристократии. Для того чтобы быть всадником в начале II века до нашей эры, требовалась собственность в размере 400 тысяч сестерциев. Обычным занятием всадников была крупная торговля и откуп  налогов с провинций. В их руках за счет  торговых и финансовых операций сосредотачивались огромные капиталы, добываемые, как правило, путем ограбления  населения провинций при откупах. Функции сбора налогов передавались римским «всадникам», которые выплачивали государству требуемую сумму налогов и старались вознаградить себя по мере возможностей. Провинции были им предоставлены в жертву, и они высасывали с них все соки. Например, республиканец  Юлий Брут совершил «великолепные спекуляции», дав в долг деньги, царю Капподокийскому и городу Саламину. Последнему он ссудил под 48%. Это был не особенно высокий процент. Встречались городские займы, заключенные под 75%.  Крупный банкирский дом Рабирия при Цезаре ссудил изгнанному царю Птолемею Египетскому  весь свой капитал  и капитал своих друзей  из расчета 100%. Глава римских всадников Аттик давал деньги взаймы частным лицам  и подвластным Риму городам из 36-48% годовых.  Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней республики как судьи.

 Не всегда  всадники торжествовали в римской истории. После  поражения популяров в гражданской войне предшественник Цезаря Сулла  казнил 2600  римских всадников и  90  сенаторов,  головы которых долго потом  "украшали" римский форум.

  В Римской Империи на протяжении всей ее истории непомерные долговые обременения угнетаемых социальных слоев и целых народов, становились затравочным катализатором крупнейших исторических процессов. В 323 г. н.э. в империи вспыхнуло восстание галлов, вызванное непомерными налогами откупщиков, а вторжение в Британию и 50 летнее истребление бритов римскими легионами также было вызвано непомерными долговыми обременениями бритов со стороны всадников. Они  навязали британцам заем в 40 млн. сестерций под высокие проценты, внезапное и насильственное взыскание которого послужило поводом к восстанию провинции в 60-м году н.э.

  Высокий уровень процента и долговой гнет играли важную роль в обострении  борьбы мелких производителей против крупных землевладельцев и ростовщиков. Под давлением должников-плебеев римскому рабовладельческому государству не раз приходилось издавать законы, устанавливавшие предельную норму процента.

   Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название), ограничивающие ростовщичество. В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и   плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Закон XII таблиц  запрещал  норму процента на капитал свыше 8,5% в год.  В 367 г. до н.э. по закону Лициния - Секстия было запрещено  оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой  вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но  значительно уменьшили задолженность. Строгое применение долгового законодательства  возбуждало  раздражение среди всего крестьянства. Итогом гражданских процессов было долговое рабство, даже умерщвление должника, если он в течение 60 дней не мог погасить долг. Позднее это наказание было смягчено, и должник должен был отработать долг личным трудом (долговое  рабство). Закон Петилия-Папирия от 326 года до н.э.  запрещал обращать в рабство за долги. Такое наказание в период расцвета Республики было заменено конфискацией имущества. Причем  должник, лишаясь всего своего состояния, лишался и чести. Смягчения наказания можно было  достигнуть путем добровольного отказа от имущества. Во времена принципата судопроизводство изменилось. Как и прежде, происходило принудительное  приведение приговора в исполнение. Существовал закон  pecunae  repetundae- , деньги, которые должны быть востребованы обратно. Для этих целей в Риме  до 140 года до н.э.  существовала постоянная судебная палата. Однако теперь  конфисковывалась только та часть имущества,  которая была необходима для требования заимодавца. В позднереспубликанскую и императорскую эпоху максимальный размер процента был установлен -1 % в месяц. Эдикт о твердых ценах Диоклетиана 301 г. н.э. был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Однако эти законы обычно нарушались и обходились ростовщиками.

            Возмущенные ростовщической эксплуатацией, должники неоднократно устраивали восстания, требуя полной отмены долгов и процентных платежей. Такое требование выдвигалось, например, во время двух крупных восстаний плебеев в 48 и 47 гг. до н. э.

             Судьба Римской Империи Запада была решена с захватом Рима в 410 г. н.э. готами и нашествием Вандалов в 455 г. н.э. Рим был разделен между Франками в Галлии (Франции), Вестготами в Испании, Саксонцами в Англии и Остготами,  захватившими Ломбардию в Италии. Однако варвары восхищались Римской культурой, и многое заимствовали из Римской цивилизации. Была сохранена денежно-кредитная система Римской Империи.

            Без сомнения, ростовщичество стало в Древнем Риме ведущим фактором разложения общества, главным тормозом его экономического развития и неизбежного падения».

К основному выводу Александра Пасынкова можно только прибавить, что Рим прошел тот же путь, что и Греция: через расслоение общества и нищету, через превращение крестьян за неуплату долга в рабов, через многочисленные их восстания – к законам, ограничивающим ссудный процент от 100% годовых до 12%. Но так же, как и в Греции, в Римской империи ростовщичество не исчезло. Наоборот, римские акционерные компании еще до Рождества Христова приобрели все черты современных банков.

Андрей Синельников дополняет рассказ Александра Пасынкова о Римской Империи:

«Значительная и богатая еврейская община существовала, по-видимому, еще в первые века Империи также в Дикеархии (Путеолах близ Неаполя), являвшейся рядом с Остией и Римом одним из административных центров Юга Европы, а вместе с тем и всей западной половины Империи. Жившие там евреи, подобно александрийским, точно так же в широких размерах занимались кредитными операциями, В пользу этого говорит упомянутый уже выше факт покрытия займа Агриппы в большей его части (в сумме до 30 талантов) векселями, выданными на Дикеархию.

В Риме, среди пестрого населения которого можно было встретить представителей народов всего мира, само собою разумеется, и число живших там евреев должно было быть значительным. Еще при Августе [63 до н.э. – 14 н.э.] посольство иудейского царя Ирода при представлении его императору сопровождали 8000 единоверцев, постоянно живших в Риме. О количестве еврейского населения  в Риме можно также судить по обширности еврейского некрополя. Нам в настоящее время известно до пяти еврейских кладбищ в Риме. …

Еврейская община Рима обитала в большинстве своем в специальном квартале (гетто) по другую сторону реки Тибр от наместнической части города, в близости от жреческой части Ватикана. … Напомним еще раз, что в этой «всемирной гостинице», также как в Помпеях и Геркулануме … еврейская каста составляла если не подавляющее большинство жителей, то достаточно мощную прослойку административного аппарата, притом высшей его иерархической части. И второе, что в провинциях евреи также занимали свою нишу, неподвластную даже наместникам. …

В пользу деятельного участия евреев  в имперских взаимоотношениях говорит, между прочим, также и возложение на них обязанностей так называемых навикулариев, обязанностей, заключающихся в обеспечении Империи … хлебом, получаемым из провинций. … В дошедших до нашего времени документах … есть упоминания о привлечении в Империи евреев к несению городского управления в качестве декурионов … собирателей десятины с земли … должность … в подавляющем большинстве евреев, как административной касты. …

Таким образом, мы видим по косвенным уликам, как административный аппарат Империи, каста евреев, постепенно перехватывает рычаги управления на землях Империи из рук воинской касты,  людей на коне, не только в экономической сфере, но и в сфере государственного управления» (С.250-255).

Совершенно справедливый вывод. И, вот за это самое, о чем пишет Синельников,  в 19 году н.э.евреев, как много их не было, всех до одного изгнали из Рима. Синельников не без лукавства пишет «возложили на них обязанности навикулариев», «привлекли их к управлению в качестве декурионов», а Пасынков ясно говорит – ростовщики перехватывали все, что государство отдавало на откуп, а потом грабили и разоряли. Вывод же можно сделать такой, что вначале н.э. евреи уже отлично владели ростовщичеством и соперничали с римскими ростовщиками вне Рима. Но они покусились на это в самом Риме и были изгнаны. Заметим, что изгнание евреев из Рима в 19 году по Рождестве Христове – это первое крупное изгнание их в н.э., еще в древнем мире, и заметим причину этого изгнания. Затем евреев будут изгонять бесчисленное количество раз из многих стран на протяжении всего остатка древнего мира и всего средневековья, и все по той же причине.

Время средних веков разные словари определяют по разному – период в истории Европы между падением Римской империи в 5 веке и Возрождением в 15 веке; или, период конца 5 – середины 17 веков, соответствует времени зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе.

Но еще до начала средних веков произошло событие, которое повлияло на весь последующий ход истории. Я говорю о разделении еврейского народа на две непримиримые стороны в 1 веке по Рождестве Христове.

Народам свойственно разделяться, ведь все многообразие современных народов произошло от одного человека – Адама. Часто народ, искусственно разделенный какими-то политическими силами, снова легко соединяется. Например, немцы ФРГ и ГДР, или Русские Малой, Белой и Великой Руси в 17 веке. Но нет никакого шанса соединиться у тех, кто разделен по причине разных вер. Например, не могут соединиться Сербия и Хорватия, хотя те и другие – сербы. Если разделение большинства народов имело лишь местное – локальное значение, то разделение еврейского народа имеет глобальное значение, поскольку Причина этого разделения имеет вселенское значение. Значительная часть еврейского народа приняла Иисуса Христа – Спасителя мира Помазанника Божия и уверовала в Него. Другая значительная часть еврейского народа Его отвергла. Вера одних сразу же получила название – христианство, о чем говорится в книге  Деяний святых апостолов.  Вера других только много столетий спустя обрела свое название – иудаизм. Кроме общего для тех и других Ветхого Завета, написанного еще до разделения евреев, священной для христиан стала книга Новый Завет, написанная на протяжении 1 века по Рождестве Христове. Для иудаистов священной книгой стала книга Талмуд, написанная в Вавилоне только в начале 6 века, и имеющая ярко-выраженный антихристианский характер. Евреи-христиане отвергли занятие ростовщичеством, как тяжкий грех. Для евреев-иудаистов ростовщичество стало главным занятием, формирующим основу богатства их общин.

В очень спорной, но небезинтересной книге «Средневековая Империя Евреев», к которой мы уже обращались, ее автор Андрей Синельников непостижимым образом смешивает евреев-христиан и евреев–иудаистов в одну Империю с некой Митрополией (только он не указывает, где она находилась) и провинциями. Андрей Синельников верит в то, что мощная империя евреев уже существовала на протяжении всего средневековья. Она занимала всю Европу, переднюю Азию и северную Африку и составляла единое финансово-экономическое пространство, полностью контролируемое кастой евреев. Управлялась эта империя неким тайным правительством, имевшим тайные знания, значительно превосходившие знания непосвященных. Все государи и правители: Римские Папы, епископы, короли, феодалы были только слепыми орудиями зрячего тайного правительства, они знали лишь то, что им дозволено было знать. Существовала иерархия знаний и иерархия каст или сословий, на которое было поделено общество. Синельников пишет:

«Да было единое экономическое пространство. Да, в Империи, говорящей на одном языке, исповедующей одну Веру и живущую по одним законам, было кастовое разделение. Три основные касты правили в ней: воинов – людей на коне, духовенства – людей в сутане и кормильцев – людей в короне. К определенному времени из состава всех трех основных каст начали формироваться более мелкие касты (гильдии, цеха, союзы), но одна из них, в силу своей специфики, стала наиболее сильной. Эта каста мытарей, финансистов Империи на всех землях. Именно она и соткала золотую паутину экономической сети, опутавшей все страны»(С.365). «Евреям принадлежала, таким образом, видная роль в развитии жизни Империи; вместе с этим они, естественно, являлись и признанными господами в области экономической жизни … Целые столетия евреи были, так сказать, коммерческими опекунами новейших народов в пользу сих последних и без признания с их стороны этой пользы»(С.228). Синельников ссылается на еврейского экономиста Рошера, который «видит в евреях пионеров в деле развития торговли и денежно-хозяйственных отношений в средневековой Европе и «коммерческих опекунов новых европейских народов»»(С.229). «Заслугой евреев – пишет Синельников – Рошер считает развитие денежных операций. «Новые народы обязаны средневековым евреям… изобретением интересов на капитал, без чего немыслимо никакое развитие кредита…»»(С.227).

Кредит – здесь ключевое слово, и у Рошера с Синельниковым развитие кредита – это величайшее благо для «новейших народов». Но вот Григорий Петрович Климов в своей книге «БОЖИЙ НАРОД» приводит высказывания выдающихся представителей этих «новейших народов» разных веков, которые на положительную роль евреев в развитии кредита смотрели совсем иначе.

Фома Аквинский (1226-1274), католический святой, философ, богослов: «Евреям не должно быть дозволено иметь то, что они приобрели путем ростовщичества от других. Было бы лучше, если бы они работали, дабы честно зарабатывать себе на жизнь, ибо от ничегонеделания они становятся еще более корыстолюбивы».

Эразм Роттердамский (1466-1536), голландский ученый, филолог, писатель, переводчик Нового Завета на голландский язык: «Что за грабеж и угнетение творят евреи над бедными, которые дольше не могут этого переносить… Помилуй их, Боже! Еврейские ростовщики быстро пускают корни даже в маленьких деревнях и, если одалживают пять флоринов, то требуют залог в шесть раз больше. С процентов они взимают проценты и со всего этого еще раз проценты, так что бедный теряет все, что имел».

Мартин Лютер (1483-1546), Церковный реформатор, основатель протестантства и лютеранства: «Никогда солнце не светило народу более кровожадному и мстительному, который лелеет идею уничтожения и удушения всех иноверцев… Никто из других людей под солнцем не является таким жадным, как евреи, которые есть и будут жадными, на что указывает их проклятое Богом ростовщичество. Они утешают себя тем, что когда придет Мессия, то он соберет и разделит золото и серебро всего мира между ними».

Климент VIII, Римский Папа (1592-1605): «Весь мир страдает от ростовщичества евреев, от их монополии и надувательств. Они кинули много несчастных людей в состояние нищеты, особенно крестьян, рабочих и бедняков».

Мария-Терезия (1717-1780), императрица Австрии с 1740 г.: «Я не знаю никакой другой злополучной чумы внутри страны, как эта раса, которая разоряет народ хитростью, ростовщичеством и одалживанием денег. Занимается делами, отталкивающими честных людей. По возможности, они будут перемещены и изгнаны отсюда».

Наполеон Бонапарт (1769-1821), император Франции в 1804-1815. Из речи на апрельской сессии Сената 1806 года: «Евреев нужно рассматривать как нацию, а не как религиозную группу. Они являются нацией в середине нашей нации… Я бы хотел на определенное время лишить их права выдавать займы под заклад, потому что слишком унизительно для французского народа быть обязанным этой низкой нации. Собственность целых деревень грабится евреями, они восстановили крепостничество; они являются настоящими стаями воронов. Нищета вызывается евреями, но не исходит от одного индивидуального еврея, а является сущностью всего этого народа. Они, как гусеницы или саранча, которые пожирают мою Францию… Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям. Я хотел сделать из них нацию граждан, но они не годны ни к чему…»(С.74-81).

Высказывания императрицы Марии-Терезии и императора Наполеона относятся, как вы заметили, к новому времени, но, как будет видно, многие средневековые европейские государи думали точно так же. Расселение евреев в средние века по Европе среди «новейших народов» шло очень медленно. Синельников выбирает свидетельства из книги Барона С.У. «Социальная и Религиозная История Евреев» (Нью-Йорк, 1957):

 «Одно из ранних свидетельств существования такой общины в Германии – упоминание некого Калонимуса, приехавшего в 906 году  вместе с родней в Майнц из Лукки [из Тосканы в Италии]. Примерно тогда же заговорили о евреях в Шпайере и Вормсе, чуть позже – в Трире, Меце, Страсбурге, Кельне – в узкой полосе, идущей через Эльзас и по долине Рейна, то есть в Земле Лотаря. Путешественник Вениамин Тудельский побывал в этом районе в середине ХII века и записал: «В этих городах много израильтян, людей мудрых и богатых».

Несколько раньше в Майнце проживал некий рабби Гершом бен Иегуда (960-1030), заслуживший своей редкой ученостью прозвище «Свет диаспоры» и пост духовного главы французской и рейнско-германской общины. Примерно в 1020 году Гершом собрал в Вормсе Совет раввинов, издавший разнообразные эдикты, включая запрет на многоженство»(С.201).

Этот отрывок настолько интересен, что требует комментария. Город Майнц – старинный религиозный центр Германии. В нем проходили Поместные соборы. Мы видим архиепископов Майнских в качестве главных участников важнейших политических событий. Только необычайно возвысившийся в Саксонии Магдебург мог на какое-то время соперничать с Майнцем. Если Рим – это сердце католической веры, то Майнц – это сердце Германии того времени. Вормс от Майнца совсем недалеко – это второй по значению город Франконии. Если архиепископ Майнца Виллигис, ставший в конце 10 века фактически руководителем страны при малолетнем императоре Оттоне III, строит в Майнце самый величественный собор в Германии, то в Вормсе строится второй по значению собор. Не куда-нибудь прибрели евреи из Италии, а сюда – в сердце Германии. В других местах о них еще не слышно. И если в 20-е годы второго тысячелетия достопочтенный Гершом бен Иегуда из Майнца собирает Совет раввинов не в Майнце, а во втором по значению Вормсе, то это потому, что Генрих II (король Германии с 1002 года и император Священной Римской империи с 1013 по 1024 гг.) в 1012 году изгнал всех евреев из Майнца. Король Генрих был выдающимся церковным реформатором и считается благодетелем Церкви, кроме того он существенно расширил приделы Германии и усмирил непокорных сильных вассалов внутри страны. Кроме того он не раз защищал Италию, когда ее положение было критическим, и вообще вся его жизнь прошла в многочисленных военных походах. Но король Генрих имел странную привычку, если он не был в походе, то каждое утро после молитвы он занимался разбором тяжб, которые приносили ему на рассмотрение и давал необходимые указания лицам, которым были поручены заботы о бедных, кроме того он любил посещать устроенные им мастерские. То есть король был в курсе нужд своего народа и конечно знал о грабительских процентах недавно появившихся еврейских ростовщиков, и, будучи весьма просвещенным королем, понимал, как работает механизм «264», потому и изгнал евреев. Косвенным подтверждением работы этого механизма является то, что примерно через 70 лет после первого собрания раввинов, а именно в 1096 году произошел первый еврейский погром в Германии. Погром был страшный, но потом было много погромов еще страшнее. Первый еврейский погром в Германии совпал с так называемым первым крестовым походом. Обычно их связывают так, что еврейский погром явился следствием крестового похода, а его участников – крестьян и монахов представляют озлобленными, грубыми, тупыми, невежественными и суеверными. Вероятно, эти крестьяне такими и были, а какими они могли еще быть, если они брали ссуды у еврейских ростовщиков под 100-173% годовых? И я склонен предположить, что крестовый поход в какой-то степени явился следствием того, что деньги народа и всех слоев общества перекочевали в карманы ростовщиков.

Вот кровавая волна прокатилась по рейнским городам, всех евреев убили, общее количество погибших составило до 3,5 тысяч евреев. Какой итог? – Через 130 лет в «Земле Лотаря» (предполагаю, Лотаря II, короля Германии с 1125 года и императора Священной Римской империи в 1133-1137 гг.), в тех самых рейнских городах: Кельне, Майнце, Вормсе, Шпайере, Страсбурге и соседних городах Трире и Меце снова «заговорили о евреях».

Немецкая земля со второй половины 10 века получила затишье, связанное с победами императоров Саксонской династии над норманнами, славянами и, особенно, венграми. С этого времени и в последующие века на всей территории Германии строилось большое количество городов. Но евреев в них не было. Почему евреи снова селились в тех же городах, где их убивали? Потому, что все новопостроенные города имели население одну – две, максимум три тысячи человек, - это были маленькие городки, в которых не было ни одного каменного дома, а только дома из брусьев и глины с соломой. А все перечисленные рейнские и соседние с ними  города – это старинные города, построенные еще римлянами, они были больше и богаче других. В рейнских городах уже в 10 веке строили величественные готические соборы и каменные дома. Там были богатые клиенты для ростовщиков. Поэтому через 150 лет после еврейского погрома путешественник Вениамин (Бен-Иона) Тудельский, испанский еврей, раввин из города Тудела в Наваррском королевстве, видит в рейнских городах «много израильтян, людей мудрых и богатых». Вот, что, если копнуть глубже, прочитывается между строк Барона и Синельникова.

В какой бы народ ни приходили евреи - не христиане, они сразу начинали заниматься ростовщичеством и, с какой-то почти математической точностью, через определенные интервалы времени в этих народах происходили еврейские погромы, или, в лучшем случае, их изгнание. Во всех учебниках о ростовщичестве евреев пишется доброжелательно, как о полезном и необходимом деле, или, во всяком случае, как о вынужденном их занятии. Например, в «Истории средних веков» А. Я. Гуревича и Д. Э. Харитоновича (М.Интерпракс.1995.):

«В начале Средних веков небольшие группы евреев населяли южную Францию, Испанию и Италию. Постепенно, в IХ-ХI вв., они появляются в городах Германии по Рейну и Дунаю. Отношение к ним местного населения было сравнительно мирным, хотя отдельные государи и церковные деятели смотрели на них настороженно, - ведь они были представителями другой религии и чуждой христианам культуры.

Правители западноевропейских государств нуждались в товарах и деньгах, а среди членов еврейских общин, которые находились в их владениях, были богатые люди. Они могли ссудить королям большие денежные суммы. Церковь запрещала христианам ростовщическую деятельность, и хотя многие, несмотря на эти запреты, ею занимались (купцы и банкиры, рыцари и священники, и даже сами римские папы), ссуда денег под проценты считалась смертным грехом. Но на инаковерцев эти запреты не распространялись. Вместе с тем церковь запрещала христианам работать на не-христиан, владевших землями; иудеев также не принимали в ремесленные цехи. Короли Франции, Англии и других стран Запада, во владениях которых жили евреи, считали их своей «собственностью» [Гуревич и Харитонович в данном случае извращают смысл термина «королевские евреи», даже в пору абсолютизма право короля понималось примерно так, как право отца считать своих детей своею собственностью. Король был отцом не только для христиан, но и для подданных, которые потенциально могли стать христианами.], облагали их налогами и до поры до времени оказывали им свое покровительство. Они охотно обращались к богатым иудеям-финансистам за большими денежными суммами»(С.178).

Дипломатичные историки предпочитают заменять точное, но имеющее грубый негативный оттенок, слово ростовщик на скрывающее истинный смысл, но более благозвучное слово финансист.

В Англии евреи, следовательно и еврейское ростовщичество, появились примерно на 150 лет позже, чем в Германии. Они пришли вслед за войсками герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя (1027-1087), который вторгся в страну в 1066 году, победил короля саксов Гарольда II (Харольда II) при Гастингсе (Суссексе), после чего был провозглашен королем Англии.

Айзек Азимов в «Истории Англии» пишет: «Это сражение решило судьбу Англии, где теперь должны были править нормандцы; через них она оказалась тесно связанной с континентом, на острове возникла новая цивилизация, и в конце концов саксы и нормандцы образовали единую нацию современных англичан… До битвы при Гастингсе Англия постоянно подвергалась вторжениям. Сначала это был народ колоколовидных кубков, затем кельты, затем римляне. За ними последовали англы, саксы и юты, а потом – даны и, наконец, нормандцы. Нормандское завоевание было последним. В последующие девять столетий после битвы при Гастингсе ни одна армия не смогла захватить Англию, и очень редко кто-либо пытался это сделать…

Длительный период спокойствия и свободы (кроме гражданских войн) обязан своим происхождением – по крайней мере отчасти – тому сильному и эффективному государственному аппарату, который нормандские сюзерены сформировали на острове»(С.185).

Итак, еврейские ростовщики устремились туда, где было прочное спокойствие, сильный король и передовое государственное устройство, которые предвещали этой стране длительное благоденствие.

Вильгельм Завоеватель «приказал провести полную перепись всех земельных владений королевства. Результаты переписи, проведенной в 1086-1087 гг., собраны в двух томах, называемых «Книгой Страшного суда»… Общее население Англии в те времена составляло примерно 1 500 000 человек»(С.174,194).

К сожалению, мне не доступно, сколько было в то время приехавших в Англию евреев, но думаю, что это были немногочисленные еврейские семьи.

Обращаясь к упомянутой книге Барона, Синельников пишет о евреях: «Одна группа переправилась через Ла-Манш, последовав за вторгнувшимися в Англию войсками Империи, известными как войска Вильгельма Завоевателя. Их историю обобщает Барон: «Впоследствии они превратились в класс «королевских ростовщиков», чьей главной функцией было предоставление кредитов для политических и экономических целей. Скопив большие богатства благодаря взиманию высокого процента, эти ростовщики были вынуждены предоставлять его часть в том или ином виде королевской казне. Длительное благосостояние многих еврейских семейств, роскошь их жилищ и одеяний, их влияние на судьбы общества заставляли даже проницательных наблюдателей закрывать глаза на опасности, кроющиеся в растущем недовольстве должников всех сословий и в усугубляющейся зависимости евреев от протекции их коронованных господ.

Недовольное ворчание, вылившееся во вспышки насилия в 1189-1190 гг., предвещало трагический финал – изгнание в 1290 г. Головокружительный взлет и еще более стремительное падение английского еврейства всего за два с четвертью столетия (1066-1290 гг.) контрастно высветили фундаментальные факторы, определившие судьбу всего западного еврейства в критически важной первой половине второго тысячелетия нашей эры». (Baron, S.W., Social and Religious History of the Jews, New York, 1957).»(С.200).

Краткая Еврейская Энциклопедия даже приводит количество пострадавших евреев: «В Англии численность евреев накануне резни 1189-90 гг. достигала приблизительно 2,5 тыс. человек. После резни значительная часть уцелевших евреев бежала на континент. В первой половине 13 в. число евреев в Англии снова стало расти и составляло при их изгнании из страны в 1290 г., по различным оценкам, около четырех или десяти тысяч (при общем населении около 3,5 млн.)».

Барон только упомянул про вспышки насилия в 1189-1190 гг., Гуревич и Харитонович в своей «Истории средних веков» пишут несколько подробнее: «В 1190 г. В английском городе Йорке произошел еврейский погром. Местные жители, которые видели в евреях врагов Христа, начали их убивать и грабить их имущество. Единственным спасением, оставшимся для жертв погрома, был переход в христианскую религию. Не желая отречься от веры своих предков, все члены еврейской общины Йорка, включая мужчин, женщин и детей, покончили жизнь самоубийством»(С.176).

Обращают на себя внимание приблизительно одинаковые периоды времени между появлением евреев и первыми еврейскими погромами в Германии и в Англии. Сочувствующие евреям историки объясняли еврейский погром в Германии фанатизмом и суеверием франко-германской народной толпы во время первого Крестового похода. В Англии результат был удивительно похожий – гибель всех евреев – за редким исключением почти всех. То же самое происходило и в других народах в разное время в средние века. Прав Барон, который увидел причину погромов не в фанатизме и суеверии христиан, а «в растущем недовольстве должников всех сословий», а если сказать точнее, то недовольство должников  всех сословий перешло предел их терпения.

События, имевшие такие трагические последствия в Йорке в 1190 г., вспыхнули еще раньше в Лондоне и проявились в различных областях королевства. Рассмотрим подробнее обстоятельства этой трагедии.

Айзек Азимов в «Истории Англии» пишет: «Горожане начали играть все более заметную роль в политической жизни. Они объединялись в гильдии, которые заботились об общем благосостоянии всех своих членов. Ремесленники разных профессий имели собственные гильдии; гильдии решали вопросы, связанные с торговлей, регулировали цены и заработную плату, стандартизировали меры и так далее. И разумеется, гильдии более действенно могли отстаивать интересы города в спорах с землевладельцами и знатью, чем отдельный горожанин. Первая купеческая гильдия была основана в 1193 г.»(С.282).

Торговля была у евреев вторым занятием после ростовщичества. Как видим, первая купеческая гильдия в Англии была основана после еврейского погрома, и вообще, гильдии в то время только появлялись. Поэтому причина, которую выставляют Гуревич и Харитонович, что евреи занимались ростовщичеством потому, что их не принимали в ремесленные цехи, совершенно ложная. Не принимали – и правильно делали в целях безопасности. Могли бы свои цехи организовать, - евреям в самоорганизации не откажешь. Но какое ремесло могло принести столько денег, сколько ростовщичество? К тому же принцип «264» позволяет захватить весь мир. В их вере  уже была заложена главная цель – захват всего мира.

«Во время правления Генриха II – пишет Айзек Азимов – Англия стала одним из главных поставщиков и экспортеров шерсти. По мере развития торговли стали богатеть и расширяться морские порты. В Лондоне к тому моменту жило сорок тысяч человек; он стал самым респектабельным, богатым и процветающим городом. Купцы из Германии и Италии хлынули в Лондон, который уже тогда стал тем, чем остается по сей день, - гостеприимным домом для представителей всех народов и племен. …

Развитие торговли сделало необходимым совершенствование финансовых навыков в стране, и эту задачу выполняли евреи. … Евреи способствовали развитию торговли и также при необходимости ссужали деньги нормандским сеньорам, когда те не могли получить их никаким другим способом. Разумеется, евреи брали большие проценты за свои займы, поскольку никогда не имели твердых гарантий, что деньги им вернут. Обычно они находились под защитой королей, которые имели в них нужду (но и сами могли обанкротиться). … За свои услуги они назначали отвратительный «процент», и их не за что было уважать»(С.260).

Итак, первые  еврейские погромы в Англии происходили на фоне бурного развития городов, ремесел, цехов, сельского хозяйства, овцеводства, торговли и купечества. Незадолго до этих событий, в 1187 году Саладин одержал победу над армией крестоносцев и захватил Иерусалим. Несколько европейских государей дали клятву отправиться на освобождение Иерусалима, в том числе старый король Англии Генрих II (правил в 1154-1189 гг.) и его наследник принц Ричард. В 1188 г. Генрих II, чтобы собрать деньги на этот поход, ввел в своих владениях специальный налог. Он назывался «саладиновой десятиной», поскольку от каждого собственника требовалось отдать десятую часть своего дохода и движимого имущества. 6 июля 1189 г.  умер король Генрих, и 3 сентября в воскресенье состоялась коронация нового короля Ричарда I Львиное Сердце (1157-1199). На роскошный пир для всех сословий, длившийся три дня, по приказу короля не были допущены евреи. Позднее Матвей Парижский пояснил причины такого распоряжения, «на самом деле опасались колдовских ухищрений, коими пользовались во времена коронации королей евреи…»

Жан Флори в книге «Алиенора  Аквитанская непокорная королева» (С-Пб.2012) пишет: «Этот подспудный антисемитизм проявился в погромах, вспыхнувших в различных областях королевства, как это обычно бывало в преддверии массовых выступлений в крестовый поход. Ричард же наказывал погромщиков крайне вяло. В Лондоне, например, толпа преследовала евреев, сжигала их дома, грабила их и заставляла некоторых из них выбирать между обращением в христианскую веру и смертью. По слухам, бытовавшим в то время, приказ о травле якобы отдал сам король. Слухи, без сомнения необоснованные, но все же позволяющие понять, каким представляли себе монарха его подданные… или каким они хотели его видеть. Ибо современники-хронисты, как во Франции, так и в Англии, не были возмущены этим погромом или королевскими мерами, направленными против евреев.  Зачастую они сами были антисемитами, и их похвалы в большей степени были обращены к королям, преследовавшим и грабившим евреев …»

Жан Флори огульно назвал хронистов того времени «антисемитами» за то, что они «не были возмущены этим погромом» и самого короля Ричарда за то, что он «наказывал погромщиков крайне вяло». Но может быть у них были на это веские причины?

Народ Англии воспринял идею освобождения Иерусалима с большим энтузиазмом. Король Ричард Львиное Сердце, главный участник похода, не смотря на свои многочисленные недостатки, сделался в глазах англичан национальным героем. Народ никак не возроптал на саладинову десятину, но она стала немалым дополнительным бременем для него. Сам Ричард был гораздо больший должник еврейским ростовщикам, чем погромщики, которых он вяло наказывал. Барон пишет, что евреи скопили «большие богатства благодаря взиманию высокого процента», а Азимов пишет, что «они назначали отвратительный «процент».

Но какой процент можно считать «отвратительным»? Какой процент разные народы в разные времена терпели, а за какой уже шли убивать своих кредиторов?

Вынесенный в заголовок этой статьи принцип «264», иначе 100% годовых, иначе 8,33% в месяц, - это конечно мечта любого ростовщика. Этот принцип позволяет любую денежную единицу за 64 года обратить в 9223372036854780000 таких денежных единиц. Но мы помним, сколько было восстаний против ростовщиков в древних Греции, Египте и Римской империи, пока ссудный процент законодательно не уменьшился до 12% в год. Мы видели 2600 голов римских всадников-ростовщиков на римском форуме. Тогда, во время восстаний, народ убивал ростовщиков-греков и ростовщиков-римлян – никакого антисемитизма! Оказывается национальность кровососа-ростовщика вовсе не главный фактор. Ростовщик всегда копает свою золотую грядку на вулкане и думает, что он успеет заметить, когда нужно бежать. Главное заметить, когда у народа кончается терпение. Вот сейчас в России – весь диапазон ростовщических (ссудных) процентов – от 12% до 100% годовых и выше. И весь этот диапазон – отвратительный. Именно этот «отвратительный процент» высосал из России все соки, сделал ее из второй державы мира - вымирающей страной. Но Русский народ более терпеливый, чем английский. На это очень рассчитывают банкиры-ростовщики.  

Каким был этот отвратительный процент в 12 веке в Англии?

«Пример Англии – пишет Синельников – показателен, потому что, в отличие от ранней истории еврейских общин на европейском континенте, прекрасно документирован». То есть до наших дней дошли документы, в которых зафиксировано, под какие проценты ростовщики ссужали деньги королям, сеньорам, купцам, ремесленникам и крестьянам. В главе «История ростовщичества в Средние века» Александр Пасынковпишет про 12 век: «Нормы процента были довольно высоки в бедных государствах, как Англия, и значительно ниже в главных торговых государствах. В Англии ставка составляла 43% в год или намного выше, если речь шла о долгосрочных ссудах. При слабом залоговом обеспечении ссуду оплачивали под 80-120% в год».

Это те же проценты, что и сейчас в России. Но та маленькая Англия – это не современная Россия. Народ Англии верно почувствовал, что этот «отвратительный процент» для него – смерть, и быстро и решительно покончил с источником смерти.

Александр Пасынков пишет: «При феодализме ростовщический кредит выступал в двух основных формах: 1) ссуды мелким производителям – крестьянам и ремесленникам; 2) ссуды феодальной знати. Однако объектом ростовщической эксплуатации в обоих случаях являлись мелкие производители, так как либо они непосредственно уплачивали проценты по ссудам ростовщикам, либо же проценты уплачивались заемщиками-феодалами за счет эксплуатации крепостных крестьян. [В 11 веке в Англии 80% крестьян были крепостными. С ликвидацией барщины и переходом на оброк в 12-13 вв. ликвидировалось и крепостное право.] Главной причиной, побуждавшей крестьян прибегать к ссудам, являлась крайняя неустойчивость их мелкого хозяйства. При любом стихийном бедствии - неурожае, падеже скота и т.п. - мелкий крестьянин оказывался не в состоянии свести концы с концами и должен был обращаться за “помощью” к ростовщику.      Крестьяне вынуждены были пользоваться ростовщическим кредитом также для уплаты налогов государству и ренты помещикам. Превращение феодальных повинностей - ренты и налогов - из натуральной формы в денежную обостряло нужду в деньгах и вело к усилению ростовщической эксплуатации крестьянства. К числу заемщиков принадлежали и ремесленники, которые, беря денежные ссуды у скупщиков, были вынуждены не только продавать им товары по крайне низким ценам, но и нередко закладывать ростовщикам средства производства».

Поэтому я нисколько не удивляюсь тому, что «современники-хронисты, как во Франции, так и в Англии, не были возмущены этим погромом». Это только в современном телесериале Робин Гуд спасает ростовщика. Было как раз наоборот – тысячи английских Робин-Гудов с удовольствием истребляли ростовщиков.

    «В широких размерах – пишет Пасынков - к ростовщическому кредиту прибегала феодальная знать - короли и дворяне, которым требовались деньги для ведения многочисленных войн и покупки предметов роскоши. …

Тринадцатое столетие было временем ускоренного экономического развития… Максимальная ставка в Англии, однако, осталась в 43%».

На волнах радиостанции «Эхо Москвы», которую В. В. Жириновский метко назвал «Эхом Вашингтона», в интересной передаче «Фискал» бывший министр труда и социального развития, а ныне профессор, Александр Починок рассказывал об истории средневекового еврейского ростовщичества. Мне, конечно, любопытно, как такая специфическая радиостанция дозволила профессору говорить на такую щекотливую тему, притом, что он рассказывал очень правдиво, да еще в нескольких передачах.

Помнится, на вопрос, какие проценты еврейские ростовщики брали с английских королей,Починок ответил – 45% годовых! Он рассказывал про одного бедняка еврея (так его называл сам Починок), которого судили за ростовщичество и, кажется, казнили. Но имущество точно конфисковали. С его двора было вывезено двенадцать подвод, до верха наполненных серебром. Бедняга имел доход вполовину годового бюджета Англии. И это только один ростовщик! Починок рассказывал, как евреев несколько раз изгоняли из Англии за ростовщичество. Они бежали во Францию, их трижды изгоняли из Франции - они бежали в Германию. Их бесчисленное количество раз изгоняли из Германии - они бежали в Польшу. Их изгоняли из Испании и Португалии – они бежали в Северную Африку, Италию, Османскую империю и Нидерланды. Их изгоняли из Нидерландов – они бежали в Польшу.

На вопрос, почему же евреи возвращались опять в те страны, из которых их изгнали,  Починок ответил, что сами короли предоставляли им такую возможность, поскольку они считались «королевскими ростовщиками» и короли имели с них очень хорошие налоги. Что же это получается, ростовщичество – смертный грех, а большие налоги с ростовщичества – можно, если деньги очень нужны. К сожалению, так было, и многие короли участвовали в этом лицемерии.

В 1290 году для пресечения дальнейшего разорения народа еврейскими ростовщиками король Англии Эдуард I (1239-1307) изгнал всех евреев из страны. С политической точки зрения, король спасал свою страну и выполнял свой долг. С духовной точки зрения, король потерял надежду, что евреи когда-либо могут отстать от греха ростовщичества, исправиться и встать на путь спасения. Поэтому, изгнание – мера, если не совсем тождественная, то равносильная отлучению нераскаянных христианских грешников от Церкви и преданию их в руки сатаны. Разница в том, что невозможно предать в руки сатаны тех, кто уже давно пребывает в этих руках добровольно и сознательно. Вданномслучае, король снимает с себя ответственность – хотите погибать? – пожалуйста, погибайте, только не в качестве моих подданных и не в моей стране!

Когда король пошел на эту меру, он был уже не молод и умудрен опытом, поскольку управлял страной 18 лет (с 1272 г.). Позади были Крестовый поход, война с баронами и присоединение Уэльса. Впереди была война на два фронта с Францией и Шотландией, в которой король Эдуард победил. И хотя в фильме Мэла Гибсона «Храброе сердце» он представлен коварным и отвратительным, в сердце английского народа он остался, как мудрый король, который, присоединив к Англии Уэльс и Шотландию, объединил весь остров, а изгнав евреев, спас страну от разорения и долгового рабства. Он остался в истории еще и тем, что в 1295 году создал Модельный парламент, который послужил прообразом современного парламента Англии.

В конце 19 века канадский профессор Голдуин-Смит писал, что изгнание евреев из Англии в 1290 г. Эдуардом I было несомненно задумано королем и приветствуемо нацией «как мера социальной реформы и облегчение для народа. … Эдуард был великим, благородным и благодетельным королем, и он сделал немалую фискальную жертву, выслав вон злосчастную расу, ловкость которой наполняла сундуки его и предков» («Новое Время» 1881 г. №2003).


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Апрель 2019 (8)
Март 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)

   
«    Апрель 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


Главная страница |