|
Ирина ХМЕЛЕВА
Ни в собственной стране, ни за ее рубежами действующей украинской власти не дают забыть о «деле Тимошенко». Европейский союз увязывает его с дальнейшими евроинтеграционными перспективами Украины, внутренняя оппозиция действующей власти - с успехом на предстоящих парламентских выборах. Россия сказала все, что хотела сказать и по «делу Тимошенко», и о своих предложениях по более тесной интеграции. Но в любом случае последнее слово остается за украинской стороной. На карту поставлено многое. Сможет ли Украина сделать верный шаг в этой сложной ситуации? Будет ли кардинальный сдвиг в отношениях России и Украины?
Обратимся к экспертам за ответами на эти вопросы.
Как дело Тимошенко в будущем повлияет на отношения Украины с ЕС и Россией?
Ростислав Ищенко – политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования (Киев).
— «Дело Тимошенко» никак не повлияет на отношения Киева ни с ЕС, ни с Россией. И в одном, и в другом случае будет оцениваться готовность украинской власти к принятию конкретных политических и экономических решений, а не судьба отжившего политика. «Дело Тимошенко» может использоваться против Януковича любым из внешнеполитических партнёров Украины, в случае ухудшения отношений, но сами отношения ухудшиться из-за Тимошенко не могут.
Точно таким же образом, если отношения Запада с ливийскими мятежниками ухудшатся, то их могут обвинить в садистском убийстве Каддафи без суда, в насилии над мирными жителями и т.д. (во всём, в чём обвиняли самого Каддафи). Но само по себе ухудшение отношений не будет зависеть от того, что никто в мире не сомневается в бандитском характере ПНС (Переходный национальный совет – авт.), и, пока ухудшение отношений не состоится, Запад не будет замечать ни пыток, ни отсутствия «свободы слова», ни ликвидации оппозиции, ничего.
Вот так и с Тимошенко: будет Янукович ручным – даже если её публично повесят на Крещатике, в Брюсселе только сожаление выскажут (и то негромко). Будет Янукович неудобным для Запада президентом – Тимошенко станет «узником совести» похлеще Нельсона Манделы и Александра Солженицина, взятых вместе.
Виталий Солонецкий – научный сотрудник отдела Украины Института стран СНГ.
— Стоит понимать, что решение по первому делу уже принято, а точнее, приговор вынесен. А то, что прокуратура продолжает разворачивать интерес к Тимошенко и какие новые уголовные дела ее ждут, покажет время. Исходя из этого, можно обозначить следующее: с одной стороны, можно сказать, что дело Тимошенко радикально не изменило позиций как со стороны ЕС, так и России, ведь это дело хоть и громкое, но проходящее. Имеются в виду политические и экономические интересы как ЕС, так и России, а они, думаю, останутся прежними.
С другой стороны, может измениться риторика вокруг дальнейших международных интеграционных преобразований Украины. Одним из последних острых высказываний в сторону Украины было выступление Збигнева Бжезинского перед участниками круглого стола «Украина на пути к зрелой государственности», где он заявил, что дело Тимошенко является главным испытанием для демократии Украины. По его мнению, позиция Януковича по данному вопросу характеризует его как диктатора, который управляет коррумпированной страной. Бжезинский считает, что в вопросе Тимошенко на карту поставлено не только будущее отношений с Украиной, а и сама Европа, ведь концепция Европы основывается на взаимосвязанности понятий суверенитета и демократии, на основе которых выстраивается сотрудничество и политическое единство.
Думается, что подобные мнения экспертов такого уровня явно характеризуют смену политических настроений со стороны стран Запада.
Андрей Тамбовцев - председатель общественной организации «Молодежный Союз Левых Сил» (Луганск).
— "Дело Тимошенко" на отношение Украины с Россией не повлияет ровным счетом никак. У России есть своя позиция и по газовым контрактам, и по Зоне свободной торговли, и по Таможенному союзу. Если газовые соглашения и будут пересмотрены, то только благодаря взаимовыгодной перспективе сотрудничества для обеих стран. Для Евросоюза дело экс-премьера Украины не цель, а средство. Средство мягкого давления на политическую элиту Украины.
Но в первую очередь все будет зависеть от дальнейшего развития отношений Украина - Россия. Европа рискует вообще потерять для себя Украину. Поэтому особо никаких жестких решений относительно Украины не произойдет, тем более из-за дела Тимошенко.
Алексей Мартынов – историк. Центр политологического анализа и технологий (Донецк).
— Дело Тимошенко будет использовано властями ЕС для усиления политического давления на украинское руководство, возможен шантаж высших украинских чиновников, известных на Западе своими коррупционными схемами, пресловутыми банковскими счетами и т.д. Европа будет использовать дело Тимошенко как предлог для вмешательства в политическую и экономическую жизнь Украины, в том числе и как аргумент для отказа Украине в приобщении к "европейской семье". Кроме того, Европа и США не заинтересованы в полной аннигиляции Блока Юлии Тимошенко как политической силы, конкурирующей с Партией регионов, и оппозиционной президенту Януковичу.
Стремление Киева продемонстрировать свой политический авторитаризм в решении внутренних, болезненных для украинского руководства вопросах, уже вызывает раздражение на Западе. Очевидно, дело Тимошенко будет со временем прекращено и сегодняшним властям Украины придется считаться с таким проблемным политическим конкурентом. Это выгодно Западу, влияние которого в окружении Януковича достаточно велико, - достаточно вспомнить о непрекращающемся сотрудничестве Украины с НАТО и активизации этого сотрудничества на деле, несмотря на все формальные заявления в Киеве о якобы нейтралитете.
Россия в данных условиях должна проводить прагматичную политику защиты своих геополитических и геоэкономических интересов, не забывая при этом об интересах русского и русско-культурного населения Украины, которое в силу естественных причин является пророссийским, российско-центричным в своих идеологических и политических симпатиях. Россия должна выработать действенные инструментарии влияния на украинское руководство с тем, чтобы способствовать интеграции Украины в Таможенный союз, но при этом позаботиться о стабилизации социально-экономического положения населения в русско-культурных областях Украины, что стратегически важно для реализации интеграционных проектов.
Владимир Младич – главный редактор журнала «Панславiстъ».
— Ответ напрашивается уже хотя бы потому, что много лет мало что менялось, и ничто не говорит о том, что может скоро поменяться. Перед Украиной все те же два стула: один мягкий, другой удобный. Посидеть хочется на обоих. Что Киев в меру способностей тех или иных своих лидеров зачастую и делает, всячески играя на противоречиях, недомолвках, уловках и подобных политических инструментах. Другое дело, что до добра такая игра не всегда доводит. Есть ведь риск промахнуться мимо обоих стульев, если хозяевам последних надоест все-таки, что задаром проминают их мебель.
Конкретный ответ на этот вопрос может быть таким: шаги навстречу между Москвой и Киевом возможны, но неизменно при двух шагах Украины, один все равно будет вперед, другой назад. Это особенность украинской внешней политики, которая останется при ней еще ближайшие лет десять.
Стоит ли ожидать от Киева положительных шагов в отношении Москвы?
Алексей Мартынов – историк. Центр политологического анализа и технологий (Донецк).
— Киев ничего положительного в отношении Москвы не сделает по причине экономического и политического эгоизма киевских "элит", а также под давлением Запада, влияние которого гораздо более весомое, чем у Москвы. Вполне логично, что если США и ЕС опираются на чиновничество и олигархию Украины, чьи капиталы находятся на Западе, то для России стратегическим "капиталом" на Украине является русское и русскоязычное население, которое должно почувствовать свою роль в решении судеб страны.
Активизация движения российских соотечественников на Украине наряду с "пробуждением" патриотических, разделяющих философию Русского мира деятелей внутри Партии регионов - то направление, которое может изменить внутриполитическую ситуацию в стране. От этого будет зависеть и судьба интеграционных проектов. Воля населения Юго-Востока должна стать фактором, заставляющим руководство Украины более системно и глубоко относиться к проектам интеграции в рамках СНГ, которые предлагает Россия. Важным аспектом данной политики должно стать развитие межрегионального и приграничного сотрудничества между субъектами Украины и Российской Федерации, поощрение общественной дипломатии.
Виталий Солонецкий – научный сотрудник отдела Украины Института стран СНГ.
— Что касается позиции Украины в отношении России, то она все так же не имеет своего определенного вектора и формируется в виде постоянных полумер и двойных стандартов. Хотя процессы сближения и сотрудничества все же имеют место. Примером тому можно считать долгожданное соглашение о Зоне свободной торговли в рамках СНГ, где Украина сможет занять должное экономическое место среди стран данного соглашения. Позиция России остается неизменной, мы хотим видеть братское государство в глубоком интеграционном сотрудничестве и работать в последовательном и взаимовыгодном ключе. Стоит надеяться, что на данном соглашении руководство Украины не собирается останавливаться.
Андрей Тамбовцев - председатель общественной организации «Молодежный Союз Левых Сил» (Луганск).
— Безусловно, стоит. В Украине понимают, что от отношений с Россией зависит напрямую экономика страны. А также новые рынки сбыта, инвестиции. С другой стороны, нынешняя политическая элита, победившая на выборах под лозунгом дружбы с Россией, сотрудничества, антифашизма, показала свое "истинное лицо", а точнее, искренность выполнения этих обещаний. Не в последнюю очередь и из-за предстоящих парламентских выборов в Украине в 2012 году, положительные сдвиги в отношениях будут развиваться.
Ростислав Ищенко – политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования (Киев).
— Сегодня уже очевидно, что официальный Киев пытается продемонстрировать активность на российском направлении только с целью шантажа ЕС. Мол, если будете нас обижать, мы в Таможенный союз вступим.Таким образом, реальных положительных шагов от украинской стороны в отношении Москвы ждать не следует. Всё это лишь информационная атака на ЕС. То есть инициируются переговоры ни о чём и подписываются не имеющие никакого значения документы, только чтобы Европа испугалась и перестала говорить о Тимошенко.Не знаю, насколько восприимчивым окажется ЕС к такому шантажу. Скорее всего, он просто затянет время дольше, чем могут тянуть украинские власти, а потом принудит их к «добровольному сожительству».
Механизм – довольно прост: в конце года ЕС может парафировать соглашение о ЗСТ с Украиной. Украинские власти заявят, что соглашение подписано (они всегда так делают). Отношения с Россией опустятся до точки замерзания. Вернуть их в норму можно будет только после публичной унизительной капитуляции. После этого ЕС уже с января начнёт требовать серьёзных уступок, угрожая сорвать процесс подписания и ратификации соглашения о ЗСТ и тем самым загнать украинскую власть в ситуацию внешнеполитической изоляции, внутриполитической безысходности и экономической катастрофы одновременно.
Что же касается России, то, в отличие от украинских руководителей, думающих, что они могут одновременно безнаказанно шантажировать Брюссель и Москву, в Кремле просто ждут, что произойдёт раньше.
В любом случае ни ЕС, ни США не возьмут на себя ответственность за восстановление политической и экономической стабильности на территории, населённой 45-ю миллионами человек. Россия же, так или иначе, вынуждена будет стабилизировать своё юго-западное подбрюшье. Сейчас это ещё выгодно делать вместе с Януковичем, но, в принципе, для России не катастрофа заняться этим и после Януковича.
— Владимир Младич – главный редактор журнала «Панславiстъ».
Чтобы попытаться более или менее объективно оценить последствия, надо начать вот с чего: что, по сути, вменяется Юлии Тимошенко? Проигрыш в политической и экономической игре с Путиным в 8-м - 9-м годах. И не требуется быть в политической аналитике гурманом, чтобы этот антироссийский привкус в газовом деле почувствовать. Плюс "тревога" по поводу судьбы дамы с косой со стороны российской политической элиты звучала часто и настойчиво. Глупо думать, что всего этого в Киеве не слышали или не понимали. Слышали и понимали, но целенаправленно игнорировали или отмахивались.
Чем это чревато в отношениях Украины и России? Простым логическим заключением со стороны Кремля:Янукович "кинул" раз, значит, может "кинуть" и второй. Тем более поводов для этого в танго Украины то с одним партнером, то с другим всегда хватает. С другой стороны, Москва продолжает говорить, что Тимошенко ей, конечно, жалко, но в драку лезть она не хочет. Иными словами, ни о каких ультиматумах со стороны России в этом вопросе даже речи не идет. Что контрастирует с истерикой Запада. Тут может показаться, что, в общем-то, Кремль готов принять на чай "затравленного", но честного Януковича, который якобы судит Юлю не корысти ради, а токмо волею пославшей его Украины. Блеф и маски. Впрочем, как обычно.
Но все это (и недоверие, и кремлевская стена плача для Януковича) характерно только при условии относительно пассивной игры со стороны России. Нельзя же исключать и такой вариант: может ведь Москва попробовать "пропихнуть" свои максимально выгодные ей условия по Северному и Южному потокам на фоне дискредитации транзитных возможностей Украины? Почему бы и нет? Конечно, может. Для этого и надо-то всего лишь поддержать западную истерию по поводу преследования Тимошенко. Сыграть в этом раунде не на перспективу, а по раскладу. Из всего наиболее вероятно, что активных шагов со стороны России в очередной раз не будет. Максимум "плановая" заморозка отношений с Киевом и новое ожидание "кого поинтереснее".
Как видим, однозначно четкого ответа на поставленные вопросы эксперты не дают. Все зависит только от решений действующей власти Украины. Однако игра на два фронта не приносит ни руководству страны, ни украинскому обществу желаемых дивидендов. А это значит, что в скором времени должен наступить момент истины, который крайне важен, в первую очередь, для самой Украины.
Источник: http://odnarodyna.com.ua
Ключевые Cлова: Украины, Тимошенко, будет, России, стороны, ndash, может, только, власти, отношений, этого, более, Януковича, украинской, Украине, Россия, политической, сотрудничества, действующей, стран.
|
|