|
Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся – нельзя. «У нас не простой вопрос, в котором мы сошлись в конфликте интересов – газовый вопрос... Если убрать газовый вопрос, он для нас является принципиальным, у нас все хорошо» (1) - так высказался президент Украины В.Ф. Янукович о текущем состоянии российско-украинских отношений.
Видимо, эта оценка близка к действительности, но нельзя не видеть постепенного нарастания проблем в двусторонних отношениях и того, чем они вызваны. Сдерживающим обстоятельством здесь является ориентация украинской стороны на сближение с ЕС, в основе которого лежит эгоистическое стремление части политико-предпринимательских кругов Украины к наращиванию сверхприбылей и их уязвимость перед западным давлением.
Партия регионов, придя к власти, сняла некоторые заведомо провокационные темы в отношениях с Россией, но не сделала их конструктивными и доверительными в полной мере. Экономические интересы Украины объективно диктуют максимально возможное сближение с Россией, что отчасти и проявляется в практической торгово-экономической политике по многим направлениям. Товарооборот между двумя странами за 2011 год вырос до 50 млрд. долл.
Достижением в отношениях двух государств за последнее время стало установление новых облегчённых правил пересечения границы, предпринятое во исполнение договоренностей президентов Украины и России по созданию комфортных условий для пересечения российско-украинской границы гражданами Украины и России. О необходимости принятия этого документа, интенсивности трансграничных контактов свидетельствует и статистика: в 2010 году совместную с Россией границу пересекло 26 миллионов 253 тысячи человек, в 2011 году — 28 миллионов 582 тысячи.
Соглашение предоставляет ряд преференций для всех жителей приграничных областей Украины и приграничных регионов Российской Федерации и переводит на новый качественный уровень культурные, исторические и родственные отношения граждан обеих стран (2).
Однако общая ориентация Украины на политико-экономическую интеграцию с ЕС ограничивает успехи украинско-российского сотрудничества частными случаями. Глубокой интеграции экономик двух стран, которая реально может дать серьёзный взаимовыгодный экономический эффект, по-прежнему, не происходит. Отсутствует скоординированная межгосударственная политика в гуманитарной и внешнеполитической областях. Возникшую в силу известных причин паузу в процессе сближения Украины с ЕС украинская сторона не использовала для смены стратегических приоритетов в пользу евразийской интеграции.
Видимо, имеются и более глубокие причины отказа Украины от выгодной для неё евразийской интеграции. Отказ от сотрудничества в рамках любых постсоветских интеграционных объединений и продвижение сотрудничества в формате двусторонних отношений было для Украины принципом внешней политики ещё с 1991 года и с тех пор, как видно, не изменилось.
Начиная с 2004 года при президенте В.А. Ющенко украинская власть пыталась сблизиться с Западом путем военно-политической ориентации на США и НАТО, которая рассматривалась и как некоторая гарантия последующего вступления в ЕС. При президенте В.Ф. Януковиче от курса на членство в НАТО отказались. В качестве основы внешней политики Украины был провозглашён внеблоковый статус, а приоритетным стало направление сближения с ЕС, т.е. западный вектор рассматривается украинскими властями как приоритетный.
При предыдущем президенте основным источником обострения двусторонних отношений была идеологически ориентированная русофобия, которая стала неизбежным сопутствующим фактором этнонационалистической идеологии как основы ющенковского режима. В настоящее время обострение межгосударственных отношений происходит в торгово-экономической сфере, где крупный украинский капитал руководствуется узкоэгоистическими интересами, а не интересами роста всей украинской экономики. Представляется, что именно это, а не стремление всерьёз перенять некие «европейские ценности» либо «европейскую идентичность» лежит в основе декларируемого курса на сближение с ЕС, который препятствует выгодной для Украины интеграции в создающийся Евразийский Союз. И украинская власть оказалась заложником этих эгоистических интересов.
В недавнем интервью телеканалу «Интер» президент В.Ф. Янукович снова сделал противоречивое заявление, относительно перспектив европейской и евразийской ориентации Украины. С одной стороны, он подтвердил, что курс Украины на интеграцию в Европейский Союз является необратимым. С другой – президентом было сказано: «...что касается российского направления, то мы посмотрим, как наши коллеги, что объединились в Таможенный союз, – как они через год-два, уже после вступления в ВТО, как они будут иметь там достижения. И у нас будет возможность реально оценить и то направление, и тот путь», – сказал глава государства (3). В контексте последней фразы, это заявление, скорее всего, означает, что окончательный выбор в пользу ЕС украинской стороной ещё не сделан.
В том же интервью президент заявил, что Украина не пойдет на компромисс с Российской Федерацией в газовой сфере. «Мы отстаиваем наши национальные интересы и в этом вопросе компромиссов не могло быть никаких… И не будет. Мы никогда не согласимся с этим. Это решение не могло быть другим». Вместе с тем В.Ф. Янукович выразил готовность к продолжению российско-украинского диалога. «Мы готовы договариваться, искать варианты», - сказал он.
Но будет неправомерным увязывать улучшение или ухудшение российско-украинских отношений только с «газовым вопросом», хотя он и представляется приоритетным для украинской стороны.
Украинской стороне в отношениях с Россией следует считаться с тем фактом, что межгосударственные договоренности в настоящее время, особенно в экономической сфере, не могут строиться без учета уже существующих реалий образования Таможенного союза и запуска механизма евразийской интеграции. Взаимные обязательства России и остальных членов Таможенного союза неизбежно будут переводить украинско-российские отношения в отношения украинско-евразийские. И исключительных уступок Украине (именно уступок на двусторонней, украинско-российской основе) в области газопоставок или в какой-либо ещё сфере - не может быть в принципе. В настоящее время есть формат Таможенного союза, в рамках которого эти уступки (и многие другие) уже предусмотрены. В формате Таможенного союза они стали частью особого нормативно-правового механизма сотрудничества внутри евразийского интеграционного проекта, который состоит в системе взаимных льгот и обязательств. К такому механизму относятся и технические регламенты, и требования к стандартам продукции. В конечном итоге, пытаясь декларировать свое право на исключительность в отношениях с Россией без учета интересов остальных стран-членов Таможенного союза, Украина заведомо обрекает себя на политические и экономические издержки.
Украинской стороне наконец-то необходимо понять, что выстраивать особые отношения с Россией, находясь за пределами евразийской интеграции, в перспективе будет всё труднее.
(1) http://www.nr2.ru/kiev/374617.html
(2) http://news.mail.ru/inworld/ukraina/society/8183360/?frommail=1
(3) http://www.nr2.ru/kiev/374667.html
Виктор ПИРОЖЕНКО
Источник: http://odnarodyna.com.ua
Ключевые Cлова: Украины, вопрос, отношения, Россией, евразийской, Таможенного, ndash, интеграции, отношениях, союза, украинской, президент, отношений, будет, является, сфере, Янукович, время, сотрудничества, газовый.
|
|