|
Консервация отношений между Украиной и Евросоюзом, выразившаяся, в частности, в снятии с повестки дня соглашения об ассоциации, вызвала в украинских правящих официальных кругах и некоторой части экспертного сообщества ощущение едва ли не конца света. По их мнению, срыв сближения Украины и ЕС перекрывает некую благоприятную экономическую перспективу.
Но ситуация здесь складывается по известной русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». По вопросу полной необоснованности надежд на экономический рост слабой украинской экономики в ситуации свободной торговли с более мощной экономикой ЕС уже высказывались профессиональные экономисты и с украинской, и с российской сторон. Поэтому закрытие так называемых «европерспектив» Украины, пусть и помимо воли украинского руководства, пойдёт лишь на пользу её экономике.
Но необходимо также развеять все мифы относительно некоей преобладающей общественной поддержки сближения Украины с ЕС. Фундаментальное исследование Института социологии НАНУ, данные которого были обнародованы в июне 2011 г., показывает, что население Украины в целом больше склоняется к выбору евразийской интеграции в том или ином виде[1].
«За» евразийскую интеграцию Украины в виде восточнославянского блока с Россией и Белоруссией или в виде укрепления связей в рамках СНГ высказались в сумме 54% опрошенных, «за» ориентацию на ЕС – 15%, «за» опору на собственные силы – 20%.
По регионам: о необходимости укреплять восточнославянский блок заявили 42% опрошенных жителей восточного региона и 33% – южного. В центре эту точку зрения поддерживают 21% опрошенных. А в западном регионе у нее набирается только 3% сторонников.
Вступление Украины в ЕС «поддерживают» 38%, «не поддерживают» – 22%. Больше всего настроенных «скорее негативно» к вступлению в ЕС проживает на юге и востоке – 35% и 36% соответственно, меньше всего – в западном регионе – 4%.
По регионам: «скорее положительно» к вступлению в ЕС относятся: на западе – 64% респондентов («скорее негативно» – 4%); в центре – 39%; на востоке – 28,5% («скорее негативно» – 36%); на юге – 24% («скорее негативно» – 35%).
Таким образом, на востоке и юге Украины количество противников членства в ЕС намного превышает количество сторонников такого членства.
В отличие от темы вступления в ЕС, тема вступления Украины в ЕЭП и Таможенный союз замалчивалась практически с 2004 г. Актуализирован вопрос был после 2010 г., причём главным образом российскими политиками.
Поэтому 50% (!) опрошенных ничего не знают о российском предложении Украине вступить в Таможенный союз (с Россией, Белоруссией и Казахстаном). Полностью проинформированными были только 4% респондентов, частично – 38%. И при этом «за» вступление Украины в ЕЭП так или иначе («за» или «скорее за») высказались 51%, «против» или «скорее против» – 19% опрошенных.
По регионам: идея присоединения к ЕЭП находит массовую поддержку на юго-востоке страны. Такой шаг «полностью» и «скорее всего» поддержали бы 60% опрошенных на юге (против – 15,5%) и 67% на востоке (против – 9%), 41% респондентов в центре (против – 20%) и 33% на западе (против – 38%).
Таким образом, избиратели юго-востока Украины в своём подавляющем (абсолютном) большинстве полностью подтверждают пророссийские геополитические ориентации. Внешняя политика Украины, ориентированная на сближение с Россией и участие в евразийском интеграционном проекте, пользуется здесь подавляющей поддержкой.
Население центра также поддерживает такое сближение, но не столь однозначно. При этом количество «частично поддерживающих» политику интеграции в ЕЭП за счёт воздействия на огромное число не определившихся с поддержкой сближения с ЕС здесь реально довести до масштабов, сопоставимых с юго-востоком.
Единственный регион, в котором идея евразийской интеграции встречает сопротивление – это запад страны. Но данные соцопроса показывают, что западный (Галицко-Волынский) регион категорически нельзя списывать со счетов в плане возможной поддержки евразийской интеграции или хотя бы в плане обеспечения лояльности населения этого региона к такой политике. 33% выступающих «за» евразийскую интеграцию Украины в Галицко-Волынском регионе – это значительная цифра. Здесь при умелой информационно-разъяснительной работе можно резко снизить уровень неприятия политики евразийской интеграции Украины за счёт, во-первых, повышения лояльности населения запада страны из числа не определившихся (а таких сейчас 32%) и, во-вторых, за счёт хотя бы небольшого увеличения количества «частично поддерживающих» евразийскую интеграцию страны (на данный момент таких 33%).
В целом потенциал разъяснительной работы для обеспечения поддержки евразийской интеграции значительно выше, чем для пропаганды сближения с ЕС. В силу ряда факторов в трёх регионах (а это основная часть территории Украины) политика сближения с ЕЭП вплоть до членства больше востребована населением, чем политика сближения с ЕС. И даже в западном регионе политика евразийской интеграции пользуется значительной поддержкой, лишь немного уступая числу противников.
Недавние социологические опросы показывают, что за время разногласий между Украиной и Россией по газовому вопросу уже при президенте В.Ф. Януковиче радикального снижения количества сторонников присоединения Украины к разным формам интеграции с РФ и Белоруссией (несмотря на некоторое их снижение) не произошло. Так, февральский соцопрос этого года[2] показал, что в случае референдума о вступлении Украины в союз с Россией и Беларусью «за» вступление готовы проголосовать больше половины украинцев – 55%, «против» – лишь 27%. В случае проведения референдума о вступлении Украины в ЕС «за» вступление высказались 40%, против – 33% опрошенных. Как и ранее, основное число голосов «за» евразийскую интеграцию и против сближения с Евросоюзом дают восток и юг Украины.
Таким образом, наличие досадных недоразумений и даже местами жёсткой риторики по проблемам двусторонних отношений на официальном уровне не меняет принципиально количества сторонников сближения Украины с РФ в рамках тех или иных форм евразийской интеграции.
Это не означает, однако, что можно раз за разом испытывать судьбу, подвергая братские российско-украинские отношения испытаниям на прочность. Необходимо обратить внимание, что за последний год небольшое снижение числа сторонников сближения с РФ всё же произошло, и это достаточное основание для принятия неких решительных мер по исправлению ситуации. Вряд ли Киев будет что-либо энергично делать в этом направлении. Да, он заинтересован в поддержании дружеских, партнёрских отношений между Россией и Украиной, но совсем не заинтересован в том, чтобы такие отношения конвертировались в поддержку украинцами практической политики по сближению с ЕЭП. Очевидно, что особая ответственность за будущее народов бывшего СССР и, в частности, за социально-экономическое развитие Украины, которое может быть обеспечено лишь в формате её евразийской интеграции, ложится на российскую сторону.
Как найти решение проблем двусторонних отношений, чтобы членство Украины в ЕЭП стало частью такого решения, – видимо, это и есть одна из сверхзадач российской внешней политики на данном этапе.
[1] http://2000.net.ua/2000/forum/mnenie/74197. Учитывая, что менее чем за год социологические данные принципиально измениться не могли, это исследование достоверно отражает реальное состояние общественного мнения по проблеме.
[2] Проводил Киевский международный институт социологии (КМИС).
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, Украины, интеграции, сближения, laquoскорее, laquoзаraquo, Россией, опрошенных, евразийской, против, политика, евразийскую, отношений, регионе, здесь, интеграцию, поддержкой, негативноraquo, сторонников, страны.
|
|