|
Язык не за зубами
Обратила на себя внимание небольшая статья Екатерины Макеевой, в которой рассказывалось о международном круглом столе «Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Роль политических партий и национально-культурных центров в формировании Евразийского союза».
Событие из ряда вон выходящим не назовешь. Но там прозвучало такое заявление: «Таможенный союз за год работы показал, что интеграция необходима. Теперь надо переходить к следующей стадии. Единое экономическое пространство - это естественная и рациональная трансформация Таможенного союза в более расширенную и усовершенствованную форму. Что касается языка общения, тут нам раздумывать долго не надо. У нас уже есть этот язык - это русский.
а мысль сама по себе тоже вроде как не сенсационная. Но все меняется, если учесть, кто её сказал - лидер Коммунистической народной партии Казахстана Владислав Косарев.
Иными словами, прозвучала альтернативная позиция политического лидера касательно языка.
Если поднять историю вопроса, выясняется, что это не случайное заявление и не сиюминутное заигрывание с избирателями (в республике идет предвыборная гонка за места в нижней палате парламента). Это больше похоже на последовательную позицию. Вспомним: на прошлых выборах народные коммунисты вообще поднимали вопрос о том, чтобы дать русскому языку статус второго государственного.
Но дело даже не в этом. Пожалуй, впервые за последнее время сформулирован осмысленный подход к языковому вопросу. Ведь об этом вопросе столько писалось и говорилось в отечественных СМИ и интернет-пространстве, что ни одна другая тема по популярности сравниться с ним не может. Каждая публикация по языковой проблеме стабильно обрастает десятками и сотнями комментариев. Чем, кстати, успешно пользуются те, кто хочет увеличить аудиторию своих газет или веб-сайтов.
Так вот, самое парадоксальное, что дискуссии, как таковой, за все это время и не было. Шум был, а дискуссии - нет. Что было вместо этого? Появился призыв Мухтара Шаханова и его сторонников в поддержку государственного языка. Вернее, против русского языка, поскольку по-иному это и не назовешь. Общество восприняло его крайне неоднозначно, русскоговорящая часть была откровенно напугана. Но публично никто не возразил. Все ограничилось шумом на форумах в интернете.
Дальше - больше. Возникло обращение убрать из Конституции пункт об официальном статусе русского языка. И вновь бурное «кухонное» обсуждение на форумах и никакой публичной реакции. Кто-то из тех, чьи подписи оказались под обращением, их отозвал. Но толком свою позицию никто объяснить не смог.
Суть молчания проста - никто не смел вступиться. Даже не за русский язык, а за свою свободу изъясняться на таком языке, на котором считаешь нужным. По той причине, что никто не хочет прослыть «антипатриотом». Ведь языковой вопрос настолько заполитизировали, что любая попытка отклониться от «генеральной линии», навязанной «языководами», грозила обвинениями в неуважении государственного языка, предательстве и т.д. и т.п.
Словом, публичная дискуссия шла «в одни ворота», что совсем не отражала настроения в обществе. Но партия народных коммунистов меняет ситуацию. Заявление её лидера подает четкий сигнал: есть политическая сила, которая выступает в защиту русского языка. Пусть она в одиночестве, но зато реально претендует на места в парламенте. И при условии, если выборный процесс, точнее подсчет голосов, пройдет честно, то партия без труда преодолеет семипроцентный барьер. А это значит, что КНПК сможет отстаивать свою позицию (и чаяния не малой части общества) уже на другом уровне.
Причем если анализировать высказывания народных коммунистов, то их позицию нельзя сформулировать как «КНПК - за русский язык». Она скорее, заключается в том, что необходимо всемерно развивать казахский язык, но делать это насильственным путем, а тем более за счет ограничения русского языка, искусственного сужения сферы его применения - непродуктивно.
Нельзя построить только одно за счет разрушения другого. Те, кто так предлагает, на самом деле действуют против государственного языка. Русский и казахский язык - это не противоборствующие стороны в поединке, не взаимоисключающие вещи. У нас настолько взвинтили вопрос языка, что позабыли его главное назначение - средство общения и познания. Именно от того, насколько эти процессы развиваются, зависит успех страны. Вперед вырвались государства, где поощряется образование, где люди открыты для того, чтобы вбирать лучший мировой опыт. Те, кто приносит коммуникаций и образование в жертву каким-то иным идеалам, обречены плестись в хвосте.
Русский язык нужен Казахстану именно как средство, расширяющее возможности населения. Достаточно вспомнить, насколько он облегчает ведение бизнеса и другие контакты со странами не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
На этом же круглом столе, о котором рассказывалось в статье Е.Макеевой, приводятся слова атташе российского консульства: «В странах Прибалтики языком межнационального общения обозначен английский язык. Не дай Бог, если языком нашего международного общения станет этот же язык». Хотя, по большому счету, ничего страшного в этом нет. Напротив, английский открывает еще больше возможностей для общения и познания».
Другое дело, что требуется уйма времени и денег, чтобы английский язык достиг такого уровня распространенности среди нашего населения. Да и то не факт, что время и деньги принесут результат. Ведь для языка нужна среда, и для английского она незначительна. А для русского отлажена и система обучения, и языковая среда. Так стоит ли добровольно отказываться от конкурентных преимуществ?
Аргументация в пользу сохранения статуса русского языка, которая основана на логике, а не эмоциях, придает внутреннюю силу позиции КНПК. А потому дает надежду, что ей удастся эту позицию отстоять, как и свободное языковое будущее в нашей стране.
Казахстан: экспорт «арабской весны» пока не удался... Но есть и другие узлы нестабильности
Спустя две недели после начала в Казахстане, в городе Жанаозен массовых беспорядков, жертвами которых стали 16 человек, уже вполне очевидно, что первая попытка экспорта «арабской весны» в Казахстан не удалась. Подавив беспорядки и введя в городе чрезвычайное положение, власти сумели перехватить у «улицы» инициативу - приняли ряд срочных мер по снятию социальной напряженности и решению наиболее острых экономических проблем.
Положение в Жанаозене стало входить в мирное русло на третий день после начала беспорядков, которые вспыхнули 16 декабря и продолжились на следующий день. 17 декабря волнения перекинулись на расположенную недалеко от областного центра железнодорожную станцию Шетпе, где толпа перекрыла железнодорожные пути и забросала бутылками с зажигательной смесью тепловоз. В тот же день президент Казахстана Н. Назарбаев подписал указ о введении в Жанаозене чрезвычайного положения до 5 января. С 11 часов вечера до 7 часов утра в городе действует комендантский час. Ограничена свобода передвижения, включая въезд и выезд из города, запрещены массовые мероприятия, введена проверка удостоверений личности и запрет на продажу оружия, аудио-, видеозаписывающий и копировальной техники.
22 декабря Н. Назарбаев прилетел в Мангистаускую область и провёл ряд срочных кадровых решений. Вместо Крымбека Кушербаева главой администрации (акимом) региона был назначен бывший министр внутренних дел и член верхней палаты парламента Бауржан Мухамеджанов. Руководителем национальной компании «КазМунайГаз» (аналог российского «Газпрома») стал бывший вице-министр нефти и газа Ляззат Киинов, а дочернее предприятие «Разведка Добыча «КазМунайГаз» возглавил управляющий директор по разведке и добыче «КазМунайГаза» Алик Айдарбаев. Кроме того, президент заявил, что намерен отправить в отставку своего зятя, главу Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева. Отставка Т.Кулибаева последовала 27 декабря, когда главой Фонда был назначен вице-премьер Умирзак Шукеев, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию событий в Жанаозене.
По словам Н. Назарбаева, причина отставок заключается в том, что чиновники и руководство нефтегазовых предприятий «проявили безответственность», вовремя не приняв мер по урегулированию развивавшегося на протяжении полугода трудового конфликта. «Не было выполнено мое поручение по своевременному решению трудового спора, - отметил президент. - Более того, работодателями было принято решение по незаконному увольнению работников компании, причем и тех, которые отсутствовали на работе по уважительным причинам: находились на больничном, в отпуске и так далее». В целом требования бастовавших нефтяников к работодателям он назвал справедливыми, пояснив, что руководство предприятий должно было пойти им навстречу, несмотря даже на отдельные случаи нарушения трудового законодательства.
Как и следовало ожидать, решительные действия казахстанских властей вызвали острую критику со стороны Запада. 21 декабря 47 депутатов Европарламента направили президенту Казахстана открытое письмо, требуя прекратить репрессии и применение силы против участников забастовок. В письме говорится, что «ОМОН атаковал протестующих, открыв огонь боевыми патронами по безоружным бастующим и их семьям», и отмечается, что число погибших, по данным профсоюза нефтяников, составило 50-70 человек, а раненых - около 500, тогда как власти признают гибель немногим более десяти человек. Депутаты Европарламента потребовали от казахстанских властей освободить всех задержанных, привлечь к ответственности виновных и вступить в переговоры с бастующими нефтяниками. Подавление беспорядков в Жанаозене приобрело и громкое внутриполитическое звучание. Независимая общественная комиссия по расследованию событий в Жанаозене потребовала от президента Казахстана отменить досрочные выборы в мажилис (нижнюю палату парламента республики), намеченные на январь 2012 года. Генеральный секретарь Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Амиржан Косанов пояснил, что тем самым будет отдана дань уважения погибшим в Жанаозене.
В информационном пространстве по поводу событий в Жанаозене идёт «война интерпретаций». Оппозиционная газета «Республика», принадлежащая беглому казахскому олигарху М. Аблязову, утверждает, что в беспорядках виноваты сами власти, которые не только не вступились за уволенных нефтяников, но и встали на сторону работодателей, сфабриковав несколько уголовных дел против профсоюзных лидеров. Занятые празднованием 20-летия независимости, заявляет М.Аблязов, местные власти фактически проигнорировали трудовой конфликт, который вошел в стадию эскалации. События в Жанаозене «Республика» называет войной власти против собственного народа и пытается внушить, что запас прочности у режима невелик, поскольку его «силовые» ресурсы ограничены. Именно М. Аблязова и другого видного оппозиционера, бывшего зятя президента Р. Алиева, также проживающего за границей, власти считают причастными к организации беспорядков, направленных на расшатывание политического положения в стране.
Череда отставок в руководстве Мангистауской области и нефтегазовых предприятий свидетельствуют, что вина местных властей правительством не отрицается. Напротив, местные власти признаны главными виновниками волнений, так как вовремя не вмешались в ситуацию. Однако реальные организаторы беспорядков, заявляют представители Центра, находятся за пределами Казахстана. На недавнем совещании с руководством своей администрации, правительством и правящей партией «НурОтан» Н.А. Назарбаев заявил, что беспорядки в Жанаозене были организованы «преступными группировками, финансируемыми из-за рубежа», а их главной целью было «посеять в обществе социальную, межнациональную, межрелигиозную рознь». Ранее президент говорил о том, что участников погромов перед началом выступления напоили, выдали им обрезы и дали по 20 тыс. тенге. Причем главный организатор беспорядков в городе вообще не появлялся.
События в Жанаозене стали первым в истории независимого Казахстана выступлением протеста, которое сопровождалось человеческими жертвами. В этих условиях политический режим продемонстрировал довольно высокую устойчивость. Положение в ключевом для Казахстана нефтедобывающем регионе стабилизировано. Однако трудовые конфликты на нефтедобывающих предприятиях представляют собой лишь одну из линий напряжённости в казахстанском обществе. Существуют также проблемы межэтнических отношений и религиозного экстремизма. Причем острие этнических проблем лежит отнюдь не в области отношений между казахами и русскими, которые могут эмигрировать в Россию, а в сфере отношений между тремя казахскими жузами (родами). Этот фактор уже частично использовался в ходе забастовок нефтяников, большинство которых являются адайцами - членами входящего в состав Младшего жуза рода Адай.
Поскольку организация протеста, сосредоточенного на социальной тематике, по сути, провалилась, можно ожидать усиления давления на Казахстан по другим линиям. Скорее всего, на передний план выйдет религиозный экстремизм. На протяжении всего последнего года, когда сразу в нескольких районах Казахстана произошли теракты и вооруженные столкновения с исламистскими группировками, экстремисты планомерно укрепляли свои позиции, чему способствует практическое отсутствие у силовых структур Казахстана серьёзного опыта вооруженной борьбы с терроризмом.
Угроза извне... «Кроме афганского направления, для РК актуально кавказское»
Дестабилизация, имевшая место в РК в 2011 году, свидетельствует об определенных действиях извне. Идет «раскачивание» РК в рамках более общих сценариев, относящихся к известному американскому проекту «Большой Ближний Восток». Его суть - изменение политической географии региона, поощрение любых проявлений сепаратизма и последующее создание конгломерата несамостоятельных государств. Особенно важны в этом плане ресурсные регионы. В Казахстане это западный регион.
Кроме того, юг РК также требует особого внимания, поскольку там уже почти традиционно сильны религиозно-экстремистские настроения. Это и столицы, поскольку суть терроризма вообще - воздействие на общественное мнение.
Я думаю, что роста угроз, включая и терроризм, нужно ожидать не только в РК. Это также относится к югу Кыргызстана, припамирскому региону Таджикистана, возможны и попытки эскалации в Узбекистане, Туркменистане.
Кроме афганского направления, для РК актуально кавказское. Особенно с точки зрения влияния на Западный Казахстан, там прослеживается много связей с Азербайджаном и российским Северным Кавказом. «Солдаты Халифата» - это некий «новодел», важен сам факт угрозного потенциала, а как будет называться организация, берущая на себя ответственность или эксплуатирующая проявления терроризма в своих планах, - это уже вторично.
Ключевые Cлова: языка, Казахстана, власти, Жанаозене, беспорядков, русского, общения, против, позицию, поскольку, городе, которые, нефтяников, только, никто, более, декабря, президент, также, властей.
|
|