|
Слово «мир» прочно вошло в наш повседневный обиход, и мы мало задумываемся над его значением, считая мир чем-то постоянным, таким же, как небо или солнце, хотя и живем в одной из «горячих точек». Всем нам хочется верить, что мир вечен, между тем он очень хрупок и постоянно испытывается на прочность.
То в одном, то в другом районе мира человеческая агрессия выливается в вооруженные конфликты. И хорошо, если миротворческим силам удается в такой момент стать между двумя воюющими сторонами и остановить кровопролитие, не позволяя решать спор оружием. «Блажены миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими», – сказано в «Евангелии от Матфея». Как бывает необходимо присутствие миротворцев, продемонстрировали кровавые события 1992 г. в Приднестровье.
Я родился в 1995 г., через три года после окончания вооруженной фазы приднестровского конфликта, но, как и любой другой житель Приднестровья, остаюсь под влиянием той братоубийственной войны. Нет ничего страшнее, чем война, когда брат идет на брата, а сосед убивает соседа. Такая война оставляет в сознании людей отпечаток, который впоследствии перерастает в глубокую душевную рану, порождая новые распри.
Итак, попытки Кишинева установить «конституционный порядок» на левом берегу и стремление Тирасполя отстоять свою независимость вылились в широкий вооруженный конфликт. Сотни раненых и убитых с обеих сторон, жестокие бои, руины домов в Бендерах и разрушенные села – все это могло иметь непредсказуемые последствия, если бы не вмешательство России.
Она, поддержанная Украиной, не стала закрывать глаза на произвол молдавских националистов и вмешалась в ход конфликта. 28 июля 1992 г. на территорию Приднестровья были введены российские миротворческие силы, которые вместе с миротворческими контингентами от Молдовы и Приднестровья организовали совместную миротворческую операцию на берегах Днестра. Им удалось остановить кровопролитие, разъединить конфликтующие стороны и восстановить мир в регионе.
Благодаря этим усилиям, ситуация в зоне конфликта стабилизировалась, и по сей день здесь сохраняется мир. Его постоянно охраняют российские миротворческие силы. Люди в Приднестровье живут, учатся, работают, рожают и воспитывают своих детей и верят в то, что пока миротворцы здесь – им ничто не угрожает. Я родился в ПМР, здесь живу и учусь. И войска российских миротворцев я воспринимаю, как должное. Помню, как в детстве, разглядывая БТР на посту и синий флаг с буквами МС, значение которых было для меня загадкой, я спросил отца: «Кто это, папа?» Он ответил мне: «Это – миротворцы, люди, которые охраняют мир и наши дома». Эта фраза с детства запомнилась мне.
А что же произошло сейчас? Почему в последнее время Интернет полон информации о том, что российский миротворческий контингент якобы неэффективен и его следует заменить на отряды ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие – региональная организация, созданная Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. – Ред.), а посол США говорит о необходимости замены российских миротворцев силами НАТО? Не потому ли звучат сомнения в эффективности усилий российских миротворцев, что определенные политические силы хотели бы в своих корыстных интересах вновь раздуть в Приднестровье вооруженный конфликт.
Российские миротворцы – это гарант мира на берегах Днестра. И свою главную задачу они успешно выполняют. Не будем наивными: в наше время только сила способна остановить нападение и разрушение, и только страх получить сдачи заставляет потенциального агрессора задумываться и быть осторожней.
Молдавская сторона всегда старалась убрать отсюда российских миротворцев, но не было веского повода для этого. Такой повод представился: 1 января 2012 г. на миротворческом посту у села Ваду-луй-Водэ российский миротворец смертельно ранил жителя молдавского села Пырыта, неоднократно пытавшегося пересечь миротворческий пост за рулем не принадлежащей ему машины в состоянии алкогольного опьянения и при отсутствии водительских прав.
Это происшествие, а также последующие митинги и протесты жителей села Пырыта, потребовавших убрать миротворцев, послужили для Молдовы поводом к заявлению о том, что «российский миротворческий контингент неэффективен», и требованию сменить существующий формат миротворческой операции. За вывод российских войск из Приднестровья поторопился высказаться вновь избранный президентом Молдавии Николай Тимофти. Выступая перед парламентом, он заявил, что считает необходимым вывод иностранных войск, а также смену миротворческой операции РФ на Днестре на миссию под эгидой гражданских наблюдателей с международным мандатом.
Со своей стороны, Евросоюз выступил за демилитаризацию Приднестровья и преобразование нынешней миротворческой операции на Днестре в миссию под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Посол США в Молдове также поспешил заявить, что США поддерживают Молдову в этом вопросе и выступают за вывод российских миротворцев с территории Приднестровья. В «интересах дела» их, мол, должны сменить натовские контингенты.
Более того: Кишинев допустил в зону безопасности на Днестре канадских инспекторов – представителей, как известно, одной из стран-членов Североатлантического альянса. Сделано это в одностороннем порядке, без согласования с российской и приднестровской сторонами, участвующими в миротворческой миссии.
В альтруизм натовцев и, в первую очередь, американцев верится с трудом. Уместен вопрос, а не сами ли Соединенные Штаты стоят за этой антимиротворческой истерией, ведь им выгодно избавиться от военного присутствия России в этом регионе.
Что касается жителя села Пырыта, то, по моему мнению, юношу сгубил алкоголь. Его смерть, конечно же, трагедия, как и гибель любого человека. Но тем более циничными выглядят расчеты тех, кто использует эту трагедию как повод, чтобы решить судьбу всей миротворческой операции. В сложившейся ситуации мне понравилась позиция нашего президента Е.В. Шевчука. «Мы считаем миротворческую операцию эффективной и выступаем сторонниками укрепления существующего миротворческого формата. Он является эффективным и показал свою жизнеспособность на протяжении многих лет. Любые провокации молдавской стороны или иных наших партнеров в отношении миротворческой операции мы считаем безосновательными. Мы будем придерживаться ранее подписанных соглашений. Это означает то, что миротворческий батальон ПМР будет продолжать свою миссию, то есть нести службу по охране жизни проживающих здесь граждан», – подчеркнул Евгений Шевчук.
Позиция моих сограждан, которые уже 20 лет живут под охраной миротворцев, по этому вопросу однозначна – ни в коем случае не допустить вывода российского миротворческого контингента, так как это угрожает нашей безопасности. Ведь они – наша основная надежда на мир.
Если же Кишинев имеет на этот счет конструктивные предложения, он должен не подогревать страсти, воспользовавшись происшествием у села Ваду-луй-Водэ, а решать спорные вопросы за столом переговоров, и притом он должен предложить что-то приемлемое для Тирасполя.
Народ Приднестровья также надеется, что и Россия не поддастся на давление со стороны США, Евросоюза и не бросит на произвол судьбы 150 тысяч своих граждан, проживающих в ПМР.
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, миротворцев, Приднестровья, российских, миротворческой, операции, также, стороны, здесь, миротворческий, миротворцы, между, которые, конфликта, своих, вывод, постоянно, безопасности, Пырыта, Днестре.
|
|