Прошел месяц после телефонного звонка молдавского президента Владимира Воронина президенту непризнанного Приднестровья Игорю Смирнову, предложившему возобновить диалог. В городе Бендеры состоялась встреча президентов Молдавии и Приднестровья - первая после семилетнего перерыва их личного общения. Что она показала?
В ходе встречи в г. Бендеры В. Воронин и И. Смирнов обсудили конкретные шаги и новые возможности развития диалога между Кишиневом и Тирасполем. Стороны пришли к согласованной позиции о незамедлительном созыве совместных рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. Рабочие группы должны были предложить конкретные проекты развития инфраструктуры и дорожного строительства, безопасности и разоружения, социальной и культурно-гуманитарной сфер.
Кроме того, В. Воронин заявил, что сложившаяся конструктивная атмосфера в приднестровском урегулировании позволяет Кишиневу обратиться к Евросоюзу и США с инициативой по отмене визовых ограничений в отношении руководителей Приднестровья. В качестве ответного шага И. Смирнов высказался за отмену руководством Приднестровья ограничений на передвижение по их территории представителей руководства Молдавии.
В. Воронин и И. Смирнов условились также о продолжении подобных встреч и проведении семинаров для поэтапного разрешения всех накопившихся проблем между Кишиневом и Тирасполем. Казалось бы, все хорошо.
Однако аналитики противоречиво оценили стремление молдавского президента попытаться урегулировать приднестровскую проблему. Молдавские политологи связали инициативу В. Воронина с окончанием в 2009 году второго срока его правления и желанием укрепить имидж возглавляемой им партии.
В Тирасполе же итоги встречи Воронин-Смирнов и международного семинара, прошедшего в апреле в Одессе под эгидой ОБСЕ, оценили без излишнего оптимизма: в действиях Кишинева склонны усматривать явные признаки «нечестной игры». Перспективы действенности рабочих групп по мерам доверия рассматривают сдержанно по причине склонности молдавской стороны действовать в одностороннем порядке.
Обращает внимание тот факт, что в день встречи Воронина и Смирнова в Приднестровье как бы «случайно» появились американский и английский высокопоставленные дипломаты. А их визиты случайными не бывают. Об этом говорит и печальный опыт подписания в 2003 году так называемого «меморандума Козака». Поэтому в простое совпадение не очень верится. США и Запад в последнее время всегда оказывались рядом с молдавским лидером, чтобы предостеречь его от невыгодного им политического шага. Не обошлось без соответствующей страховки, видимо, и здесь.
Но не только поэтому результаты встреч представителей Молдавии и Приднестровья на семинаре в Одессе не внушают особого оптимизма. По некоторым вопросам, по которым в Бендерах вроде было достигнуто понимание, возникли осложнения.
Так, например, министр реинтеграции Молдавии В. Шова в ходе семинара попытался увязать сроки открытия доступа на левобережье для кишиневских чиновников с датой отправки В. Ворониным руководству Евросоюза письма с просьбой об отмене запрета на поездки в Европу первых лиц Приднестровья. Однако Евросоюз заявил, что данный вопрос является внутренним делом, а его решение потребует времени. Исходя из этого Тирасполь также не намерен спешить.
Основываясь на впечатлениях от переговоров в Одессе и последующих телефонных контактов министра иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики В. Лицкая с В. Шовой, аналитики следующим образом прогнозируют дальнейшее развитие ситуации.
Дело в том, что у приднестровцев вызывает очевидный скепсис предложение молдавской стороны о формировании механизма создания 8 рабочих групп по мерам доверия, которое идет вразрез с первоначально достигнутым Ворониным и Смирновым соглашением о необходимости выработки протокола и регламента работы этих групп. В. Шова на семинаре в Одессе заявил, что не будет обсуждать этот вопрос и намерен руководствоваться исключительно законом о статусе Министерства реинтеграции Молдавии от 2003 г.
Позиция молдаван основывается на том, что приднестровцы должны в письменном виде вносить в рабочие группы просьбы и пожелания, а рассматривать их и принимать соответствующие постановления будет молдавское правительство.
Следует отметить, что приднестровская сторона не возражает против начала работы двух групп (по обеспечению нормального функционирования железной дороги и экологии). В то же время представители Тирасполя прямо заявляют, что не могут подстраиваться под «временные рамки избирательной кампании господина В. Воронина и его переизбрания в 2009 году».
Приднестровцы проявляют определенную осторожность, считают предлагаемый молдаванами механизм работы групп нежизнеспособным, усматривают в подходах Кишинева очередную «игру», опасаясь, что уже через пару месяцев молдавская сторона обратится к России с просьбой воздействовать на приднестровское руководство. Впрочем, в Тирасполе и не скрывают, что возлагают основные надежды в урегулировании ситуации на Россию.
Как стало известно, спецпредставитель ОБСЕ Х. Талвитие уже зондировал в беседах с министром иностранных дел Приднестровья В. Лицкаем возможность проведения в июне в Хельсинки «третейской» конференции на случай «пробуксовки» в действиях рабочих групп. Создается впечатление, что после консультации в Одессе приднестровцы вынесли ощущение, что Запад не торопится поддержать молдавскую сторону до прояснения целей сторон и механизмов их реализации.
9 апреля 2008 года (через два дня после телефонного звонка В. Воронина И. Смирнову) министр иностранных дел ПМР В. Лицкай на встрече с российскими журналистами отметил, что последние 14 лет переговорный процесс идет рывками с периодичностью в 3 года. В качестве примера привел выдержки из подписанного В. Ворониным и И. Смирновым 9 апреля 2001 г. Совместного заявления руководителей Республики Молдова и Приднестровья семилетней давности. А в нем, в частности, говорится: «Стороны подтверждают намерения рассмотреть вопрос о вступлении в Союз Белоруссии и России, а также о придании русскому языку статуса государственного: После обсуждения проблемы взаимного признания действия на территории РМ и Приднестровья документов, выдаваемых компетентными органами сторон, достигнута договоренность о необходимости ускорения работ по согласованию этого перечня и подписания совместного протокола:
Достигнута договоренность способствовать беспрепятственной деятельности на территории Приднестровья и Республики Молдова средств массовой информации, распространению печатных изданий и телерадиопрограмм сторон».
В. Лицкай подчеркнул также, что в 2001 году с В. Ворониным было проведено 5 встреч и подписано 14 протоколов по различным вопросам сотрудничества. При этом обратил внимание на то, что достигнутые с Молдавией договоренности Кишиневом не соблюдаются, а выполнение этого соглашения, равно как и множества других, способствовало бы утверждению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между конфликтующими сторонами.
«Если бы не гаранты - Россия и Украина, которые если что-то подписывают, то выполняют, мы с Молдовой имели бы намного более жесткое конфронтационное противостояние», - сказал В. Лицкай. И с этим трудно не согласиться. К сожалению, у молдавских руководителей «договороспособность» почти нулевая.
...Очевидно, что лидеры Кишинева и Тирасполя рассчитывают на поддержку Россией именно их позиции в процессе урегулирования приднестровского конфликта. При этом каждая из сторон видит будущий статус Приднестровья, увы, совершенно по-разному и исходит из диаметрально противоположных позиций. Поэтому пока результативность встречи президентов можно оценить только как намерение сторон возобновить переговорный процесс в формате «5+2».
Не исключено также, что молдавскому президенту В. Воронину переговоры нужны лишь в целях создания благоприятных условий для повышения утраченного авторитета возглавляемой им партии. Это, повторим, необходимо для вывода ее из кризиса и обеспечения победы на предстоящих в 2009 году парламентских выборах.
Что касается «патронов», США и стран Запада, то возврат Приднестровья в состав Молдавии - это верный и единственный путь, позволяющий избавиться от российского военного присутствия в этом регионе
Артем Троицкий
Ключевые Cлова: Приднестровья, Молдавии, групп, после, Воронина, Одессе, также, встречи, рабочих, сторон, Ворониным, между, Кишиневом, иностранных, этого, вопрос, Тирасполем, руководителей, Смирнов, Республики.
|