В американской научной и публицистической литературе, охватывающей вопросы современной безопасности, есть такое понятие, как «цифровой Перл-Харбор». Впервые это понятие было использовано в начале 90-х и должно было отражать уязвимость американских телекоммуникаций, а также зависимость от них всей жизни простых американцев. Авторы, которые любят возвращаться к этому образу, обычно описывают его, как масштабную атаку, во время которой отключается или уничтожается вся критическая инфраструктура, вся энергетика, системы управления транспортом, контроля за ракетами и т.д. и т.п. Образ внезапного, неожиданного и всеобъемлющего кризиса нарисован очень яркими красками. И именно этот образ почему-то стоит перед глазами при чтении новостей относительно возникших таможенных проблем между Украиной и Россией.
14 августа пресс-служба Федерации работодателей Украины сообщила, что Федеральная таможенная служба Российской Федерации остановила весь украинский импорт. В заявлении отмечается, что, еще начиная с 20 июля, у украинских экспортеров начали возникать проблемы с прохождением российской границы, а 14 августа проблема встала особенно остро.
Премьер-министр Н.Азаров оперативно прокомментировал ситуацию следующим образом: «Сейчас наши СМИ эту тему, якобы существующего конфликта, преувеличивают. Да, есть проблемы, но не стоит сразу эти проблемы искусственно усиливать и преувеличивать. Сейчас есть определенные сложности связанные, прежде всего, как мы считаем, с созданием, структурированием и формализацией Таможенного союза. У нас появляются отличия в подходах. И именно поэтому важно продолжить наше сотрудничество и в первую очередь – в сфере технических регламентов».
О том, что это чисто технические вопросы, не связанные напрямую с политикой, подтвердили и в России. «Украина, к сожалению, не является членом Таможенного союза. Хотя у нас есть соглашение о свободной торговле, но для ряда товаров вопросы решаются качественно сложнее, чем решались бы, если бы Украина входила в Таможенный союз хотя бы в формате 3+1», - заявил глава комитета Госдумы по делам СНГ Л. Слуцкий.
Судя по всему, формальной причиной возникшей ситуации стало усиление профиля системы управления рисками на границе с Украиной. В частности, был расширен список украинских компаний, которые проходят усиленную проверку на границе. Правда, украинские СМИ стараются «забыть» о том, что это явление ежегодное и связано оно с увеличением экспорта фруктов и овощей в Россию. Единственное отличие нынешней ситуации от прошлых лет в том, что в список были внесены некоторые дополнительные компании.
Хотя надо сказать, что потери Украины в этой ситуации будут действительно ощутимыми – до 30 млн. долл. Это обусловлено тем, что на долю РФ приходится не менее 80% объема ее международной торговли свежей и переработанной плодоовощной продукции. По данным издания «АПК-Информ», основная опасность в данном случае подстерегает тепличную отрасль Украины, поскольку отсутствие экспорта может привести к массовому банкротству крупных тепличных комбинатов страны.
В целом же эта ситуация может привести к общему ухудшению торгового баланса – таково мнение управляющего партнера инвестиционной компании Capital Times Эрика Наймана. Он считает, что «по итогам 2013 года дефицит торгового баланса может упасть до $8 млрд. или 4,5% ВВП».
Несмотря на то, что уполномоченные лица как с украинской, так и с российской стороны четко объяснили, что проблема есть, связана она с евразийскими интеграционными процессами и её будут решать (а точнее уже решают), украинские СМИ и политики (в том числе – из провластного лагеря) развернули необычайно активную деятельность на этом фоне.
Сообщения украинских СМИ больше напоминали сводки с фронта. Почти со скоростью «молний» начали появляться сообщения вроде таких: «Inkerman заявляет, что Россия не пускает ее вина» (правда, если внимательно ознакомиться с содержанием новости, то становится понятно, что речь идет «аж» о нескольких машинах), «Оболонь» приостановила поставки в Россию» или «тысячи вагонов собрались около российской границы» (хотя в самой новости указывается, что Администрация госпогранслужбы Украины не зафиксировала никаких проблем с прохождением грузов на пунктах пропуска на границе с Россией).
Не остались в стороне и политики с «экспертами». Весьма оперативно появилось официальное заявление «УДАРа» В. Кличко, в котором сказано: «Очевидно, что это шаг для того, что бы не дать Украине вступить в Европейскую ассоциацию и подписать Соглашение об ассоциации. Эта ситуация - очередное доказательство того, что Украина должна сделать все возможное для того, чтобы приблизиться к Европе, иначе нам все время будут указывать, что нам делать».
В аналогичном ключе прокомментировал ситуацию и А. Яценюк: «Запрет на ввоз украинских товаров в Россию – это давление, чтобы вынудить Украину вступить в Таможенный союз. Однако Украина свой выбор сделала. Курс на евроинтеграцию закреплен в законодательстве, и на Вильнюсском саммите Восточного партнерства должно быть подписано Соглашение об ассоциации».
Другой депутат от БЮТ А. Павловский вообще потребовал, чтобы к решению этой проблемы подключили ВТО: «Украина уже давно должна была обратиться к арбитражу ВТО и требовать от России соответствующих экономических санкций за ее неадекватные действия».
С политической «свалке истории» появился даже В. Ющенко и, как всегда, с «высокомудрыми» заявлениями: «Торговая война, которую, по сути, начала Россия относительно Украины, является свидетельством достижения политических целей методами экономического шантажа».
Резко ситуацию прокомментировали и в Партии регионов. «Украину пытаются нецивилизованным способом склонить к объединению с Таможенным союзом, но выбранный метод - это инструментарий прошлого столетия», - сказал депутат от ПР В. Олейник.
Также ответом на «проевропейскую политику Украины» считают сложившуюся ситуацию и многие эксперты. Например, такую мысль высказал М. Погребинский: «Реакция России слишком эмоциональна. Зная характер Януковича, я уверен, что он не будет отказываться от подписания соглашений с ЕС». Другие эксперты были более экзотичны в своих предложениях по реагированию на ситуацию. Например, одно из них – апеллировать к нарушению Россией… Будапештского меморандума, поскольку, по их мнению, она оказывает экономическое давление на Украину, чего обязалась не делать когда подписывала меморандум.
Пока что ситуация находится в развитии и, скорее всего, будет разрешена в нормальном правовом поле отношений двух сторон. Например, Украина намерена обсудить возникшую проблему на заседании Евразийской экономической комиссии, сообщил В. Суслов.
Однако на фоне истерических криков о том, что «Россия мстит Украине» и что это - «наказание за проевропейскую позицию руководства страны», комментаторы почему-то ни разу не задались вопросом относительно того, а почему вдруг именно 14 августа эта ситуация начала накаляться? Ведь за последний месяц не принималось никаких принципиальных решений по теме евроинтеграции, Вильнюсский саммит еще достаточно далеко, и подобное давление (если даже его рассматривать так) выглядит бессмыслицей, поскольку может спровоцировать совершено обратную реакцию. Как резонно заметил Л. Слуцкий, «и моя позиция, и позиция Федеральной таможенной службы РФ не является каким-то шантажом или принуждением для Украины к членству в ТС, поскольку такими действиями можно добиться только противоположного, негативного результата».
Украине (и ее политикам, особенно оппозиционным) стоит просто принять (не просто услышать, но принять) ту новую реальность, в которой существует евразийское пространство – наличие Таможенного союза с его внутренними правилами, направленными на создание экономически выгодных условий существования его участников, а не всех вокруг. Ровно по такому же принципу устроен и ЕС, правда, те же самые политики не хотят этого видеть.
Вместо того, чтобы «вдруг» просыпаться утром и видеть возникшие сложности с пересечением украинскими товарами границ стран-участников ТС, следует просто серьезно подойти к вопросу применения соответствующих технических регламентов.
Премьер-министр Украины Н. Азаров точно поставил диагноз: «У нас сейчас возникают определенные трудности, связанные с образованием, структурированием Таможенного союза, появляются различия в подходах. Именно поэтому чрезвычайно важно сейчас активизировать и продолжить наше сотрудничество со странами Таможенного союза особенно в части сближения в области технических регламентов, соглашений, регулирующих таможенные процедуры. И сейчас мы над этим активно работаем».
Н. Азаров призвал отечественные СМИ не спекулировать на теме якобы существующего конфликта между Украиной и Таможенным союзом: «У нас есть проблемы, но не стоит сейчас эти проблемы искусственно раздувать и преувеличивать. Прежде всего, решение вопроса лежит в плоскости согласования наших позиций - работа непростая, но она, безусловно, даст свои результаты. Мы в этом глубоко убеждены».
Складывающаяся ситуация больше напоминает попытку как раз украинской стороны провести информационную кампанию против России в преддверии грядущего саммита в Вильнюсе, дабы показать европейским партнёрам «уязвимость» Украины, создать себе образ «жертвы», параллельно ухудшив репутацию России в глазах ее западных торговых партнеров.
Так что при ближайшем рассмотрении может возникнуть много вопросов относительно того, кто же и кому должен предъявлять претензии.