|
17 декабря в Кремле под председательством Президента России Владимира Путина и президента Украины Виктора Януковича состоялось заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии. Основным итогом переговоров стало решение о предоставлении Россией кредита Украине на сумму 15 миллиардов долларов и снижении цены на российский газ до 268,5$ за 1 тыс. куб. м.
Однако по возвращении на Украину Виктор Янукович вновь заявил, что Украина, несмотря на достигнутые договоренности, не отказывается от евроинтеграции. В тот же день на сайте президента Украины появилось официальное заявление, в котором опровергался ряд сообщений, появившихся в СМИ, о том, что на переговорах обсуждался вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз. Таким образом, несмотря на некоторый успех, достигнутый в ходе заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии, Россия так и не смогла коренным образом переломить ситуацию. Политическая элита Украины по-прежнему стремится на Запад.
«Как можно оценить состоявшиеся российско-украинские переговоры и действия российской власти на украинском направлении? С чем связана слабость пророссийского движения на Украине, которая не позволяет Владимиру Путину использовать его как свою опору на Украине? Является ли незаметность этого движения на украинском политическом поле результатом бездействия посольства России на Украине или есть и другие причины?» - с этими вопросами корреспондент «Русской народной линии» обратился к экспертам по Украине.
Крымский политолог, кандидат исторических наук, доцент Таврического национального университета (Симферополь) Андрей Никифоров:
«Во всем, что происходит, есть момент, связанный с тем, что системной позитивной, целенаправленной работы с российской стороны на Украине не осуществлялось. Это проблема не политики на Украине, это проблема политики России вообще. Насколько Евразийский союз может выглядеть альтернативным тому же самому Европейскому союзу? Сейчас никто не ставит вопрос таким образом. Если что-то получается хорошее на любом уровне, то обычно говорят «это европейский класс». Есть определенный европоцентризм в самой российской политике, в том числе и у первых лиц это проскальзывает даже в моменты целеполагания. Сложно бороться с тем, что сам считаешь своим идеалом. Это общие рассуждения.
Теперь более конкретно. Можно сказать, что есть довольно активизировавшаяся в последнее время имитация работы со структурами, которые опять же имитируют русскую или пророссийскую общественность на Украине. Получается, одна имитация накладывается на другую, и все довольны. Время от времени водят хороводы в сарафанах, играют на гармошках и раздувают самовары. Все эти действия никоим образом не могут помешать русофобской истории, которая творится в центре Киева. Это совершенно очевидно. То, что во всем происходящем вообще никак не видно посла России, на мой взгляд, - не самая лучшая характеристика его деятельности. Я уж не говорю о том, насколько он может влиять на происходящее, но даже просто обозначение позиции отсутствует напрочь.
С одной стороны, надо анализировать, как все дошло до нынешнего состояния, но важнее посмотреть, что в будущем может быть, какова будет политика России. Надо просто посмотреть на опыт тех, кто умеет системно «окучивать» страны. Есть непаханое поле той же самой правозащитной работы. Например, русскоязычным гражданам Украины отказывается в возможности получать образование на родном языке. Последний случай в Одессе, когда суд запретил перевод школ на русский язык в рамках распиаренного закона, который давал русскому языку региональный статус. На деле же оказалось, что ничего этот закон не дает. Я могу привести массу других моментов нарушения гражданских прав людей, которые культурно, цивилизационно близки России. Существует масса возможностей организовать на Украине культурную деятельность через общественные организации и благотворительные фонды. Когда вместо иерархии в виде посла и его подчиненных, которые просто пишут снизу вверх отчеты, а сверху вниз согласно отчетам идут деньги, будет создана сеть организаций, которая будет реально работать, то я думаю, что мы сможем получить совершенно иное качество той части Украины, которая сейчас просто молчит. У этой части есть свои интересы, своя энергетика, а в том, что сейчас происходит, её позиция не проглядывается. На Украине есть власть, которая не отвечает интересам русских и русскоязычных, и есть оппозиция, которая просто откровенно русофобская».
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько:
«В данный момент действия российской власти в отношении Украины я бы назвал правильными. Сейчас Украина оказалась в очень сложной финансовой, политической, экономической ситуации. Одним из самых мощных инструментов для того, чтобы Украину не отдать на растерзание Запада и удержать в зоне своего влияния, остаются денежные и кредитные средства. Я не думаю, что эти средства будут тратиться бездумно и без каких-либо обязательств со стороны Януковича и украинской элиты. С другой стороны, совершенно очевидно, что за последние 20 лет Россия не ставила своей задачей создание на Украине пророссийского или прорусского сообщества. Если бы такое сообщество было создано, развивалось и ширилось, тем более что все основания для этих процессов на Украине были и даже сейчас остаются, то сегодня можно было бы апеллировать к очень мощному общественному движению, вероятно, к какому-то числу политических партий, политиков общеукраинского и регионального значения, которые могли бы выступать как союзники России внутри украинского политического поля. Но перед дипломатической службой России такая задача не ставилась никогда.
Дипслужба приоритетом ставила всегда отношения со странами Западной Европы, США, Ближнего Востока. Традиционно дипслужба России продолжала линию СССР. В Советском Союзе в принципе никто не рассматривал возможность дипломатических отношений между союзными республиками. И только после 2004 года, когда произошла так называемая «оранжевая революция», стало очевидно, что постсоветское пространство очень важно не только для того, чтобы Россия сохранялась как мощная региональная сверхдержава, но даже и просто для сохранения России как единого государства. С тех пор, действительно, дипломатические службы и разного рода другие институты РФ пытаются работать на этом поле. Пока опыта в этом мало, а наследие ельцинского периода, за который было «убито» большинство пророссийских и прорусских организаций и деятелей на Украине, превалирует. В 1994 году при наличии небольшой поддержки России Крым вполне мог отделиться от Украины. Сейчас это было бы либо союзное с Россией государство, либо де факто Крым вошел бы в её состав, оставаясь возможно непризнанным. Могли бы возникнуть и другие трансформации на Украине, но, к сожалению, 90-е годы - самые страшные в новейшей истории России и других стран постсоветского пространства – до сих пор своим тяжелым наследием превалируют над теми усилиями, которые сейчас пытаются осторожно реализовать ряд государственных деятелей и подчиненных им служб и институтов. Можно только надеяться, что в будущем удастся создать те сильные движения и партии, о которых я говорил вначале».
Главный редактор севастопольской газеты «Русичи», руководитель одноименного правозащитного центра Павел Буцай:
«Я считаю, что отсутствие пророссийской силы на Украине - это проблема русских, которые живут на Украине. Проблема заключается в том, что зачастую руководство организаций, которые находятся на Украине, подстраивают жизнь общины под свои личные интересы. В соответствии с этим задачи и цели, которые направлены на защиту соотечественников, сводятся к нулю. А финансовая помощь только развращает людей. Я всегда выступал против того, чтобы было повышенное финансирование каких-то специальных пророссийских программ.
Нашей газете уже 10 лет и мы своими внутренними силами и тех, кто рядом с нами, наших сторонников имеем тираж 10 тысяч. Газета стабильно выходит 2 раза в месяц. Также работает организация Центр защиты семьи и детства «Русичи». У нас есть своя партия. Есть единственная на Украине воскресная школа. Это я говорю не для пиара, а высказываю мнение, что развиваться все должны самостоятельно. Хотя, возможно, нужны какие-то льготы для работающих здесь производств, для компаний, которые способствуют русским организациям и оказывают им помощь. В этом я вижу пользу. А вообще можно по пальцам перечислить организации, с которыми Россия могла бы общаться. Самое главное зависит от нас, здесь живущих. Надо меньше рассчитывать на помощь, а больше думать о том, что мы оставим своим детям. Тогда, я думаю, всё будет нормально. Человек должен словом и делом доказывать, что он хочет изменить жизнь свою и детей на земле, на которой живет».
Руководитель днепропетровской городской организации «Союз Православных Братств Украины» Геннадий Литвинов:
«Хотелось бы, чтобы посольство России на Украине работало лучше. На сегодняшний день из двух зол выбирают меньшее. Альтернативы никакой нет. Позиция не отдавать Украину - это, конечно, правильная, но ее следовало бы проявить хотя бы 5 лет назад, а не сейчас. Сейчас мы пожинаем последствия бездействия российской дипломатии в отношении России. Если бы Россия раньше стала бы внимательнее относиться к Украине, то все было бы по-другому. Сейчас вопрос стоит скорее уже не об Украине, а о Киеве, поскольку на сегодняшний день как такового государства «Украина» уже не существует. То, с кем приходится работать России, - это не Украина как государство, а некие промышленно-экономические группы, которые защищают свои личные интересы».
|
|