В столице Таджикистана Душанбе завершилась официальная часть саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Хотя формально это не было произнесено, однако по сути первым итогом этого события можно считать слова одного из анонимных экспертов: «Ну всё, НАТО, теперь подвинься».
Во-первых, вслед за формированием единой структуры ШОС по борьбе с наркотраффиком, в Душанбе было заявлено и о создании единой структуры для борьбы с терроризмом. По сути, это означает военный союз, едва ли не более могущественный чем НАТО, так как речь идет о возможности формирования общих военных контингентов под единым командованием и совместного использования всех государственных ресурсов против общего врага.
Такому заявлению по итогам саммита предшествовали самые масштабные за историю ШОС совместные военные учения - «Мирная миссия - 2014» - прошедшие на территории Китая 24-29 августа. Официальным поводом для принятого решения стала перспектива скорого вывода войск НАТО из Афганистана на фоне лишь усиливающегося в стране противостояния между правительственными силами и радикалами. Однако комментарий президента Таджикистана прозрачно намекнул не только на талибов. Как сказал Эмомали Рахмонов: «Тревожной становится реальность, когда группа лиц становится обладателем той современной техники военного назначения, которыми ранее обладали лишь государства. Такие изменения кардинально меняют характер проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, равно как и подходы к их решению».
Очевидно, что речь идет об ИГИЛ, представители которого уже действуют во всех странах - членах ШОС - России, Китае, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане и Казахстане - а также во всех странах со статусом наблюдателей в ШОС, а это Монголия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран. Заинтересована в борьбе с ИГИЛ и Турция, которой предоставлен официальный статус «партнера ШОС по диалогу».
В этой связи важно учитывать, что, на фоне стартовавшего в Душанбе председательства в ШОС России, на 2015 год запланированы одновременно принятие Стратегии развития организации аж до 2025 года и вступление в ШОС в качестве полноправных членов Индии и Пакистана.
При всех непростых отношениях между в том или ином виде имеющими отношение к ШОС государствами, их готовность действовать единым фронтом против общей угрозы означает и их готовность договариваться друг с другом ради общего процветания: приоритетными проектами ШОС являются стратегические программы экономического развития во взаимодействии друг с другом. Таким образом, речь идет об объединении в рамках не только экономического, но и военного союза практически всей Южной Азии.
Учитывая, что к ШОС примыкают ЕврАзЭс, СНГ и БРИКС - понятно, почему многие эксперты воспринимают Душанбинский саммит как недвусмысленную декларацию намерений в адрес США и НАТО, столь много сделавших для формирования международной террористической угрозы, включая тот же ИГИЛ, при развалив целый ряд государств.
Хотя ШОС явно не собирается быть аналогом ЕС или НАТО, с их палочными, по словам российских первых лиц, дисциплиной и диктатом, причина усиления этой организации очевидна: при всех своих противоречиях, ведущие страны неевропейского мира готовы защищаться от посягательств на свой суверенитет со стороны Запада и Россия оказалась тем посредником, который обеспечил их союз.
Тем очевиднее заявленная в Душанбе позиция ШОС в отношении «украинского кризиса»: он должен быть скорейшим образом урегулирован мирным путем. Понимая, что конфликт на Украине является прямой угрозой России и, через неё, всем выше перечисленным международным объединениям и жизненно важным для всех их участников совместным экономическим и социальным проектам, все страны ШОС выразили поддержку мирному плану Владимира Путина.
Напомним, что этот план на настоящий момент реализован лишь в отношении прекращения огня и начала переговоров. Ждет своего часа такой пункт, как отвод войск от населенных пунктов на расстояние, превышающее досягаемость артиллерийского огня. Что по сути означает вывод карательной группировки Киева с Донбасса, так как плотность его заселенности не позволяет отвести войска на указанную дистанцию и остаться при этом в его пределах.