Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Православие
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации

Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Политика, Общество : Куда на самом деле смотрит Россия: Уроки для Украины  
 

За последние годы в отечественном медийном пространстве образ России и ее внешней политики во многом сформировался сквозь призму ее воздействия именно на Украину. Создалось впечатление, будто свои внешнеполитические ресурсы Российская Федерация сосредотачивает на вопросах, связанных исключительно с бывшими постсоветскими странами, евразийской интеграцией и конечно же со ставшей притчей во языцех «газовой трубой».

Кроме того, отношения России с Западом опять-таки позиционировались под углом некоего украиноцентризма. Отдельного внимания заслуживает то, что анализ даже этих аспектов внешней политики заключал в себе больше эмоций (как резко негативных, так и восторженно позитивных), нежели холодного рационализма.

Необходимо отметить, что политика РФ на международной арене далеко не ограничивается региональными вопросами, а с каждым годом становится все глобальнее. Исходя из этого, необходимо обозначить некоторые трансформации, которые переживает политика РФ на восточном направлении.

Еще в 90-е гг. министр иностранных дел, а позже премьер-министр РФ Евгений Примаков выдвинул и отстаивал идею необходимости построения геополитического треугольника «Россия - Индия - Китай». В связи с началом военных действий в Югославии и невозможностью в одиночку справиться с новыми глобальными вызовами такая конструкция представлялась хорошей альтернативой сложившемуся после краха СССР однополярному миру с гегемонией Соединенных Штатов. Тем более, что начавшийся экономический рост Китая и Индии стал подавать большие надежды относительно их будущей геополитической роли.

Однако при ельцинской власти особо никто не прислушивался к такой идее, и российские политики в своей массе больше ориентировались на США и Западную Европу. Даже первый министр иностранных дел РФ Андрей Козырев получил негласное прозвище «Мистер Yes», за свою соглашательскую линию на международной арене.

Лишь в начале 2000-х гг. со сменой власти в РФ стали намечаться существенные изменения во внешней политике. Она стала носить более самостоятельный характер и, как следствие, усилилась и на восточном направлении, что позже привело к обозначению данной линии как «Возвращение на Восток». Действительно, в 90-е гг. Россия была больше сосредоточена на внутренних проблемах, а вопросы внешней политики, особенно восточной, отошли на второй план, что во многом привело к потере ранее достигнутого Советским Союзом международного влияния. Необходимость восполнить свои потери стала насущной необходимостью российской дипломатии на современном этапе.

Теоретическое оформление

Особое внимание в оценке современных внешнеполитических тенденций стоит уделить новой редакции Концепции внешней политики РФ от 2013 года. Как и следует из политики последнего десятилетия, Россия официально декларирует необходимость построения многополярного мира, ясно давая понять, что сложившаяся американская гегемония не несет стабильности и устойчивости мировой системе. При этом подчеркивается, что международные отношения должны базироваться на ведущей роли ООН и международном праве.

Хотя, если учитывать, что ООН – это плод именно Ялтинской биполярной системы, и по сути, подразумевающий, что успешно функционировать может в рамках наличия именно двух центров силы, двух сверхдержав, возникают логические вопросы и сомнения о возможности его успешного функционирования в условиях потенциальной многополярности. Очевидно, что организация нуждается в глубоких преобразованиях, более адекватно отвечающим современным международным реалиям.
Кроме того, выдвигается особый принцип «сетевой дипломатии», представляющий собой некий антипод традиционной военно-блоковой системе.

Подразумевается, что наиболее результативной будет такая политика, при которой ставка будет делаться на более широкое участие в самых различных международных организациях, позволяющих сосредоточиться на довольно обширном массиве интересующих вопросов и в гибкой форме добиваться их решения. Как следствие этого, подчеркивается, что главным инструментом внешней политики должна стать «мягкая сила» - совокупность экономических, культурных и идеологических средств, направленных на внешние страны.

Другим наиболее весомым пунктом настоящей Концепции является определение Азиатско-Тихоокеанского вектора как одного из главных во внешней политике РФ. Именно на этом направлении в предстоящие годы Россия намерена сосредоточить свои основные дипломатические силы. Подчеркивается, что исторический Запад постепенно утрачивает возможности для мирового доминирования и происходит уверенное смещение мирового потенциала в Азию. Именно там, по мнению российского руководства, будет формироваться общемировая политическая и экономическая повестка в предстоящие годы.

Практическая реализация

Можно заметить, что представленный принцип «сетевой дипломатии» в практическом исполнении не заставляет себя ждать. Россия играет заметную роль в работе группы стран БРИКС, где уже негласно пользуется репутацией политического лидера. Особенно это усилилось на фоне продавливания своей линии в деле разрешения Сирийского кризиса. Кроме того, особый акцент смещается в сторону форума «Большой двадцатки», что в последнее время значительно девальвировало роль «Большой восьмерки».

Стоит признаться, формат в составе восьми государств уже явно не отвечает современным особенностям мировой конъюнктуры. С одной стороны, здесь отсутствуют усиливающиеся Индия и Китай, но присутствуют этакие «монстры» глобальной политики, как Италия и Канада. Возможно, в недалеком будущем мировым лидерам все-таки придет осознание необходимости ликвидации такого формата, и сосредоточиться на более адекватной "Группе 20".

Заметной структурой на международной арене стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), призванная сосредоточиться на вопросах региональной безопасности, противодействию терроризму и наркотрафику. Хотя организация и не является полноценным военно-политическим блоком, предпосылки для этого, несомненно, имеются. Если учесть, что статус наблюдателя уже имеют такие региональные державы, как Индия, Иран, Пакистан, перспективы реализации такого проекта не выглядят безуспешными. Кроме того, недавно и Турция заявила о своем желании интегрироваться в данное объединение, что придает ситуации особую остроту, ведь тем самым это будет означать прекращение многолетнего переговорного процесса по вступлению в ЕС.

Особым пунктом в трансформациях внешней политики РФ стал саммит АТЭС-2012 во Владивостоке. Несмотря на имевшуюся критику о непомерных затратах на строительство инфраструктуры, о качестве проведения саммита, спустя время все же было признано, что такого рода мероприятие стало довольно успешной площадкой для совместного диалога. В публицистике стали даже поговаривать о настоящем Азиатском развороте в экономике. Кроме того, данный саммит дал хороший толчок к углублению двусторонних отношений.

Осень 2013 года стала особенно насыщенной во взаимоотношениях России с отдельными азиатскими странами. Были нанесены официальные визиты президента РФ в Южную Корею и Вьетнам, который будучи союзником СССР, не потерял интерес и к современной России. Говоря об инструментах сотрудничества, стоит отметить, что все далеко не сводится к нефтегазовой сфере, как может показаться неискушенному читателю. Весомой отраслью, которой Россия уделяет пристальное внимание, является атомная энергетика и базирующееся на ней экспортное строительство атомных электростанций, что, кстати, во Вьетнаме и реализуется.

Кроме того, если обратиться к Южной Корее, крупным совместным проектом станет прокладка транскорейского железнодорожного коридора, который должен быть соединен с Транссибом. В случае реализации данного проекта, результаты будут носить не только экономический характер, но и геополитический.

Еще одним существенным событием последних недель, на которое стоит обратить внимание стала встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии в Нью-Дели. На встрече стороны заявили о незыблемости своего консенсуса относительно построения многополярного мира, опоры на международное право и приверженности межгосударственному равноправию.

Было подчеркнуто, что страны намерены и в дальнейшем согласовывать свои позиции по наиболее важным вопросам мирового развития. Наверняка не будет преувеличением сказать, что давняя идея такого треугольника, озвученная Примаковым, начинает находить свое практическое воплощение. Говорить пока о конкретных результатах данных переговоров рановато, но то, что международная система продолжает существенно трансформироваться – очевидно.

***
Как видим, особенностью современных международных отношений является то, что особые подвижки в геополитической игре наметились именно с началом мирового финансового кризиса 2008 года. В глазах международных сил позиции Запада заметно пошатнулись, и свойственный им шарм стал понемногу блекнуть. Поэтому идея многополярности приобрела новый оттенок. Подняли головы государства, которых традиционно причисляли к отсталому «третьему миру». Наверняка, если судить по колоссальной динамике азиатских государств, сам термин «третий мир» должен быть существенно пересмотрен. Примечательно, что именно это направление Российская Федерация выбрала в качестве приоритета.

История циклична, и центры мировых сил имеют свойство смещаться. Поэтому сейчас для Украины так важно проявить геополитическую гибкость и в столь непростой период подходить к определению своего будущего не с позиций устаревших штампов, вроде представления о «просвещенной Европе» и «отсталой Азии», а с позиций здорового прагматизма, который бы помог опираться не только на прошлое, но и на формирующееся будущее.


Источник: http://inpress.ua/
 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:



 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Июль 2016 (11)
Июнь 2016 (76)
Май 2016 (86)
Апрель 2016 (86)
Март 2016 (95)
Февраль 2016 (81)



   
«    Июль 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


   

Главная страница |