Какую документацию ещё продаст Украина?Менее года назад, когда анализировались последствия для украинского авиапрома подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, вырисовывалась очень невесёлая перспектива для единственного в стране авиационного научно-технического комплекса. Однако сегодня ситуация сложилась несколько иначе, чем мы её видели: Украину всколыхнул неонацистский государственный переворот, вскоре переросший в полномасштабную войну в Донбассе, вспыхнула очередная «газовая война», а экономика окончательно вошла в штопор.
Анализ положения дел в украинском авиапроме показывал, что при подписании соглашения с ЕС и разрушении кооперационных связей с Россией АНТК им. Антонова не сможет производить новые самолёты. По словам Генерального конструктора ГК «Антонов» Дмитрия Кивы, у предприятия нет ни одного проекта, доля России в котором составляла бы менее 50%. В частности, в производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60% комплектующих самолёта. Доля российской продукции в финальной стоимости Ан-140, над созданием которого трудятся 100 российских заводов, составляет около 70%. Попытки сотрудничества с американцами и европейцами закончились полным крахом: как сообщил тогдашний премьер-министр Николай Азаров, «у меня состоялась встреча с французским руководством и руководством авиационной компании Airbus, и они мне сказали, что ваш самолёт (Ан-70) лучше нашего, но мы сделаем все, чтобы ваш самолёт не нашёл рынка сбыта».
Дело в том, что незадолго до этого «Антонов» просто осаждали представители Airbus по вопросу совместного производства транспортного самолёта А400М, вплоть до обещаний предоставить возможность изготовления частей и узлов самолёта в Украине. Закончилось же все тем, что европейцы, получив от ГП «Антонов» их уникальную техническую документацию, через какое-то время произвели собственный самолёт, подозрительно похожий на украинский прототип. Естественно, без участия украинской стороны.
Учитывая всё это, реальной, а не рисуемой в воображении «патриотов» перспективой украинского авиапрома оставались… ремонт и модернизация впервые поднявшегося в воздух в 1947 году «кукурузника» Ан-2.
Разумеется, такая долговечность данного самолёта говорит о гениальности решений, заложенных в его конструкцию, и зарабатывать деньги на его ремонте и модернизации вовсе не зазорно. Тем более самолёт массово используется и будет использоваться в двух десятках стран.
Но нынешние украинские реалии внесли свои коррективы и в эту перспективу. 2 октября агентство ТАСС опубликовало сообщение о том, что департамент авиационной промышленности Минпромторга России не смог купить у АНТК им. Антонова рабочую конструкторскую документацию на Ан-2, необходимую для серийной замены у этих самолётов двигателей на моторы новой разработки. Как выяснилось, собственником данной документации теперь является военное подразделение европейского авиагиганта Airbus Military, в руки которого она попала через польских посредников.
Впрочем, речь не о России, которая всё равно данную документацию купит и запланированную массовую ремоторизацию «Аннушек» проведёт. Речь об Украине, отныне вынужденной закупать документацию собственной разработки у иностранцев. Например, для выполнения контракта по модернизации 140 Ан-2 с Корпорацией кубинской авиации, заключённого в сентябре 2013 года и рассчитанного на сумму 3-4 миллиарда долларов.
* * *
Разумеется, факт продажи авторских прав на собственную конструкторскую документацию конкурентам, уже доказавшим свою непорядочность, мог бы поставить много вопросов о вменяемости людей, принимавших решение об этом.
Если бы речь шла не об Украине, после февральского госпереворота вставшей перед Европой и США особенно в позу чего изволите-с. Хотя и в прежние годы руководство страны распродавало налево и направо секреты, принадлежащие не только ей единолично, но и другим государствам бывшего СССР.
Всем памятен случай продажи Украиной доставшейся ей после обретения независимости конструкторской документации на палубные истребители Су-33 российской разработки Китаю. Именно благодаря этому вскоре КНР, не приобретая лицензии у России, наладила собственное производство этого вида вооружений. Корабелы Николаева, исполняя решение украинского правительства, в 1998 году продали Китаю недостроенный с советских времён тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг», который в 2012 году вошёл в состав ВМФ КНР в качестве первого авианосца. А в качестве палубной авиации на нём под именем Shenyang J-15 используются Су-33 китайского производства. Мало того, на базе конструкции «Варяга» строятся ещё несколько китайских авианосцев.
В 1990-е годы заместитель главы Службы безопасности Украины Александр Скипальский предоставил американским специалистам документацию и возможность беспрепятственно исследовать уникальное сооружение, над созданием которого трудились специалисты со всего Советского Союза, – радиолокационную станцию в Мукачево. Это циклопическое сооружение, напичканное электроникой, служило для раннего обнаружения ракетных ударов, позволяло засечь пуск баллистической ракеты и вычислить её траекторию не только на территории Европы, но и в северной части Атлантического океана. Это существенно помогло США в разработке собственных систем ПРО и решении проблем преодоления российской противоракетной обороны.
Промышленная кооперация советского оборонпрома предусматривала участие десятков и сотен предприятий всего СССР в реализации производства вооружений. При этом волей-неволей смежники становились обладателями секретов и технологий друг друга, а их кооперационные связи сохранялись и после распада Советского Союза. Например, до последних дней днепропетровское КБ «Южное» участвовало во многих российских ракетных программах, запорожское ПО «Мотор Сич» снабжало самолётными и вертолётными двигателями российские ВВС. ГАХК «Днепровский машиностроительный завод» когда-то принимал участие в создании и производстве зенитных ракетных комплексов С-300. Украинские предприятия были задействованы в производстве и модернизации ЗРК «Бук-М1», С-300 и систем ПВО в целом.
Разумеется, часть этих наработок давно уже «ушла» за границу. Самые яркие примеры опять же лежат в высокотехнологичных областях. Сотрудничество КБ «Южное» и ПО «Южмаш» с NASA по ракете-носителю «Antares» предполагает использование некоторых технических решений, имеющих отношение к стратегическим ракетам, стоящим на вооружении российских РВСН. Совместные разработки по программе оснащения новейшего корвета, проектируемого Украиной, после решения о привлечении европейских партнёров отнюдь не являются для них секретом. Как и информация по наработкам в области гидроакустики, переданная немцам в качестве вклада в совместную разработку, быстро свёрнутую под давлением США.
* * *
После прихода к власти в феврале 2014 года проамериканских политических сил, подписания и ратификации соглашения об ассоциации с ЕС ситуация с сохранностью конфиденциальной технической информации на Украине попросту вышла из-под контроля. Во-первых, соглашение с Евросоюзом содержит положения об адаптации и присоединению Украины к общеевропейской системе безопасности, опирающейся на НАТО. Во-вторых, принятое ещё весной 2014 решение Арсения Яценюка о присутствии в каждом министерстве европейских «советников», подчиняться которым обязаны даже заместители министров, позволяет без особых хлопот получать «советникам» необходимую документацию. В-третьих, по сведениям от сотрудников СБУ, украинская контрразведка, обеспечивавшая сохранность секретов в области технологий, сегодня превратилась в филиал ЦРУ, агенты которого практически руководят всеми шагами данной спецслужбы. В-четвёртых, принято политическое решение о сближении с НАТО, основанное на совместном с Североатлантическим альянсом подходе к России как к врагу № 1. Ну и, самое главное, по сообщениям украинских информагентств, Кабмин своим решением открыл доступ экспертов НАТО к украинским секретным объектам и документации, мотивируя это заинтересованностью в иностранных инвестициях в ВПК.
Не стоит сбрасывать со счетов и катастрофическое положение украинских предприятий, поставленных новым руководством страны в безвыходную ситуацию. Шаги по полному разрыву всех связей с Россией привели к тому, что эти предприятия, в первую очередь высокотехнологические, просто вынуждены продавать собственные и полученные по промкооперации наработки за бесценок каждому, кто желает их купить.
Всё это позволяет предполагать, что бывших партнёров Украины в ближайшем будущем ждёт немало «открытий чудных» и в виде неожиданных собственников технической документации, и в виде чьих-то резких технологических скачков на основе технических решений, ранее предоставленных для ознакомления украинским специалистам-смежникам. Ну а в области оборонной промышленности цену украинской открытости партнёрам из США и НАТО и вовсе сложно переоценить.