|
То, что нам, грешным людям полезно знать для своего спасения о догмате Искупления, достаточно просто. Мы все согрешили, «вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» (Пс.13,3; Пс.52,4). И «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1,8).
Добрые же дела и добродетели, которые некоторые из нас, возможно, имеют, также не оправдывают нас. Ведь и мирские суды судят преступника не по тем добрым делам, которые он сделал, а за его преступление. Так и мы, даже совершив некоторые малые добродетели, все равно по закону Божию осуждаемся за наши великие грехи. Ибо, как говорит ап.Иаков, брат Господень: «Кто соблюл весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убий, посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2,10-11).
И это верно в отношении к любым, даже самым малым грехам, которые мы все имеем. Поэтому «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3,20). Человек, даже самый праведный, не может оправдаться пред Богом по правде законной. Посему и пророк Давид так свидетельствует о суде Бога с человеком: «Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» (Пс.50,6), - победишь и осудишь любого грешного человека за его неправедные дела. Ибо вся наша правда законная – «как руб погублен»!
Поэтому со времен грехопадения Адама до крестной смерти Христа для людей был закрыт рай, врата которого охраняет Херувим с пламенным мечем обращающимся (ср.Быт.3,24). Вот почему все ветхозаветные праведники шли по своей смерти, иногда даже мученической, не в рай, а в ад. Правда, в особое место ада, называемое лоном Авраамовым, где не было адских мучений. Но там не было и райской радости.
Поэтому Господь избрал для нашего спасения не закон, но: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,14-15).
Здесь речь идет о вольных страданиях крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, коей спасается всякий грешник и входит в рай. Как и разбойник благоразумный по неложному слову Спасителя (Лк.23,43) вошел в рай прежде всех ветхозаветных праведников.
Почему же спасается грешник, ведь это несправедливо?! Конечно, несправедливо, неправедно принять грешника в рай. Но и крайне несправедливо, неправедно было распять Христа! И эта последняя несправедливость неизмеримо покрывает первую, покрывает се наши грехи, почему она и превращается в ту правду Божия, которая становится правдой каждого грешника, оправдывающей и спасающей его, только бы он захотел ее принять.
Ведь насколько несправедливость содеянного со Христом больше первой, больше всех грехов падшего человечества? Как говорят святые отцы, - она неизмеримо больше, ибо на Кресте был распят и умер не человек, а Бог. И насколько Бог выше человека, т.е. неизмеримо выше, настолько больше эта правда Божия всякой неправды человеческой. Святые отцы говорят, что если собрать все грехи людей, которые были, которые есть и которые будут, то это по сравнению с милостью и любовью Божией, явленной человечеству на Кресте, неизмеримо меньше капли уксуса по сравнению с мировым океаном.
Поэтому мы можем оправдаться пред Богом только этой правдой Божией, правдой от веры, а не правдой законной. Т.е. оправдываемся мы упованием на милость Божию, а не на свои дела. И этому есть множество примеров из житий святых. Приведу лишь один, житие святой, которое совсем недавно читалось в храме. Я говорю о преподобной Марии Египетской, которая в своем покаянии так молилась Пресвятой Богородице: «Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобой Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь!». После чего грешная Мария, «подбодренная верою и убежденная в милосердии Богородицы», смогла войти в церковь и поклониться и облобызать орудие нашего спасения – Честное Древо Креста Господня, положив начало своему спасению.
Заметим, однако, что при этом, молясь Богородице, преподобная Мария Египетская возымела твердую решимость более не осквернять своего тела нечистотою блуда, но отречься от мира и его соблазнов. Итак, вера и упование на милость Божию сами по себе не спасают человека без его собственной решимости спасти свою душу. Однако и решимость человека творить добродетели и спасаться без упования на милость Божию, но в уповании лишь на свои добрые дела, - бесполезна.
Вот и все, что душеполезного вкратце можно сказать о догмате Искупления.
Впрочем, все вышесказанное об этом догмате не есть, как мнят некоторые, изъяснение его сути. Суть этого догмата, как и прочих важнейших догматов Православия, - таинственна и не может быть полностью изъяснена нашим слабым умом. Все вышесказанное мною об этом догмате изъясняет не его суть, а суть того, что полезно знать о нем каждому православному христианину для спасения своей души.
Поэтому богословской ошибкой, которую, между прочим, делает католичество, является, так сказать, конвертация вышеприведенной икономии догмата Искупления в положительное богословие о нем. Что неминуемо приводит к каким-то ложным и нелепым антропоморфным представлениям об этом догмате. На чем зачастую, в основном, и спекулируют современные противники этого догмата. Но отрицая католические антропоморфные представления о нем, они при этом отрицают и совершенно основательную икономию догмата Искупления, т.е. то, о чем учил Христос и непременно проповедовали все или почти все святые отцы и учители Церкви, начиная с апостолов и заканчивая современными нам святыми.
А вообще говоря, нападки на икономию догмата Искупления в Русской Православной Церкви начались не сегодня, а с конца 19 начала 20 веков, т.е. они уже более 100 лет смущают умы и сердца русских христиан. И это не удивительно, но закономерно. Ведь мне уже приходилось писать, что диавол, как пророчествует об этом Св.Писание и святые отцы, уже длительное время воюет против русского Православия орудием иудейства. Но ведь очевидно, что если изъять из церковного учения православную икономию догмата Искупления, то в ее (Церкви) сотериологии останется лишь иудейское, талмудическое учение о спасении через скрупулезное исполнение закона, и сама Церковь, таким образом, постепенно превратится в полу синагогу, а ее прихожане - в полу иудеев. К чему очень усиленно и стремится сатана.
И совершенно очевидно, что такой полу иудей, кроме всего прочего, еще и совершенно не способен с пользой для души участвовать в богослужениях Страстной седмицы, особенно в последние ее три дня. Ведь в первые три ее дня (Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) Господь лишь грядет на Свою вольную страсть, собственно воспоминание которой начинается с Великого Четверга и продолжается в Великий Пяток и Великую Субботу. Именно этому, т.е. вольным страданиям, крестной смерти и погребению Спасителя «нас ради человек и нашего ради спасения», и посвящены богослужения этих последних трех дней Страстной седмицы. И если христианин не знаком с икономией догмата Искупления, если он поэтому не ощущает всею душею своею и всем сердцем своим, что крестная смерть Христова содеяна ради его собственного спасения, то и эти богослужения не принесут ему духовной пользы, но лишь покажутся чрезмерно продолжительными и утомительными. Если же он православно исповедует догмат Искупления, православно веруя во Спасителя, то по окончании этих богослужений он выйдет из храма, унося него не только вещественный огонек в своих руках, но и благодатный огонь в своем сердце!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
Ключевые Cлова: Искупления, догмата, спасения, которые, догмате, Поэтому, Божию, человека, нашего, смерти, неизмеримо, больше, правдой, совершенно, Великий, закона, святые, милость, некоторые, грехи.
|
|