|
«Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.» (Товит 11,8)
В конце января 2010 года в Москве состоялась ежегодная конференция «Рождественские чтения», о которой мы подробно писали об этом событии в №1 нашей газеты за 2010г. Мне довелось быть участником этих чтений и выступить с докладом на круглом столе «Соработничество православных общественных организаций».
АРХИТЕКТУРА СОБЫТИЯ
Поскольку речь на круглом столе велась о памятных датах, то накануне празднования 65-летия Великой Победы я поделился опытом, как по инициативе общественных организаций «Русь Триединая» и Слобожанский выбор» и по благословению Владыки Харьковского и Богодуховского Никодима, 9 мая 2009 года в Харькове впервые по площади перед колонной ветеранов прошел православный священник с иконой Георгия Победоносца.
Это придало новое звучание Дню Победы, ведь победа от Господа.
Напомнил собравшимся, что вся война понизана недвусмысленными символами. Началась она 22 июня 1941 года -- в день всех Святых в земле Российской просиявших.
Битва за Москву началась в день Святого князя Александра Невского. Окончательный перелом - Прохоровская битва 12 июля 1943 года произошла в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Фашистское государство фактически перестало существовать 6 мая 1945-го в день Георгия Победоносца. Но мало кто знает, что в победном 45-том на 6 мая выпало и Пасхальное торжество. А 9 мая уже провели официальную капитуляцию.
Парад Победы, как известно, принимал Георгий Жуков на белом коне, который казалось, сошел с иконы его небесного покровителя и прошагал по красной площади, на таком же когда-то восседал римский воин Христов Георгий Победоносец. И эта светлая символика всадника Георгия на белом коне до конца времен останется в памяти нашего народа.
Сейчас, в День Победы, для нас главным является чествование ветеранов и отдание памяти погибшим. Но, к сожалению, ветеранов, становится все меньше и со временем в празднике появится и пасхальное звучание. Он будет символизировать победу русского духа над неверием и милость Творца.
А Образ Святого Георгия Победоносца, защитника нашего Православного Отечества вместе со знаменем Победы будет постоянным участником торжеств.
В этой связи уместно будет отметить 65 годовщину Великой Победы новой традицией и перед парадным шествием по Красной площади пронести икону Святого Георгия Победоносца, это будет дополнением к ежегодной акции «Георгиевская ленточка», ведь далеко не все знают, почему эта лента Георгиевская. Данное событие в свою очередь даст повод комментатору парада кратко обрисовать смысл символики с учетом вышеизложенного. Все это будет иметь огромное просветительское значение и выявит духовные корни Великой Отечественной.
На этом фоне очевидным станет неуместность нахождения мумии Ленина в мавзолее. И общественное сознание, таким образом, начнет подготавливаться к его перезахоронению.
После доклада через оргкомитет круглого стола я передал письменное обращение к Святейшему Патриарху Кириллу.
Когда мы поехали на другую секцию «Рождественских чтений», то с представителем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Максимом Марковым по дороге стали обсуждать, как можно реально осуществить данное предложение.
И пришли к мысли, что икону великомученика Георгия Победоносца можно привезти из Харькова, ведь в Харькове есть храм великомученика Георгия Победоносца (район МЖК Интернационалист) где настоятелем служит протоиерей Валерий Полевой -- участник войны в Афганистане. Для участия в торжествах, которые состоятся 6 мая на Поклонной горе города Москвы в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне.
Вот прошло несколько месяцев, и когда надежды на какой-либо ответ стали таять, на подходе празднование дня Великой Победы пришло письмо, в котором говорилось, что на наше предложение получено благословение Святейшего Патриарха.
Пришлось срочно собираться в дорогу и собирать пожертвования, существенную помощь в организации поездки оказал депутат Харьковского областного совета Игорь Массалов и председатель фонда «Спаси и сохрани» Вячеслав Картавых.
Викарный архиепископ Изюмский Онуфрий благословил в поездку редактора газеты «Воскресение» иерея Александра Каневского, который является председателем общественной организации «Родительский комитет Слобожанщины» и ведет просветительскую деятельность.
В нашем строящемся храме Святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая в престольный праздник намечалось долгожданное освящение колоколов.
В поездку мы взяли икону из этого храма, которую при освящении нижнего храма Георгия Победоносца, в честь преподобного Серафима Саровского 1 августа 2008 года подарили побратимы настоятеля Храма протоиерея Валерия Полевого по Афганистану. Эта икона Георгия Победоносца освящена на Афоне.
Неудивительно, что когда мы следовали с этой иконой по пути в Москву и обратно, на нас ни один сотрудник ГАИ внимания не обратил.
ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ ВОЙНЫ
В Москве мы по поручению депутата Харьковского областного совета Игоря Евгеньевича Массалова встретились с героем Советского Союза Василием Петровичем Петрищевым, отличившимся в боях за освобождение Харькова. Он, будучи лейтенантом, командуя сводной ротой 17 августа 1943 года смог захватить и удерживать стратегическую высоту на подступах к Харькову.
Оставшись без боеприпасов, наши бойцы бились в рукопашную, немецкие гранаты попадавшие в окопы, летели обратно и взрывались над головами наступающих.
В критический момент боя, лейтенант Петрищев вызвал огонь на себя.
Мужество, проявленное его ротой, позволило приблизить долгожданный час освобождения Харькова, немцы убедились в невозможности отбить высоту и стали покидать Харьков, так как сами оказались под угрозой окружения.
Мы передали ветерану поздравления с Днем Победы от Харьковчан. Пожелания здоровья и долголетия. В Харькове есть идея сделать Василия Петровича почетным гражданином города. Василий Петрович в свою очередь передал свое обращение к Харьковчанам. В котором, с болью в сердце отметил, что никто на войне не делился по национальному признаку.
Мы поблагодарили Василия Петровича за то, что он и сейчас выполняет свой солдатский долг -- передает новым поколениям правду о Великой Отечественной войне. Ведь народ жив исторической памятью! Как только мы охладеваем, перестаем поддерживать этот вечный огонь, святое место тут же заполняется химерами, и мы читаем новые учебники про сомнительные подвиги чужих героев.
Мы по наследству получили мирное небо над головой и не задумываемся, что эта данность оплачена жертвенным подвигом миллионов тех, чье имя порой неизвестно, но подвиг бессмертен. И как только ослабнет наша память, как только поколеблется наша вера в святость их жертвенного подвига, как только перестанет трепетать наше сердце от соприкосновения с высотой их дела, над нами снова не замедлят сгустится коричневые тучи. И тогда мы поймем, что мирное небо имеет страшную цену, которой мы не в силах ни вообразить, ни измерять.
Воспоминания ветерана потрясли нас до глубины души, и когда мы расставались с Василием Петровичем, слез уже никто не сдерживал.
ТОРЖЕСТВА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
Утром, 6 мая, в день памяти святого великомученика и Георгия Победоносца, мы участвовали в Божественной литургии, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе Москвы.
В богослужении участвовали священнослужители - ветераны Великой Отечественной войны: протоиерей Николай Колосов, протоиерей Василий Брилев, диакон Николай Попович.
В храме на Поклонной горе присутствовали представители мэрии Москвы. Среди молившихся за богослужением были протоиерей Всеволод Чаплин, -- председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Петр Лукич, настоятель соборного храма Архангела Михаила в Белграде (Сербская Православная Церковь); иеромонах Димитрий (Першин), сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, заместитель председателя Братства православных следопытов; ветераны Великой Отечественной войны; представители молодежных организаций Москвы, различных регионов России и стран СНГ.
Милостью Божией иерей Александр Каневский, в подкрепление духовное, причастился Святых Христовых Тайн в алтаре храма из рук Святейшего Патриарха.
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Сегодня совершенно особый день в нашем церковном календаре. Мы празднуем память святого великомученика и Победоносца Георгия, дивного угодника Божия, который во времена языческих гонений в Римской империи жизнь свою отдал в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает силу людям.
Совершенно неслучайно, что символами побед в войнах стали святые мученики: святой великомученик Георгий, святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие, потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика - вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; и эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти. И неслучайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая, в день великомученика и Победоносца Георгия, который всегда являлся покровителем града Москвы.
Это не просто совпадение или стечение обстоятельств. Война началась в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Те, кто задумал вступить 22 июня 1941 года на нашу священную землю, не знали нашего церковного календаря. В день, когда весь наш верующий народ обращался к Богу, прося милости у святых угодников Божиих, на нашей земле просиявших, - именно в этот день как великое кощунство, как издевательство над духовной жизнью людей посыпались бомбы на головы нашего народа.
И, наверное, как всегда, были люди, которые говорили: «Как же так? В такой святой день!.. А где же святые угодники? А почему они не защитили нашу землю? А почему упали на нас бомбы?» Так мы обычно реагируем на то, чего не можем понять. Многое в жизни своей мы не можем разглядеть и понять, и когда что-то происходит не в соответствии с нашими представлениями, мы обращаемся с недоумением к Богу: «Господи, а где же Ты?». Кое-кто с недоумением, кое-кто с ропотом, а кое-кто и с издевательством: «Где же Ты?»
Празднование Победы в день святого великомученика Георгия Победоносца, когда окончилась война, было ответом тем, кто недоумевал, почему 22 июня, в воскресенье, на нас напал враг. Враг бросал вызов не только государству, тогдашнему Советскому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни миллионов людей, то речь идет о чем-то гораздо большем, чем государство. Речь идет о том, что является колоссальной ценностью в глазах Божиих - о жизни народа, о вере, святости, чистоте, о том, с чем мы предстанем пред лицом Божиим. Всему этому был брошен страшный вызов, и мы знаем, как дорого стоила нам Победа.
Я благословил, чтобы начиная с этого года в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. Работая над текстом молитвы, которая будет прочитываться в наших храмах, я положил в ее основу молитву свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах.
Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона - как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех.
Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться - грешить не надо. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, - все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви - не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы.
А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это тоже было знаком того, что особая роль была у страны и народа нашего в той великой священной Победе.
Сегодня мы молимся о том, чтобы Господь приклонил милость и любовь Свою к народу нашему, ко всей исторической Руси, к стране нашей - России; чтобы Господь укрепил веру в сердцах людей, чтобы Господь дал силу жить по Его заповедям, сохранять неповрежденным свое нравственное чувство, строить свое миробытие не по лживой и опасной греховной логике, которую часто в очень привлекательной упаковке дьявол предлагает человеку, а по логике Божественных законов.
Сердце радуется тому, что сегодня на просторах исторической Руси происходит возрождение веры. И как бы ни злобствовали те, кому это возрождение неприятно, оно совершается не потому, что кто-то приказал народу возродиться в вере, не потому, что кто-то перстом с высоты указал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял - как, может быть, ни один другой народ - великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону.
И сегодня наша молитва именно об этом - чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью, чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, святые мученики, ставшие символами Победы - той Победы, которая совершилась по Божией воле.
Только так мы воспринимаем нашу Победу. И если мы забудем о духовном и религиозном измерении Победы, то это будет кощунством по отношению к Богу. В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление. И потому мы возносим благодарственную молитву, особенно сегодня, о стране нашей, о народе нашем, о первопрестольном граде Москве.
Перед нами образ Успения Пресвятой Богородицы, который был возвращен нам из Германии - в начале увезен как трофей, а потом совестливыми людьми возвращен на Русь. Отец Серафим c прихожанами отдали этот образ на реставрацию в руки замечательных специалистов. Из иконы, которая сохранилась только на две трети, воссоздан первоначальный древний образ. Радуюсь, что он вернулся на нашу землю. Все должно возвращаться на круги своя - все, что было порушено, изничтожено, оккупировано, захвачено в результате войн, гражданских смут и человеческой несправедливости. Пусть этот образ напоминает нам о Победе в Великой Отечественной войне, о добрых людях, которые вернули сию святыню в Россию, и о Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной, которая Своим Покровом покрывает землю нашу. Аминь.»
ДЕТИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход по стилобату храма и совершил молитву у раки с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца.
Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма-памятника на Поклонной горе протоиерей Серафим Недосекин. Отец Серафим преподнес Его Святейшеству образ великомученика Георгия Победоносца.
Предстоятель Русской Церкви сердечно поздравил ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы, а Георгия Полтавченко, Юрия Лужкова, Юрия Алпатова и других именинников - с днем тезоименитства. В дар храму Святейший Владыка передал старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы Великой Отечественной войны и ныне возвращенную в Россию.
После крестного хода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад - дети победителей».
Для участия в Георгиевском параде на Поклонной горе прибыло более 500 человек; Братства православных следопытов, организации юных разведчиков, скаутов святого равноапостольного князя Владимира Киевского, клубов исторической реконструкции, других молодежных и скаутских организаций. В общей сложности более 80-ти молодежных организаций России и стран СНГ, в том числе Харьковская областная общественная организация «Русь Триединая».
Организаторами парада выступили Синодальный отдел по делам молодежи и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества при поддержке Российского оргкомитета «Победа», и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Командовал Георгиевским парадом молодежи заместитель директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. генерал-майор М.М. Михальчев. На параде присутствовали ветераны Великой Отечественной войны.
Перед началом парада были внесены с воинскими почестями знамя Российской Федерации, копия Знамени Победы и знамя города Москвы.
«Наш парад называется парадом детей победителей, - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к юным участникам торжеств со ступеней храма святого великомученика Георгия Победоносца. - Действительно, наши отцы и деды были победителями, и мы гордимся их именами. Но быть ребенком героя еще не означает быть героем. Вот почему, вспоминая о своих родителях и дедах, мы должны стремиться быть подобными им. Пусть их пример, пример героизма, помогает нам, детям Победы, детям тех, кто эту Победу принес на своих штыках, быть такими же, как они, быть такими же сильными и любящими свое Отечество».
«Для того, чтобы любить Отечество, нужно, чтобы сердце было способно вообще любить - любить мир Божий, любить окружающих людей, любить природу, а любовь входит в наше сердце как Божий дар, - сказал Предстоятель. - Вот почему нам нужна вера, чтобы жить, как Бог велит нам жить. И, сочетая веру и любовь к Отечеству, мы - дети тех, кто принес нам Победу, - будем достойны их памяти и, надеюсь, будем способны, если необходимо, повторить подвиг своих отцов и дедов».
Перед знаменами и иконой святого великомученика Георгия Победоносца привезенной из Храма святого великомученика Георгия Победоносца, общественниками из Харькова, состоялось посвящение в православные следопыты 12 юношей и девушек.
Затем участники парада прошли торжественным маршем вокруг Свято-Георгиевского храма-памятника.
По завершению парада нас пригласили на общую трапезу.
Подкрепившись солдатской кашей с мясом, мы отправились в обратный путь.
ПУТИ БОЖЬЕГО ПРОМЫСЛА
Пять лет, существует наша организация. После печально известных президентских выборов на Украине 2004 года, когда стало ясно, что под предлогом борьбы с коррупцией нам на самом деле брошен цивилизационный вызов, и духовно-мистическому телу Руси Триединой, земному подобию Троицы (Украина, Россия, Белоруссия) угрожает опасность, небольшая группа единомышленников, которые в основном познакомились во время массовых акций против «оранжевых», объединилась в общественную организацию "Русь Триединая".
Все эти годы (задолго до подписания исторических соглашений между Россией и Украиной) мы всегда верили, что именно Харькову уготована благодатная роль хранителя ключей союза братских держав.
На Поклонную гору прибыло пять человек из Харькова, никто из них не попал в поездку случайно, я знаю труды каждого, но неизмеримо больше знает Господь. Наш водитель Андрей, (он же по возможности поддерживает газету «Русь Триединая» материально), в разгар кризиса влез в долги, и когда ему было трудно поддерживать наше издание, ему приснился Святейший Патриарх Кирилл и укрепил его своим благословением. После службы Андрей сказал, что именно этот момент он видел во сне.
Я в свою очередь вспомнил, что когда мы с Максимом Марковым в пути обсуждали нашу идею привоза иконы на торжества в Москву, со мной находилось фото тапочки Серафима Саровского, которую мне в Москве вручила одна благочестивая женщина. А ведь в Харькове нижний храм, где хранится икона великомученика Георгия Победоносца, освящен в честь преподобного Серафима Саровского великого молитвенника и защитника Руси.
Когда наша икона участвовала в торжествах на Поклонной горе в Москве, в Харькове раздался благовест только, что освященных колоколов действующего храма Святого преподобного Серафима Саровского и строящегося храма Святого великомученика воина Георгия Победоносца -- это была весть о нашем духовном единстве и Божией милости.
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ СВЯЗАЛ МОСКВУ И ХАРЬКОВ
|
Сергей Моисеев, "Русь Триединая" Харьков-Москва
Ключевые Cлова: Георгия, Победоносца, Победы, великомученика, Великой, когда, чтобы, святого, Господь, Отечественной, нашей, храма, Церкви, которая, который, протоиерей, будет, только, Святейший, Патриарх.
|
|