|
— Вот еще не успел ничего убрать после обыска, - вздыхая, разводит руками настоятель Вознесенской церкви, что в Научном городке Барнаула, отец Георгий Титов. - Рано утром 30 апреля, в семь часов, жена залетает: «У нас обыск!» Гляжу - во дворе человек шесть-восемь, некоторые - в масках. Старший - майор милиции Сергей М. - вручает мне постановление суда о проведении обыска. Действительно, подписано судьей, а в бумаге разъяснение, что, мол, проводится обыск в рамках расследования убийства корейского студента...
Версия 1-я: криминальная
Как известно, Кьенг Бьенг Гил был убит в феврале этого года в Барнауле, подозреваемые в убийстве были задержаны по горячим следам и уже признались в преступлении. А некоторые из них в ходе следствия заявили, что в круг их общения входил и отец Георгий (Титов), настоятель Вознесенского храма, что в Научном городке. Сам батюшка и не отрицает своих взаимоотношений со знакомым обвиняемых, Мишей В., который, по его словам, пытался направить своих друзей-скинхедов в правильное, православное русло. Об этом и рассказал нам отец Георгий, с которым мы встретились спустя три дня после обыска, который был проведен в его доме и в Вознесенском храме накануне Первомая.
По словам батюшки, именно в рамках расследования уголовного дела об убийстве молодого южнокорейца у него, как у свидетеля (а не подозреваемого или тем более обвиняемого), и провели 30 апреля милиционеры обыск, изъяв в ходе него компьютер и несколько журналов.
«Мне сразу предложили предъявить материалы экстремистского содержания. Я таковых не вспомнил, тогда и начался обыск, который проходил вполне корректно, даже с шутками. Изъяли в итоге несколько старых журналов, компьютер со всеми данными. Замечу, что я активно сотрудничаю с православно-монархической прессой, поэтому мне важно знать идеологию оппонентов, а значит и иметь их труды», - заявил отец Георгий, который, к слову сказать, является одним из руководителей Алтайского отделения православно-монархической организации «Союз русского народа» и не скрывает своих националистических взглядов. Правда, по его словам, эти взгляды ничего общего с экстремизмом, расизмом, антисемитизмом и ксенофобией не имеют.
Впрочем, видимо, у следствия иное мнение, а потому и возникла версия, что убийство корейского студента совершено не пьяными хулиганами, а некой организацией националистического толка. Причем отец Георгий, возможно, является ее идейным вдохновителем. «Это полный бред!» - считает священник. С ним солидарны и его прихожане, обратившиеся с жалобой к прокурору края Якову Хорошеву и считающие подозрения правоохранительных органов необоснованными. «Деятельность отца Георгия Титова публична, убеждения его общеизвестны. Поэтому мы просим в указанные законом сроки дать официальный ответ о том, чем вызваны такие чрезвычайные меры, как обыск (даже храма), со стороны правоохранительных органов», - написали прихожане Вознесенской церкви в прокуратуру 2 мая, вскоре после проведенных обысков. Кстати, как выяснилось в ходе обысков, проводились они с ведома владыки Максима - епископа Барнаульского и Алтайского. Вот тут-то и возникает версия вторая.
Версия 2-я: внутрицерковная
С епархиальными властями, в первую очередь - с владыкой Максимом, у отца Георгия давний конфликт, хотя он и является до сих пор руководителем юридического отдела епархии, а значит посвящен во многие «епархиальные тайны». Правда, еще более двух лет назад батюшка заявил, что не приемлет методы руководства, практикуемые Максимом, и даже пригрозил приоткрыть некоторые секреты епископского «менеджмента». А в декабре 2008 года и вовсе поставил ультиматум, объявив, что выходит из подчинения епископу Максиму. Тогда во внутрицерковный скандал оказались вовлечены правоохранительные органы, мобилизованные чуть ли не на штурм оплота «раскольников» - Вознесенской церкви. Тогда его настоятелю отцу Георгию, удалось отстоять храм благодаря поддержке прихожан. Сегодня же, если все-таки устав в нынешнем его виде будет принят, он и этой своей опоры может лишиться.
Ведь нынешнюю эскалацию напряженности местные наблюдатели связывают с неприятием отцом Георгием и его сторонниками нового устава приходских советов, предложенного Московской патриархией РПЦ. Если коротко: раньше высшим органом прихода являлось приходское собрание, а теперь - епархиальный иерей, т. е. епископ. Более того, тем или иным приходом может напрямую руководить сам патриарх. Помимо этого за некоторые нарушения одного из прихожан епископ может исключить всех членов прихода и назначить на их место новых. Были определены и сроки принятия нового устава в приходах РПЦ - до октября этого года. Среди епархий даже начались чуть ли не соревнования: кто быстрее примет новый порядок. В Кемеровской епархии решили перерегистрировать уставы уже к нынешней Пасхе, на Алтае решено было собрать протоколы приходских собраний в качестве проявления лояльности, а уж к октябрю их перерегистрировать.
Говорят, что таким образом внутри РПЦ выстраивается своя «властная вертикаль», схожая с той, что выстраивается светской властью. Однако одно дело мирская, светская жизнь, другое - церковная. По мнению отца Георгия, такими нововведениями нарушается базовый принцип Православной церкви - принцип соборности, который является краеугольным камнем православия. Приход Вознесенского храма и отец Георгий воспротивились этому новому порядку и заявили, что выполнять его требования не будут. Причем о своей позиции заявили в Интернете.
Сложилась патовая ситуация: что делать дальше, никто не знает. «Я не хочу об этом думать, но против своей совести идти не могу», - заявляет пассионарный батюшка-правдолюб. Между тем местные наблюдатели не исключают, что приход Вознесенской церкви при крайнем развитии событий может выйти из-под юрисдикции Московской патриархии. Разумеется, в этом случае частный факт личных взаимоотношений иерарха и его подчиненного в одной из провинциальных епархий РПЦ принимает скандальный и - самое неприятное - политический оборот. Правда, не исключено, что на самом верху в конце концов все-таки будет найдено какое-то компромиссное решение в отношении предстоящей церковной реформы.
Не секрет, что отец Георгий пользуется известным авторитетом не только среди прихожан Вознесенской церкви, но и среди части православной интеллигенции Барнаула. Поэтому особенно важно объективное и беспристрастное расследование всех обстоятельств этого дела, возможной причастности (пусть и опосредованной) или же непричастности к этому громкому убийству известных на Алтае и за его пределами деятелей, в том числе и церковных. Никоим образом не вмешиваясь в сугубо церковные дела, тайну следствия или «страшные» секреты правоохранительных и прочих компетентных органов, хотелось бы тем не менее напомнить следующее: Церковь у нас отделена от государства. Хотелось бы верить, что об этом помнят и те, кому положено это по долгу службы.
Артем КУДИНОВ
P.S. барнаульская епархия и следственное управление СКП по алтайскому краю отказались от комментариев по этому вопросу газете «№ 1».
www.alt-srn.ru
+ + +
Обращение к прокурору Алтайского края
Прокурору Алтайского края Я. Е. Хорошеву
Уважаемый Яков Евгеньевич.
Мы, прихожане храма Вознесения Господня Научного Городка г. Барнаула, считаем необходимым обратиться к Вам с заявлением по поводу обыска в храме, в доме его настоятеля священника Георгия Титова и прихожанина храма Павла Селиверстова 30 апреля 2010 года. Так как вторжение в церковь с обыском является кощунством, в тот же день мы собрали общее собрание и потребовали объяснений от настоятеля. Выяснилось, что это произошло по решению суда в связи с показаниями по делу об убийстве корейского гражданина. Оказывается, нашего священника подозревают в том, что он является, чуть ли не идеологом шовинистически настроенной небольшой группы молодежи. Считая, что это бросает тень не только на настоятеля нашего храма и его прихожанина Павла Селиверстова, но и на весь приход, а также в целом на Церковь, мы вынуждены пояснить как для следственного комитета прокуратуры АК, так и для СМИ следующее. Происшедшее дискредитирует отца Георгия Титова в общественном мнении, и подозрение правоохранительных органов необоснованно.
Свою гражданскую позицию наш священник не раз высказывал в СМИ, - в журналах «Трибуна русской мысли», «Имперское возрождение», через Интернет. Его убеждения не имеют ничего общего с агрессивным национализмом и шовинизмом. Мы не думаем, что молодые люди, эпизодически появлявшиеся в храме, могли так истолковать его проповеди, которые никогда не имели политического содержания. Чаще всего это было толкование на евангельские чтения или разъяснения по поводу церковных праздников. Нередко после службы обращается с просьбой к нам о помощи по благоустройству храма и его территории, на приходских собраниях речь идет о внутрицерковных делах. За 16 лет, что отец Георгий является настоятелем храма, ни у кого из постоянных прихожан даже подозрения не возникло, что его гражданские убеждения носят деструктивный характер, имеют какое-то отношение к разжиганию межнациональной вражды и шовинизму. Напротив, в День народного единства 4 ноября священник постоянно говорит о славной истории Отечества, о единении всех наций нашей страны. Впрочем, отец Георгий часто повторяет, что любовь к русскому народу совсем не означает плохого отношения к другим нациям. Он всегда утверждает, что нет наций плохих и хороших, среди любого народа есть плохие и хорошие люди. Да иначе и быть не может, потому что наш приход, как и любое другое общественное образование многонационален. Вот почему во время крестных ходов в День народного единства мы наряду с иконами и хоругвями несем флаги государства российского, объединившего многие народы, разных эпох. Мы думаем, что в этом уважении к истории и состоит смысл праздника.
Деятельность отца Георгия Титова публична, убеждения его общеизвестны. Поэтому мы просим в указанные законом сроки дать официальный ответ о том, чем вызваны такие чрезвычайные меры как обыск (даже храма) со стороны правоохранительных органов. Это вызвано еще и тем, что 6 декабря 2008 года была попытка вмешательства в жизнь Церкви правоохранительных органов, а вместо ответа на запрос в прокуратуру Ленинского района поступила отписка. Мы считаем, что эпизод с обыском храма может быть местью за отпор прихода органам, пытавшимся вмешаться во внутрицерковный конфликт. Об этом на собрании прихода 30 апреля говорили многие.
Ключевые Cлова: храма, Георгий, церкви, является, правоохранительных, Георгия, может, Вознесенской, обыска, обыск, некоторые, после, который, органов, апреля, прихода, корейского, убеждения, прихожан, Барнаула.
|
|