|
Российское правительство будет призывать казаков на службу в силовые структуры
В российском казачестве назревает раскол. Правительство РФ разработало постановление, которое определит порядок заключения договоров казачьих организаций с органами власти. Проще говоря, казаков можно будет законным путём оформлять на службу в силовые структуры. Однако примут на госслужбу только «реестровых» казаков, которые составляют меньшую часть российского казачества. Большинство же - так называемые общественные казаки - останутся вне государственной вертикали. Подробности выяснял корреспондент «Нашей Версии».
Термин «казаки» подчас ассоциируется у непосвящённых граждан либо с ряжеными «потешными войсками», либо с дореволюционными временами. Однако нынешние власти решили вновь сделать казачье сословие одной из своих опор. Казаков будут призывать непосредственно на госслужбу в силовые структуры. Среди главных приоритетов подписанной президентом концепции государственной политики в отношении российского казачества - привлечение казаков в военные и правоохранительные органы. В структуре Центра обеспечения охраны общественного порядка МВД РФ уже организован отдел по взаимодействию с общественными формированиями правоохранительной направленности, который будет курировать «казачьи дружины» и выдавать им разрешение на ношение боевого оружия «для охраны общественного порядка».
Контролировать процесс «огосударствления» казаков будут сразу два органа власти - Министерство регионального развития РФ и появившийся в январе 2009 года Совет при президенте РФ по делам казачества во главе с замруководителя президентской администрации Александром Бегловым. Созданы аналогичные комиссии и во всех семи федеральных округах.
Контролировать процесс «огосударствления» казаков будут сразу два органа власти - Министерство регионального развития РФ и появившийся в январе 2009 года Совет при президенте РФ по делам казачества во главе с замруководителя президентской администрации Александром Бегловым. Созданы аналогичные комиссии и во всех семи федеральных округах.
Поддерживает вовлечение казаков в политическую жизнь и Патриархия. Так, Кирилл призвал органы власти регламентировать присвоение очередных званий казакам, выработать для них единую символику и установить единую военную форму. По его словам, «именно государство призвано регламентировать казачью службу». Однако подавляющее большинство казаков с этим тезисом не согласны.
Дело в том, что лишь часть российских казаков входят в государственный реестр. В нём на данный момент зарегистрировано менее 800 тыс. человек вместе с членами их семей, хотя общую численность российского казачества экс-советник президента РФ по делам казачества генерал Геннадий Трошев оценивал как минимум в 5 млн. человек.
«Реестровым» казакам предоставляются бюджетная поддержка и различные экономические льготы. В южных регионах России, например, главы администраций ежегодно выделяют им 0,5-1,5 млрд. рублей. Но за это «служивые» должны поступиться своей вольницей и согласиться на подчинение органам власти. Даже атамана «реестровые» казаки не могут выбирать себе сами, на казачьем круге, а должны подчиняться назначенному сверху.
Однако большая часть казаков сочла такое предложение неприемлемым и предпочла статус «общественных организаций». Одним из главных аргументов «общественников» было то, что «реестровое войско» «не вправе создавать в своём составе военизированные объединения и вооружённые формирования». Для казаков, считающих оружие неотъемлемой деталью своего быта, это ограничение как красная тряпка для быка. Потому «общественные» казаки отвергали предложение войти в реестр, называя своих «реестровых» коллег «ряжеными». Теперь, похоже, им придётся прикусить языки.
Как выразился один из членов Совета при президенте РФ по делам казачества, губернатор Омской области Леонид Полежаев, «уже к концу 2009 года может быть полностью выстроена вертикаль власти в российском казачестве». Ведь у «реестровых войск» появляется дополнительный козырь перед «общественниками» в виде конкретных форм трудоустройства. Согласно решению президентского совета, все уровни казачьих организаций будут подчиняться войсковому руководству вопреки нынешнему положению, когда каждое казачье общество регистрируется отдельно со своим уставом. Кроме того, любое казачье общество впредь должно быть зарегистрировано строго на той территории, где располагается. Эта норма призвана исключить дублирование одних и тех же названий, что нередко наблюдается сейчас.
Однако место в реестре достанется далеко не всем казачьим организациям. Как выразился атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий, «сегодня только в одной Москве около 600 казачьих генералов с иконостасом из наград до пупка - это нонсенс». Можно с уверенностью предположить, что официальное оформление «служилого» статуса казачества лишь подольёт масла в незатухающий огонь споров между различными казачьими организациями из-за того, кого из них считать «настоящими».
Наглядный пример - ситуация на территории Ростовской области, где и происходило историческое заседание «казаческого» президентского совета. В этом регионе, считающемся исторической столицей российского казачества, с 1996 года действуют сразу две организации с одним и тем же названием - «Всевеликое войско Донское». Разница лишь в том, что одна из них зарегистрирована как Международный союз общественных объединений (МСОО), а другая - как Войсковое казачье общество (ВКО). Последняя во главе с депутатом Госдумы от «Единой России» Виктором Водолацким входит в госреестр, а другая во главе с атаманом Николаем Козицыным решила остаться за его бортом. В обоих войсках схожая система управления - круг, атаман, совет атаманов. Принципиальное различие в том, что главный атаман «реестровых казаков» утверждается президентом, а их казачьи общины подотчётны федеральным и региональным властям.
Конкуренция между двумя Всевеликими войсками Донскими разгорелась не на шутку. Генерал-полковник казачьих войск, атаман Козицын обвинил «реестровых» коллег в том, что согласно их уставу «любой проходимец и нехристь может написать заявление и стать казаком». Группа казаков даже объявила о лишении лампасов Водолацкого - бывшего вице-губернатора Ростовской области и экс-главу областной лицензионной палаты. По словам одного из них, атамана Ростовского казачьего округа Юрия Колобродова, «обладминистрация выделила на развитие казачества около 1 млрд. рублей, однако за девять лет Водолацкий ничего не сделал, только снял с должности практически всех казаков, стоявших у истоков Всевеликого войска Донского». В ответ на эти обвинения сторонники генерала приговорили его противников к 10 ударам плетью. По законам войска теперь любой казак даже в людном месте может подвергнуть их экзекуции. При этом в последнее время наметилась тенденция вступления казачьей молодёжи в реестровое войско. Ведь почти 1500 казаков из ВКО «за охрану правопорядка» в донских станицах получают от государства зарплату до 2 тыс. рублей.
Напряжённая конкуренция вынуждает руководство казачьих войск изощряться в креативности. МСОО во главе с Козицыным заявил о необходимости восстановить область Всевеликого войска Донского в дореволюционных границах. Кроме Ростовской области в неё вошли бы части Воронежской и Волгоградской областей, а также куски Донецкой и Луганской областей, принадлежащих Украине. Идея казачьего «собирания земель» не нова. Ещё осенью 1991 года самопровозглашённые Донская, Терская, Армавирская и Верхне-Кубанская «казачьи республики» объединились в Союз казачьих республик Юга России. Предполагалось, что в новом союзном государстве это объединение получит статус отдельного субъекта. Однако вскоре СССР прекратил существование, а с ним умерла и идея. Как теперь оказалось, лишь временно.
Конкуренты из ВКО, разумеется, раскритиковали эту инициативу МСОО. По словам заместителя атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» Владимира Воронина, она «чревата серьёзным конфликтом с Украиной и подрывом стабильности на Северном Кавказе, а также административно несостоятельна». Однако при этом и реестровые казаки не хотят упускать пальму первенства в таком перспективном с точки зрения казачьей агитации деле. Поэтому в ВКО активно обсуждалась идея объединения Волгоградской и Ростовской областей.
Не менее острый раскол между казаками Ставропольского края. Там на протяжении вот уже почти 10 лет существуют две конкурирующие организации - Терское казачье войсковое общество и Терское казачье войско. Первое во главе с атаманом Василием Бондаревым насчитывает 16,5 тыс. казаков и входит в число «реестровых». Второе во главе с атаманом Михаилом Инкавцовым гордится своей независимостью и также насчитывает в своих рядах около 16 тыс. человек. Однако всё внимание властей направлено на «служивых» казаков и игнорирует существование вторых. Атаман Инкавцов даже в сердцах назвал реестр «хитрым планом с целью развалить казачество». По словам атамана Владикавказского округа Александра Кабакова, «местные власти нас, общественных казаков, не хотят замечать. Помогают только реестровым и делают всё возможное, чтобы мы опять не объединились».
Жалуется на то, что «местные власти создают всевозможные препоны», и атаман Нальчикского казачьего округа Юрий Шерстобитов. По его словам, «нас в республике в два раза больше, чем реестровых, но иной раз доходит до того, что даже в церкви друг с другом не здороваемся». Впрочем, казачьи лидеры склонны преувеличивать численность своих организаций. Так, старшина станицы Советской заявил, что «по казачьим законам хотят жить 5208 человек - большая часть населения станицы». По данным же избирательной комиссии по выборам главы станичной администрации, всё взрослое население станицы насчитывало 5700 человек, включая почти 1000 месхетинских турок, явно не подходящих под параметры казаков.
Не лучше ситуация с казачьим единством и на зауральских просторах. Так, ещё в 1996 году в Омске было зарегистрировано вошедшее в госреестр Сибирское казачье войско во главе с атаманом Виктором Чумаковым, несмотря на то что уже существовала организация с «общественным» атаманом Юрием Белозерцевым, которая имела совершенно аналогичное название. Более того, раскол между казаками оформлен не только на региональном, но и на общефедеральном уровне. «Реестровые» казаки ориентируются на «Единую Россию». Например, атаман Водолацкий является членом генсовета этой партии.
В то же время большинство «независимых» казачьих войск - более 70 землячеств - входит в структуру образованного ещё в 1990 году Союза казаков России. На протяжении почти 20 лет этой организацией руководил верховный атаман Александр Мартынов. Однако в прошлом году на Большом казачьем круге в Ставрополе он уступил свои полномочия бывшему атаману Якутского казачьего полка Павлу Задорожному. У Союза казаков другие политические ориентиры. В апреле 2009 года атаманы Задорожный и Мартынов вошли в состав главного совета Союза русского народа во главе с известным националистом Борисом Мироновым. Как известно, в прошлом году он был признан виновным по ч.2 ст. 282 Уголовного кодекса за разжигание межнациональной розни. Любопытно, что в руководстве Союза русского народа немало неоязычников. На первый взгляд последний факт не слишком соотносится с традиционной «православностью» казаков. Но, видимо, в такой ситуации партнёров не выбирают...
Игорь Дмитриев
Источник: http://versia.ru/
Ключевые Cлова: казаков, казачества, власти, Однако, главе, казачьих, атаман, казачье, казаки, только, человек, атаманом, laquoреестровыхraquo, войско, российского, словам, часть, структуры, между, своих.
|
|