|
Помнится, на заре украинской независимости «национал-озабоченная» публика с пеной у рта доказывала право украинцев считаться отдельной от русских нацией. Теперь, когда мечты клинических патриотов воплотились, они, ничтоже сумняшеся, отрицают право других не называться украинцами и грозят непокорным тюремными застенками. Киев утверждает, что все, кто проживает на территории Закарпатья, – украинцы, и точка! Но так ли это на самом деле?
Всем известно, что Украина ранее именовалась Малороссией. Многие земли, входящие ныне в состав Украинского государства, украинскими не были. Уже мало кто помнит, что западно-украинские земли назывались Червонной Русью, а нынешние Одесская, Николаевская, Херсонская, Кировоградская, Запорожская, Днепропетровская, Луганская, Донецкая области считались частью Новороссии. Позже часть некоторых из них (Донбасс, Крым) были переподчинены Украине из состава РСФСР. Закарпатская область была частью Карпатской Руси – исторического региона проживания русинов, охватывавшего, кроме части современной Украины, юго-восток Польши и восток Словакии.
В истории русинского народа было всё: австро-венгерский террор, репрессии чехословаков, приказ советских властей втиснуть русинов в тесные рамки украинской нации, что продолжается по сей день, уже в постсоветской Украине. Отстоять свою этническую самобытность в наш век не так-то просто. Требуется изрядная доля гражданского героизма и идеологической стойкости.
Малороссы, которых в будущем нарекут украинцами, своей отдельности от общерусских корней не чувствовали. Гуру интегрального украинского национализма Дмитрий Донцов изливал в своих писаниях горькие сожаления о том, что на одном из официальных мероприятий из уст украинцев прозвучали слова обиды на российское правительство, которое «в 1905 г. в официальном акте причислило украинцев, т.е. третью часть русского племени, к инородцам». («Діло», 9/II, 1912 г.). Русины со своим этническим самосознанием как-то не очень вписываются в рамки политико-национального «новодела» – украинской нации.
Когда сегодняшние закарпатские депутаты приняли решение о признании УПА воюющей стороной в Закарпатье, русинские активисты были возмущены. Во-первых, УПА в Закарпатье никогда не было. Во-вторых, местные политики готовы признать даже несуществующую УПА, но не русинов, которые более 1000 лет живут на своей земле. И тут мы подходим к тщательно замалчиваемым фактам.
Между украинской идеей и пронацистскими взглядами пролегает чрезвычайно короткая идеологическая дистанция. Вспоминается ответ одного немецкого генерала на вопрос американского журналиста: «Когда вы поняли, что проиграли войну?» Ответ: «Когда в 1943 г. в Киеве сорвали жёлто-голубой флаг и заменили его на свастику». Строго «украинский» формат мышления, где бы ни жил носитель этого формата – на Западной Украине или в другом регионе страны, подразумевает хотя бы частичное оправдание коллаборационизма и противостояния с Красной армией во времена Великой Отечественной войны. Сонм национальных героев украинской государственности включает в себя лиц с откровенным фашистским прошлым: греко-католический священник проэсэсовских взглядов Иосиф Слепой, гитлеровский прихвостень Степан Бандера, симпатизировавший итальянскому фашизму поэт Евгений Маланюк и т.д. В честь подобных лиц устанавливаются мемориальные доски, назначаются памятные даты.
А вот пантеон героев русинского народа состоит не из персоналий околофашистской ориентации, а из исторических личностей, призывавших русинов не отрекаться от общерусского имени.
Фёдор Кориатович (?-1414) – православный литовец, которому благодарные закарпатцы воздвигли памятник, в XV в. немало способствовал развитию русской культуры и Православия на землях Угорской Руси. Одно из самых популярных народных преданий на Закарпатье – «Про князя Корятовича» повествует о битве князя со злым змеем Веремеем. «Чую, чую русский дух!» – возмущалась коварная рептилия. «Да как бы не пахло, если я пришёл!» – ответствовал бесстрашный князь. По легенде, отважный Кориатович победил чудовище и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы служили русские службы… людям на радость, Руси – на славу».
Русинским Пушкиным называют Александра Духновича (1803-1865). Его строки «Я русин был, есмь и буду» стали русинским гимном. Сам Духнович открыто выступал против украинофильской партии, провозглашал кровное родство русинов, малороссов и великороссов и за свои взгляды успел побывать в венгерских застенках.
Алексий Товт (1854-1909) – протопресвитер Русской православной церкви в США, яркий носитель русского самосознания. Канонизирован Православной Церковью в Америке и в Львовской епархии Украинской Церкви. За время его миссионерской деятельности в Соединённых Штатах около 250 тысяч закарпатцев-греко-католиков вернулись в лоно Православия, поскольку именно его о. Алексий считал истинно русской верой. Этот процесс продолжался ещё несколько десятков лет после смерти о. Алексия – вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Список можно было бы продолжать ещё долго, ибо этими именами не ограничивается число будителей русинского народа. Ведь были ещё и братья Геровские (благодаря их запискам мы узнали о нелёгкой судьбе русинов под чехословацким ярмом), Василий Кукольник (преподавал юридические науки и польский язык великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам), Ольга Грабарь (фигурантка большого политического процесса русских в австрийской Галиции в 1882 г.) и десятки других достойных личностей. Излишне говорить, что в государственных украинских СМИ деятельность этих людей либо замалчивается, либо изображается в уничижительной манере. Официальный Киев, выстраивающий свою национальную идентификационную модель на искусственной отстранённости «украинского проекта» от всего, что связано с понятием Русского мира, а порой и откровенно противопоставляющий себя ему, пытается всем доказать, что русинов не было и нет, есть одни украинцы.
Михаил Туряница, зачинатель «Свободного слова Руси», самого известного карпато-русского издания в США, в далёком уже 1958 г. в одном из своих интервью сказал: «Почему это великорусы – русские, а малорусы и белорусы – не русские? Неужели в Малой, Белой, Галицкой и Карпатской Руси жили не русские?.. Существует только один русский народ: от Попрада до Владивостока». Сторонники закарпатской автономии также считают, что государственным языком будущей автономной республики Подкарпатская Русь должен стать русский язык, который ближе к русинскому, чем украинский.
Неужели после таких слов киевские национал-партикуляристы, облепившие начальственные кресла в «незалежній та соборній» Украине, будут смотреть на русинское движение с симпатией? Отнюдь. Верность украинству автоматически требует от них отречения от своей истории, от её малороссийства и поклонения идеологическим божкам, заготовленным политическими ремесленниками из Варшавы, Вены, Будапешта, Берлина, Вашингтона, для которых разделение Русского мира на пучок конфликтующих псевдогосударств было залогом их геополитического выживания.
Как сложится в дальнейшем судьба русинского движения на Украине? Удастся ли сегодняшнему поколению русин выстоять под напором украинизации, как до этого они выстояли под прессом мадьяризации, чехизации и преследований со стороны австрийцев? Ведь уже сейчас немалое количество русинов являются носителями украинской идентичности – плода более чем полувековой украинизации, зачин которой был положен в 1946 г. с вхождением бывшей Подкарпатской Руси в состав УССР.
В 2006 г. Комитет по расовой дискриминации ООН потребовал от правительства Украины признания русинов в качестве национального меньшинства, поскольку существуют «существенные отличия между русинами и украинцами». Официальный Киев решение ООН проигнорировал. В качестве «благодарности» за антирусскую «идеологическую начинку» Украинского государства Киеву дается негласное право делать вид, что ни русинов, ни мнения ООН о русинах не существует, и придерживаться в русинском вопросе принципа ломки через колено, преследуя русинских активистов в судебном порядке.
Так, Иван Туряница, опасаясь преследований, вынужден был эмигрировать в Словакию. Председатель Сойма подкарпатских русинов отец Дмитрий Сидор в марте 2012 г. был приговорён к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года.
Этот приговор – акт запугивания, адресованный всем, кто не желает становиться украинцем. Для центральных властей главное – выбить лидеров, обезглавив русинское движение, и не снижать темпов украинизации. Украинские власти придерживаются чёткого курса на создание унитарного государства-нации, чтобы тем комфортней интегрироваться в Европу. Грёзы об интеграции пока остаются грёзами, а унитарность – не лучший выбор.
Европу эпохи государств-наций можно смело назвать «кладбищем культур», потому как сама природа государства-нации предполагает наличие в нём только одной нации, понятой не столько этнически, сколько политически. Государства-нации убивают культурное многообразие. Кто сейчас помнит, что раньше на территории Франции проживали окситанцы и бретонцы? Кто помнит, что Жюль Верн был как раз не французом, а бретонцем? Идея Франции как государства-нации превратила окситанцев и бретонцев во французов. Кто помнит, что более трети современной Германии занимали раньше славянские народы – руяне, ободриты, лютичи, серболужичане? Идея Германии как государства-нации их погубила. Некоторые из этих народов (например, руяне) были живы ещё в XV в., но впоследствии перемолоты унифицирующей махиной германизации. Осталось лишь около 60 тысяч серболужичан как жалкий остаток былого могущества.
Идеологи украинской независимости тоже всегда твердили тезис о построении политической украинской нации – общности представителей разных национальностей, прошедших через «плавильный котел» украинизации и объединённых гражданской принадлежностью к Украинскому государству (юридический институт гражданства).
Идеи часто питаются людьми, поэтому русины отданы на съедение идее очередного государства-нации со столицей в Киеве – бывшей матери городов русских.
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, русинов, украинской, Украине, государстванации, право, русинского, помнит, русские, русских, украинцев, украинизации, нации, русский, территории, других, независимости, более, народа, Закарпатье.
|
|