Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Религия
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Общество : Карпатская Русь и Пряшевская Русь  
 

В истории мы встречаем наименования Закарпатская Русь, Пудкарпадская (на местном наречии) Русь, Карпатская Русь, Прикарпадская Русь, речь идет об одном и том же этнотерриториальном объекте. В контексте темы Закарпатская Русь рассматривается и Прешевская (Пряшевская) Русь.

Карпатская Русь и Пряшевская Русь

Историческая Карпатская Русь занимает территорию комитатов Шарош,Берег, Угоча, Унг, частности, включает Прешовскую Русь на территории нынешней Словакии, и область Марамуреш..

Итак, откуда произошла эта Русь?

В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета, сына Ноя, спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же, не цельным монолитом, где-то локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом.

Как свидетельствует исследователь-ученый И.С.Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.

Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории.  В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что «вандалы и славяне были одним народом». Уже в 307г. н.э. Руги как славянское племя были юридически обозначены в составе Римской Империи.

Именно это пространство северной части древней Илларии заселяли первославянские племена, в состав которых и входили руги, русы. Говоря о руссах Закарпатья, они как раз селились полосой в северной части этой области, что соответствует от Хорватии до Буковины (область Украины). В этом контексте можно говорить о первом заселении эти земель славянами-руссами и о появлении Закарпатской Руси и Дунайской Руси еще до появления Киевской Руси, куда эти земли природно вместе с славянско-русским населением впоследствии вошли в ее состав. Но это пространство Закарпатской Руси заселяли несколько раз не только славянско-русские племена, но и другие. Об этом поподробнее.

О втором переселении в закарпатскую Русь руссов связано с миграцией плени Угров (Венгров) IX «двинулись под предводительством Алма (Алмоша) в 884г. н.э.», об этом нам говорит Иван Орлай, которые пришли из Уральских гор. К ним по пути присоединились узомадьяры и хозары, там где р.Тобол впадает в р.Иртыш и перешли через речку Дон, дошли к речкам Днепр, Днестр, Прут, Буг. При этом пути они вели кровавые войны с кочевыми племенами. После Алма эти объединенные племена возглавил его сын Арпад, своим станом они остановились в г.Киев в 888г., на горе которая и по ныне называется Угорскою. Киевляне, видя безуспешность с ними войны, заключили с ними союз. К ним там присоединились племя Куманы (угорского происхождения) и Дулебы (русские славяне), а так же  россы - ряд воевод и местного населения округи Киева. Славяне предложили им заселиться в лучших землях, в житницы Рима - Панонии. И вместе двинулись на Волынь, а потом вступили в пределы Галичи, а оттуда вступили в горы Говош, т.е. Карпатские горы. Где и остановились. Арпад видя совместный успех из-за союза с русскими, взял в жены дочь знатного русского воеводы. Сын Арпада Золтан перевел все население русское жить в долине -  Мошонское поле, где был выстроен замок так и именуем - Оросс-вар т.е Русский Замок на языке угров.

Третье поселение русских в Закарпатскую Русь связано в XII. Около 1113г. в Венгрии правил Коломан и при нем началось переселяться множество россиян. Король построил для них город под названием Оросс-Фалвы (Русское село). Постановив закон: «все русские россияне пользуясь, всеми правами свободы, охраняли сами ворота оного и собственные свои жилища от всякого нападения».

Четвертое переселение русских было в царствовании короля Владислава. В 1285 г. он пошел войной против татаров и куманов, что бы отомстить за их набеги на угорскую землю. С успешного похода возвращался через Киев. И с согласия местного князя, что бы наполнить свои земли после опустошения взял множество люду с собой. Сего российского народа часть поселилась в Мармаруском, Бережском, Ужанском, Землинском, Абановогородском, Сарошском и Спешском графствах, что у подошвы Карпадских гор. Король Владислав пожаловал земли Сарошского графства магистру Фоме Толпошу в 1286г., в управлении которого входили как равноправные граждане русские. К этому времени относится начало Герцогства Русского Мукачевского. Владислав даже подарил замок Берегсаг русскому князю. К сожалению, имя этого князя не сохранилось в истории. Интересно, что во многих угорских летописях того времени Карпатские горы, так же называются - Русские горы.

Пятое заселение русскими Закарпатскую Русь произошло в XIV веке и связано с именем  князя Федором Кориятовичем до 1388 г. князь подольский из династии литовских князей Гедиминовичей. Он был наследником после короля Казимира (у него не было наследника мужского рода) и мог стать королем польским, но не хотел менять веру православную на католическую, а ведь это было одно из условий занять польский престол. Феодор имел вражду со своим дядей Литовским князем Ольгердом Гедеминовичем, видя неравенство, решил переселиться. В 1339г. собрав свои сокровища, имущество со множеством народа русского перешел через Карпатские горы в Венгрию. Где в Мукачево построил замок и окружил его рвом. Венгерский король Карл I приписал ему множество сел, известно, что к Мукачевскому замку было приписано уже 400 сел. Князь был весьма благочестивым и приверженцем веры греческой (православной) учреждал в округе храмы и монастыри для российских монахов. По смерти этого князя от венгров стали быть русские притесняемы. Так что даже отобрано было у них замки в казну, земли от монастырей отобраны как и сами монастыри, а вера русская в поношении была. Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 году Закарпатье вновь вошло в состав Венгрии, которая, в свою очередь, позднее вошла в состав империи Габсбургов (с 1867 года - Австро-Венгрии). После Первой мировой войны по Сен-Жерменскому (1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам была включена в состав Чехословакии.

Условно можно говорить и о шестой миграции русских в Карпатскую Русь, это период послереволюционный  (1918г.) в России, когда некоторая часть русской интеллигенции и белогвардейцев переселились в Закарпатье. Современные исторические реалии Прикарпатской Руси - это уже другая глобальная тема.

Часть русинов компактно проживает сейчас и в современной Словакии от них и происходит название Пряшевская Русь, (от названия гороа Прешов (Пряшев), который с начала XIXв. являлся центром греко-католической епархии и культурным центром русинов Лемковщины, но в настоящее время не является цельной частью русинской этнолингвистической территории. В настоящее время административно эта территория входит в Прешовский край Словакии. Хотя следует заметить, что там не как в Украине, права как отдельного этноса русинов соблюдены.

Пряшевская Русь в прошлом была в состве Подкарпадской Руси и простирается на запад до деревни Остурня у предгорья Татр на севере Словакии. К этому региону относится около трёхсот деревень. Он относится к Прешовской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. Большинство пряшевских русинов - греко-католики, наибольшее число православных - 29 % населения наблюдается в районе Медзилаборце.

Термин «Пряшевская Русь» начал использоваться русинскими активистами в начале 1920-х годов, когда русины, проживающие на юге Карпат, на территории новообразованного государства Чехословакия, оказались разделены административными границами. Он означал земли русинов, проживающих под административным управлением Словакии, в отличие от автономной Подкарпатской Руси. Словацкие же политические и культурные активисты возражали против использования этого термина.

Русины в Словакии не считали себя украинцами, и их дети частично обучались в школах на карпаторусском языке, начальных школ с «народным русинским язиком» насчитывалось всего 95 в 1924 году и 111 в 1933 году, подавляющее большинство учеников училось в словацких школах. Но в 1950-е годы власти ЧССР провели украинизацию этих школ. В результате из 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 только 68. Не считая себя украинцами, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацком языке. «Украинцев» Словакии объединял Культурный союз украинских трудящихся, в 1990-е годы эта организация, финансируемая Украиной, трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР).

Начиная с 1997/1998 учебного года русинский язык стал изучаться в шести школах Пряшевщины, в апреле 1999 года при Институте национальных меньшинств Пряшевского Университета было открыто Отделение русинского языка и культуры. В Пряшеве на русинском языке издаётся еженедельная газета «Народны новинкы» и журнал «Русин».

Но несмотря на то, что Закарпатская Русь и Пряшевская Русь была как остров среди иноплеменников и стесняема на государственном уровне как в внутри так и от соседних государств по окатоличеванию или принятии унии, они сохранили  массово свои православные корни и русинскую как русскую самоидентификацию. Тесно связывают свое крещение с крещением Киевской Руси, хотя эти земли епархии входили в Сербский патриархат.  Вот как о них еще в 19 веке говорит Иван Семенович Орлай (1770-1829): «Сии карпаторусские жители, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов, древнейшее название русского народа, как сие явствует из летописи Нестора и из договора Олега с греками, равно как и из Русской Правды Ярослава, где вместо новомодного названия - россиян, употребляется имя - русин; а угры, как уже выше сказано, называют их - оросами, так как и всю Россию называют они и по днесь - Орос Биродалом, то есть Русская Держава. Сии карпаторусские жители находящиеся в продолжении многих веков под угорским правлением, сохранили и доныне приверженность к православной греко-кафолической вере и язык - русский; что весьма удивительно с таким наречием, которое гораздо чище нынешнего киевского».

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,магистр религиоведения


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Апрель 2019 (8)
Март 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)

   
«    Апрель 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


Главная страница |