|
Всё в этом мире находится в движении, всякая тварь движется своим собственным путём, незримо указанным ей Господом. Понятие «истинного пути» присуще всякому человеческому обществу, не лишённому религиозной идеи. В древнем Китае, опуская очередного буяна в кипящее масло, с сокрушением говорили: «Он пошёл по неправильному пути!» Отсюда мы можем понять, что путь может быть не только правильный, но и ложный, ведущий человека (как и целые человеческие сообщества) к гибели. Ложный путь может иметь внешне самые различные формы: это может быть уклонение в сторону - от обычаев и традиций отцов, следование чужим нравам, это может быть насильственное ускорение жизненных процессов (аналогичное искусственному высвобождению возможностей человека при помощи химических препаратов). Или наоборот - попытки искусственно замедлить их, остановить старение организма («подморозить» его), погрузив его в подобие анабиоза - что в результате приводит к взрывообразной реакции на это насилие. При внешней противоположности все эти течения имеют один источник: человеческое своеволие, и приводят к одному результату. Этот результат - смерть. Ложный путь - это всегда путь насилия над Волей Божией, имеющей попечение о всей твари, наперёд знающей: что той полезно, а что приведёт её к гибели. Некий элемент, мудро рассеянный Создателем в природе, будучи волей человека насильно собран в одном месте, производит внутри себя неуправляемую реакцию, уничтожающую всё живое вокруг. «Процесс пошёл!» говорят в таких случаях: одни с удовлетворением, другие - с ужасом. Третьи - погибают, даже не успев понять, что с ними произошло и по чьей вине.
«Вот - теперь некоторые сделали идола из понятия «народ», а того не понимают, что для поклонения такому огромному идолу никаких жертв не достанет»... - эти, некогда поразившие меня своею мудростью, слова, сказаны, кажется, святителем Филаретом Московским. Мы-то привыкли, что это слово - «народ» - одно из «священных» понятий, которых нельзя касаться неосторожными руками. Однако не только святитель Филарет, не только святой праведный Иоанн Кронштадтский, но и всякий духовно зрячий человек их времени видел - к чему неуклонно идёт дело в обществе, и чем всё это может закончиться. И так оно и случилось. И тем всё и закончилось. Но - нет, простите! - ещё пока, слава Богу, не закончилось, потому что нас, русских людей, всё-таки ещё очень много, и многие из нас духовно прозревают и начинают понимать смысл происходящего. И Церковь наша ещё слишком сильна и авторитетна в обществе. А ведь даже и у красной мясорубки тоже есть своя производительность, своя норма. Она не может вдруг, в один момент перемолоть такое огромное количество народа и превратить Божий мир в пустыню так быстро, как кое-кому хотелось бы. Да и обманутые люди - они не железные, они устают, они разочаровываются. Кроме того, происходит смена поколений: молодёжь нужно заново очаровать, суметь ослепить новыми перспективами, наметить новые цели, указать новых врагов. Сегодня каждый здравомыслящий человек видит: Родина в опасности, Родина в окружении врагов, Родину надо спасать! Ради этого никаких жертв не жалко. «Вы жертвою пали в борьбе роковой...» - пели богоборцы, но в жертву они в изобилии приносили других. Сколько же жертв намечено принести теперь - уже ради торжества не какой-то там местечковой «социальной справедливости» - но для выполнения окончательной глобальной задачи? Похоже, немало - даже по нашим российским масштабам - судя по средству, призываемому на помощь «адовой работе». Средство это называется «СТАЛИН».
Предлагаю цитату (простите, не вполне точную) из сочинения на тему: «византизм и славянство»: «Наши оппоненты пытаются обвинить нас в сталинизме... но давайте оставим Сталина в покое!.. Вернёмся к нашему родовому чувству... но давайте оставим Сталина в покое!.. Юстиниан был гораздо круче Сталина... но давайте оставим Сталина в покое!.. И Сталин ощущал Себя самодержцем... но оставим Сталина в покое!.. В Петре и Сталине много общего... но оставим Сталина в покое!.. Нынешний Запад в морально-волевом плане заметно уступает Западу времён Петра и Сталина...» /Конец цитаты/ Напомню: это - из сочинения о славянстве и византизме. Кому как, а мне конструкция этого текста живо напомнила пример технологии «двадцать шестого кадра»: неважно о чём кино, главное - слово, имя или образ, незаметно, но последовательно и неутомимо вкладываемый в подсознание зрителя. Выйдя из кинозала он обязательно купит то, что кому-то очень необходимо продать. Если бы я обращался не к священнослужителям, а к простым православным крещёным людям, то, наверное, чтобы слова мои дошли бы до сердец слушающих, я бы должен был бы по прочтении этой статьи обратиться к ним вот как: «Братья и сёстры! Граждане и гражданки! Ради всего святого, что есть у нас в жизни, ради Самого Господа Бога прошу, заклинаю и умоляю вас: ОСТАВИМ СТАЛИНА В ПОКОЕ! Ещё не высохла кровь новомучеников, священников и мирян, пролитая ими за Христа, ещё не все восстановлены и приведены в Божий вид храмы, чудом сохранившиеся после смерча, пронёсшегося над Россией, а уже не откуда-нибудь, а из недр Православной Церкви, которая была главной жертвой коммунистического террора, раздаются славословия в адрес одного из главных её палачей! Но разве беда наша заключается в том, что мы выбрали неправильную экономическую систему? Сделали ставку не на ту партию? Поверили не тем вождям? Не сразу поубивали тех, кого надо было поубивать? Милые мои, православные люди! Ведь дело-то всё в том, что нам вообще с самого начала не надо было выдумывать никаких «систем», не надо было раскалываться ни на какие «партии», не надо было надеяться на мудрых «сынов человеческих», не надо было никого убивать и грабить! Единственное, что нам надо было - свято хранить в душе Заповеди Божии и стараться жить по ним. Тогда Сам Бог доселе хранил бы нас от всех врагов видимых и невидимых, от всякия неподобные вещи, как это было всегда во все дни нашей великой тысячелетней истории!»
Но тщетно. Сегодня в форме постыдного фарса происходит повторение нашего несчастья прошлого века. Вчерашние разрушители, уничтожив экономику, разорив сельское хозяйство, разоружив и разложив армию, вступают в новый этап этой трудной работы: принимают личину строителей и государственников и обещают полностью, абсолютно, стопроцентно перемениться. Так было и в тридцатые, и в сороковые годы. Тогда некоторые русские патриоты, обманутые видимостью наступившего «термидора», возвращались на Родину и попадали... в лагерь - для исправления духовного зрения - или прямиком в лесную яму. Сегодня опять, как-бы между прочим, но всё громче и громче призывается имя «самого великого строителя». Опять «большевистскими темпами» создаётся «сильная Церковь», которой теперь обещана важная роль в Большой Политике. И снова нашему патриотическому энтузиазму нет предела. Ещё бы! - кажется, теперь-то мы уже совсем у заветной цели: ещё один симпозиум, ещё одно совещание, ещё одно соглашение, только ещё один правильный закон - и мы снова услышим божественные звуки «симфонии властей»: «Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния (...) Церковные круги не смогли своевременно оценить всего значения совершившегося великого социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (...) К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя как политические противники советского государства.»... Нам этого надо?
Как будто не было сказано Божественных слов: «Царство Моё - не от мира сего»! Как будто бы не нам сказано: «Будете гонимы», «Скорбны будете»... Почему мы всё время стараемся прислониться к сильным мира для утверждения чего-нибудь очередного «высокого и прекрасного»? Это совершенно бесполезно: мы никогда не станем «своими» для этого богоборческого мира, только рискуем, через слишком крепкие поцелуи, заразиться его мёртвостью, оскверниться его ложью. Высокое и Прекрасное, это - наше Православие, ради которого только и стоит жить. Всё остальное - временно и относительно. Сегодня мы гневно обличаем очень-очень-очень непатриотичных священников, больно ранивших наши святые чувства любви к Родине - вполне разделяю эти святые чувства. Однако вспомним: «Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» Что больше: государство ли, стоящее на страже веры и православного народа (даже если оно действительно стоит на этой страже), народ ли, хранящий Православие (даже если он действительно ещё его хранит), или само Святое Православие, придающее смысл самому существованию государств и народов? Мы должны знать и исповедовать, что насколько душа больше тела, настолько же Истинная Вера больше любого народа - из тех, которым поручено Господом хранить её - и государств, охраняющих физическое существование этих народов. Но вот, один из уважаемых протоиереев, сегодня угрожающий оскорбителям народа отлучением от своего рукопожатия, ещё вчера сам грубо оскорбил чувства многих верующих, устроив кощунственную антихудожественную выставку в притворе вручённого ему для служения Храма, осквернив то, что принадлежит - не государству и не народу, но - Самому Господу. И что? И ничего. Никакие братские ему рукопожатия от этого оскорбления не упразднились. (И мне очень интересно было бы посмотреть: как это один уважаемый протоиерей не подаст при встрече руки другому уважаемому протоиерею, с которым он на каждой Божественной Литургии незримо причащается из одной Чаши одного и того же Тела и Крови Христовых?) Так что мы ставим на первый план, кому мы хотим прежде угодить, кому мы служим: людям, или Богу? Конечно - это надлежит соблюдать, и того не оставлять - однако иногда в жизни человека и в истории народов вопрос выбора ставится очень жёстко и сурово, и именно в такие моменты выясняются наши истинные привязанности и предпочтения, а не декларативные, выдуманные нами для самоутешения и человекоугодия в сытые безопасные времена.
Царский путьОдин из ярких примеров этого мы видим в житии святого великомученика (в наших святцах - благоверного князя) Лазаря Сербского. Ему был предложен Ангелом Господним очень суровый выбор: или победа над врагом и царство здесь, на земле, или - поражение в битве и - Царство Небесное. Князь выбрал Царство Небесное и повёл войска на битву и на смерть за Православную веру. Всё войско сербское полегло в битве, сам он был взят в плен, мучим и обезглавлен. Люди учёные сразу скажут: «Апокриф! Легенда! Этого нет в официальном Житии!» Да, это живая легенда народа, передаваемая из уст в уста - НАРОДНАЯ легенда. Православный сербский народ сложил эту легенду, освятил её своею любовью и прославил своего Князя за этот выбор. Это выбор, к которому призван всякий православный человек, всякий православный Царь и православный народ. Это выбор делал наш народ в самые трудные свои времена, сражаясь не за Россию (как призывал Пётр Великий) и не за Царя-батюшку (как в добрых старых сказках), но всегда - за Русь Святую и за Веру Православную. Даже в самые поздние времена, когда выработалась известная формула: «За Веру, Царя и Отечество» - впереди всегда стояла Вера Православная, потом - всегда Царь, как хранитель Православной Веры, а потом уже - Православное Отечество.
Царский путьТот же выбор сделал и наш святой Государь Император, Николай Александрович, когда его благоразумные слуги предлагали одним внезапным ударом - как это у большевиков говорится? - «размозжить собачьи головы» врагам Империи, благо все имена их и все норы, в которых они прятались за границей, были прекрасно известны царской разведке. Николай Александрович отказался поступить беззаконно, потому что, как православный человек, ясно понимал, что в таком случае ему уже нечего будет защищать. Он сделал тот же выбор, что и святой Лазарь Сербский. Теперь он - с Господом. Теперь время нашего выбора.
Но некоторые православные профессора и богословы всего этого почему-то не понимают, их это почему-то совершенно не волнует - зато их очень волнует... появление «антисоветских, антисталинских и прочих анти-речей». Какая формулировка! Антисталинская речь это - «антиречь»! Антисоветская речь это - «антиречь»! Очевидно, речи просоветские, просталинские - это вот и есть вероисповедание современного православного патриота. И после этого ещё сетовать, что кто-то кого-то «пытается обвинить в сталинизме»! Что остаётся сказать по этому поводу? Только одно: процесс пошёл! Похоже, что ещё немного, и наступит «момент истины», после которого уже некому и некогда будет разбираться: что случилось и кто виноват. Увы! Я не вхожу в рассуждение о взглядах протоиерея Георгия Митрофанова, они мне абсолютно не близки и не симпатичны, но сейчас меня поражает логика его оппонента, с которым я должен бы быть единодушен. Должен, но не могу - при всём моём желании и моём к нему уважении... Вспоминается язвительный вопрос из Салтыкова-Щедрина: «А позвольте полюбопытствовать: Вы из какой изволите быть крамолы - ниспровергательной, или охранительной?» Почему людей, пытающихся разобраться в том, что происходит в обществе и Церкви, упорно пытаются выпихнуть в какую-угодно крамолу? Зачем перед ними ставят неприемлемый выбор: антисталинский бред, или просталинский блуд? Почему те, кто не хочет быть с обновленцами, разрушителями Церкви, обязательно должны маршировать под портретами палачей нашего народа и Церкви? Зачем в сердца, больные болезнью Родины, пытаются под видом лечения вживить кусок гнилого мяса? В ответ на такие вопросы неизменно начинаются дотошные (по дням, по годам, по сталинским пятилеткам) подсчёты количества жертв репрессий, цитирование архивных данных, высказываний святителей, патриархов, цитат из воспоминаний большевистских правителей 30-50-х годов - с непременным учёнейшим и циничнейшим итогом: жертв было совсем не так много, как принято считать. Но зато - какие были поставлены высокие цели и каков всем известный великий результат! Плотины! Стройки! Танки! «А будьте любезны, батюшка, предоставить мне нотариально заверенную копию протокола заседания Осовиахима от 48 мая 1936 года,(...) а иначе я вынужден буду считать Вас, уважаемый отче, за клеветника на советский народ и либераста!» По-моему, такая полемика с такими подсчётами в том, что касается умученных за Христа и духовной гибели народа, вообще не имеет права на существование в православной среде, тем более - среди священнослужителей. Сейчас же из этого розового «патриотического» тумана снова и снова победоносно выплывают два, старых как советская власть, вывода: 1) «Цель оправдывает средства», 2) «Лес рубят - щепки летят». Если по чьему-то учёному мнению это является высшим достижением православно-патриотической мудрости, то чем же такое учёное Православие лучше латинства, а такая христианская мораль выше коммунистической? И кому они нужны - такое «православие» и такое «христианство»? Но это - ложь на Православие, и это - ложь на Христианство.
Я уже почти написал эту статью, когда увидел на страницах Линии обстоятельный, опять снабжённый множеством цитат, материал протоиерея Александра Васькина с теми же самыми идеями, в котором он с пафосом спрашивает своих оппонентов: «понимают ли эти господа, на чью мельницу они льют воду?» Я не так обстоятелен, как его Высокопреподобие, но тоже не чужд пафоса, и я, в свою очередь, хочу спросить и его и его единомышленников, которые почему-то открещиваются от имени «православных сталинистов»: неужели никто из вас, отцы и братья, не задумается о том, кому это сегодня выгодно - и чем всё это завтра может закончиться? Опять скажу: если бы я обращался к простым мирянам, к людям не облеченным священным саном, не стоящим у Престола Господня, я бы сейчас сказал, что никакие цитаты, никакая обстоятельность не могут заменить простой вещи: совести. В данном же случае я не смею произносить таких слов в адрес уважаемых отцов, да просто - людей, которым я, может быть, и в подмётки не гожусь. Но ведь, отцы и братья, могут найтись бесцеремонные, дотошные люди, которые этот вопрос зададут! И я не представляю себе, как может добрый православный пастырь, не вступая в конфликт со священнической совестью, обстоятельно, с привлечением многих цитат, объяснять своим духовным чадам, что безвинные страдания и кровь священников, монахов, мирян и вообще всех десятков и сотен тысяч новомучеников, осквернение и разрушение Божиих храмов, были совершенно необходимы для светлого будущего нашей страны? Того самого будущего, в котором мы и имеем счастье и удовольствие сейчас пребывать. Для меня это - загадка и я не берусь разрешить её. Как-то один простой человек, простой мирянин, на форуме с горечью и недоумением сказал, что о числе мучеников здесь рассуждают, как о поголовье крупного рогатого скота. От себя добавлю: и кто рассуждает-то? Священники...
Действительно, не только в нашей национальной традиции, но, кажется, уже и в наших русских генах заложено отношение к Родине - как к Матери, которую мы обязаны любить, чтить и защищать. Но, одновременно, как христиане, мы должны из житий православных святых знать, что есть ситуации, когда послушание родителям ведёт к измене Богу, также как мы знаем и множество примеров, когда воинов-христиан обвиняли в отсутствии патриотизма. Почему это должно нас смущать? Главное - остаться верным своему Создателю, не изменить Ему - а как воспримет это богоборческий мир и люди, изменившие Богу - пусть остаётся на их совести - мы им не судьи. Есть понятие «Царского Пути» - золотой середины, которого призван держаться всякий православный человек, желающий спасения. Это понятие - из православной аскетики, но аскетика должна учить верующего человека не только православной молитве, но и православной жизни. В данной ситуации «Царский Путь» заключается в том, чтобы следовать выбору, указанному нам двумя православными Царями: святым Князем Лазарем Сербским и святым Государем Императором Николаем Александровичем - строить и хранить вручённое им Богом государства и народы. Хранить, пусть под властью и бок о бок с богоборцами (если такова воля или попущение Божие) но хранить ради Христа и строить во славу Божию, не предавая своих братьев-мучеников, не клевеща на них, не преступая Господних Заповедей, потому, что только Бог даёт крепость всякому строению и делает окончательной всякую победу.
Кстати, о византизме. Известно, что византийские императоры-иконоборцы были очень успешными полководцами: они одержали ряд побед над врагами империи, расширили её границы. Им нельзя отказать ни в воинских талантах, ни в некоем государственном чутье, ни в организационной мудрости. Но в истории православной Церкви они остались именно только как ИКОНОБОРЦЫ, гонители Церкви, а не как великие военноначальники и государственники. День моего тезоименитства - 9/22 августа, память мученика Алексия Константинопольского, убитого по приказу императора-иконоборца в числе других защитников святого Образа Господа нашего Иисуса Христа. Их имена записаны в Книге Жизни, их почитает Святая Православная Церковь, а имена их мучителей и убийц, отважных воинов великой православной Империи, верных слуг своего Государя, покрыты непроницаемой мглой. Так с кем нам быть, братья и сёстры, граждане и гражданки? Вопрос риторический - и ответ ясен. По крайней мере, мне.
Царский путьОдин из моих комментаторов насмешливо говорил недавно о моих «занудливых призывах к покаянию», совсем недавно уважаемый собрат уподобил меня пауку, превращающему в яд божественный нектар советской истории - теперь, я знаю, можно будет вдоволь посмеяться над моим надоедливым собачьим лаем под ногами идущего каравана. Действительно, известен же мудрый завет святителя Игнатия Брянчанинова: «Не покусись своею немощною рукою!..» - дальше вы сами знаете. А один (очень учёный) протодьякон любит в свободное от службы время приговаривать: «Есть у революции начало - нет у революции конца!» И он прав мудростью человеческой. Но мудрость Божия - иная.
Священник Алексий Бачурин
Ключевые Cлова: только, может, этого, очень, народа, выбор, православной, православный, человек, Церкви, Сталина, покое, Православие, оставим, человека, когда, всегда, жертв, народ, такое.
|
|