|
Как сообщалось, 4 декабря в Донском монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с атаманами реестровых казачьих войск России, Украины и Белоруссии. В ходе этой встречи Предстоятель Русской Церкви в частности отметил, что «без веры и без Церкви казачества не бывает» и назвал воцерковление казачества задачей, от решения которой зависит, останутся казаки или нет.
Прокомментировать высказывание Патриарха Кирилла, а также рассказать о том, как обстоят дела в современном казачестве, мы попросили сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председателя отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством и заместителя председателя военного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Димитрия Василенкова.
Воистину, казак без веры – не казак! Казаки всегда были защитниками веры православной, православными рыцарями, которые в самые тяжелые времена для нашего Отечества отдавали свою жизнь и благополучие, защищая наш народ. С помощью Божией, героизма и жертвенности казаков наше Отечество всегда выходило из бед и опасностей. Это было и в недавние времена.
Нынешняя ситуация в казачестве печальна. Горькие годы безбожия и борьбы с казачеством сделали свое дело. Поэтому среди казачества у нас достаточно много невоцерковленных людей. Это большая беда. Не утвержденный в вере казак не понимает данного ему Богом служения, он не способен на сознательное служение воина Христова. Человек, неспособный защищать веру и Родину, не способен быть казаком.
Я сужу о казачестве по Северо-Западному региону. Существуют весьма грустные тенденции, которым в том числе способствуют и наши враги, которые не дремлют и работают с казачеством. Это тенденции родноверия и язычества, всякие секты и расколы, адепты которых внедряются в среду казаков. Не укрепленные в вере казаки имеют к вере материально-потребительское отношение. Некоторые рассматривают Православие в свете тех материальных преференций, которые государство готово выделить на казачество, желая видеть в нем государственную опору. Вот такая беда. И когда наши священники начинают работать с казаками, направлять их на стезю духовную, то некоторые казаки начинают кричать о том, что «попы рулить начинают и вольница казацкая гибнет...»
Разруха не в стране, а в головах, и вольница в головах – это страшная беда. Если веры нет, то хоть как человек себя назовет, по сути, он уже не казак. Мы помним, что брань наша, прежде всего, против духа злобы поднебесной, а не против крови и плоти. Невозможно бороться с врагом внешним, не борясь с внутренним врагом, прежде всего, с грехом. Такой человек, называющий себя казаком, на деле совсем пустой. Он не сможет бороться с врагом ради Святой Руси. Может, ради какого-то прибытка он и готов на что-то, а вот ради веры и государства – нет. В Смутное время кто-то дрался, жизнь свою положил в битве с поляками и предателями, а кто-то вместе с теми же поляками грабил свой народ. Вот и сейчас ситуация такая же.
Наш отдел по взаимодействию с казачеством правильнее было бы назвать отделом борьбы за спасение казачества. Упираемся руками и ногами. Но на деле для многих казаков имитация деятельности лучше, чем сама деятельность. Всё что в обществе есть злонамеренного, всё это присутствует и в казачестве. Конечно, есть и в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области казаки – светильники веры, но это отдельные островки, люди на которых действительно можно положиться. Это радует, но в большинстве случаев ситуация грустная.
А громкие заявления не сложно делать. Вспомним, что когда Юлий Цезарь шел на Рим, Помпей на все предупреждения отвечал, что стоит ему ногой топнуть, как тут же в Италии появится масса легионов. И вот когда Цезарь пришел, и Помпею пришлось бежать, то ему ехидно советовали топнуть ногой. Вот и у нас – как послушаешь казаков, то только свистни – все тут! А я боюсь, что не дай Бог, если что-то и правда случится, то свисти – не свисти, никого мы не увидим. Мало того, что у нас многие казачьи станицы больше похожи на ЧОПы, что может и не самый плохой вариант, по крайней мере, там хоть мужчины действительно есть, а то ведь по большей части вообще не пойми, на что похожи казачьи станицы. А что такое станица? Это не просто сообщество людей, это боевая единица, способная организованно выступить на защиту Отечества. Казаки и, прежде всего, атаманы должны в рамках современного боя командовать личным составом. А тут опять беда. Конечно, в парадных мундирах постоять можно, можно даже прокричать «любо», а вот что-то реальное сделать – это вряд ли. Боевой подготовки у казаков я не вижу.
Третий момент связан с работой с казачьей молодежью. У нас в епархии проводится очень много мероприятий. Это и военно-патриотические слеты во имя благоверного князя Александра Невского, это турниры по единоборствам. К нам даже кадетские корпуса приезжают. А реально казаков, которые работают с молодежью, единицы. А чем остальные казаки занимаются? Это большой вопрос… Понятно, что без средств ничего не построишь, но, тем не менее, такое бездействие для меня странно. А все беды от того, что в храм казаки не ходят, не причащаются, духовников у них нет. Лишь иногда для отчетности что-то делается. Это страшная беда.
Нам с этим работать и работать. Только ведь самое главное, что времени-то у нас совсем мало, нас обложили со всех сторон. Тот, кто одно ведро нёс, должен сейчас два ведра нести. А если что-то сейчас не успеем сделать, этого нам ни Бог, ни народ не простит. Не во время войны будет этот выбор перед казаком стоять, это само собой, а сейчас. Неверный в малом – неверен и в большом. Если ты сейчас не способен, не за деньги и преференции от государства, а за веру и за совесть что-то делать, то и в страшную годину ты не сможешь постоять за Отечество и за веру. Не надо врать себе и сказки рассказывать. Бери сейчас и трудись, сейчас уже война идет. Сейчас нужно что-то делать и вставать за Отечество. Если ты настоящий казак, воин Христов, то предки смотрят и радуются и народ вокруг смотрит с надеждой. А если ты назвался казаком, а дела и веры нет, то ты не казак, а гнильё. Можно называть себя кем угодно, а Бог тебя вычеркнет из рядов православной вольницы казачьей. Времена такие. Нам спать сейчас нельзя. Слова Святейшего Патриарха должны дойти до сердца каждого казака. Православный – значит за веру и Отечество. Надо трудиться и работать. А иначе не надо называть себя казаком.
На Кавказе, где казаки грудью стояли за Отечество, там и отношение к ним другое, чем здесь. Тоже проблем у них хватает, но все же иначе. Соловья баснями не кормят, а народ наш столько лет баснями кормят, что люди давно уже судят по делам, а не по словам. Где есть дела, там люди это видят и относятся соответственно, доверяют и готовы быть рядом с ними. А там, где одни декларации, игра в псевдоказачество, – то и отношение общества к казакам как к ряженым. Можно чиновников обмануть, пыль в глаза пустить, а простой народ не обманешь. Если называют ряжеными – значит заслужили. Если хвалят, то и это заслужили. Именно так и никак иначе.
Источник: http://ruskline.ru/
Ключевые Cлова: ndash, сейчас, казаки, чтото, казаков, казак, народ, казаком, Отечество, казачестве, казачеством, казачества, которые, работать, отдела, прежде, врагом, иначе, начинают, отношение.
|
|