|
Собор Украинской Православной Церкви, состоявшийся в Киево-Печерской Лавре, подтвердил, что сторонники отдаления от Московского Патриархата нисколько не утратили своих позиций в УПЦ. Более того, накануне визита Патриарха Кирилла в Киев, «оранжевое крыло» УПЦ бросило ему вызов.
…Оправдались опасения православных на тот счет, что скоропостижный Собор (Поместным назвать его сложно, учитывая то, КАК проводились «выборы» делегатов) предпримет шаги к разрыву с Церковью-матерью. Вернее, новых шагов не предпринималось (слишком уж громкий информационный шум подняли сторонники единства РПЦ), но закрепление на заранее подготовленных автокефальных позициях состоялось.
Конечно же, дабы с одной стороны соблюсти приличия, а с другой – успокоить далекую от канонических тонкостей паству, «ухвала» собора (а языком его документов был исключительно украинский) «удостоверила молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью».
Но это, как говорится «Слова, слова». Дела же свидетельствовали о другом.
Прежде всего, речь идет об утверждении Устава, в котором УПЦ наделяется правами автокефальной Церкви: независимость в устройстве, распространение полномочий за пределы Украины (то есть, «отодвигание» Матери-Церкви при окормлении диаспоры), резкое расширение полномочий в области межконфессиональных и внешних церковных связей, лишение архиерейского собора РПЦ статуса суда высшей инстанции и многое другое.
Все это выходит за пределы прав, дарованных томосом Патриарха Алексия и вступает в кричащее противоречие с Уставом РПЦ (с его определением самоуправляемой церкви и широкой автономии).
При этом в желании укрепить позиции латентных автокефалов в синоде, собор идет даже на нарушение собственного только что же утвержденного Устава! – расширяет численность синода. Само собой, нарушается и Устав РПЦ (к которой все еще принадлежит УПЦ).
Столь же беззаконным является и утверждение решения синода УПЦ об отлучении от Церкви председателя Союза православных братств Украины (выступающего ЗА единство с РПЦ). Ведь свершилось это без проведения церковного суда.
Обращают на себя внимание и следующие – симптоматичные – моменты в докладе предстоятеля УПЦ митрополита Владимира.
«После десятилетий ограничений Украинская Православная Церковь в полноте возобновила богослужебную и литургийную жизнь», исходя из чего следует понимать, что именно УПЦ, а не Русская Церковь существовала на киевской земле до упомянутых «десятилетий ограничений».
Мысль митрополита о желательности внедрения украинского языка в богослужение облекается в форму заботы о комфорте верующих. И это вместо призыва к повышению общей православной культуры до уровня, позволяющего оценить все богатство богослужения на языке, который понимали десятки поколений наших предков. Предстоятель УПЦ приглашает к работе над богослужебным языком «всех ценителей церковного богослужения», что для истинных верующих, не мыслящих жизни без литургии, звучит, вообще-то, подобно «ценительству вдыхания воздуха».
Обращаясь к пребывающем в расколе, Блаженнейший напоминает им, что получаемые ими таинства лишены ПОЛНОТЫ спасительной благодати, тем самым, видимо, оставляя надежду, что ДОЛЮ благодати раскольники все же дают. Видимо, в части «спасительного украинства».
Оправдывая диалог УПЦ с «неканоническими структурами», митрополит уповает на возможность «благодатного преображения ума и жизни тех, кто пребывает в расколе». Но диалог-то ведется не с теми, кто обманут, а с теми, кто обманывает – с «епископами»-расколоучителями!
Православную молодежь Блаженнейший призывает воспитывать в духе традиций времен гетмана Петра Сагайдачного, не уточняя, правда, имеется ли ввиду поход на Москву, когда за тысячи загубленных православных душ (большей частью мирных жителей), гетман получил 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна от польского короля.
Впрочем, все это лишь фон к главному.
А, главное в том, что автокефальный, по сути, Устав УПЦ вступил в действие немедленно – без одобрения Патриарха. То есть, в нарушение положения о том, что УПЦ «В своей жизни и деятельности руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».
Таким образом Патриарху брошен вызов. Таким образом в преддверие визита Патриарха на Украину, ему дают понять «Ты едешь уже не к себе, а в гости».
Вопрос перед Патриархом поставлен ребром. И если раньше еще возможны были какие-то компромиссы, откладывание некоторых болезненных вопросов на «более благоприятные времена», то более медлить некогда – раны вскрыты.
Впрочем, до ПАСТЫРСКОГО визита еще две недели, и у неподконтрольных «серому кардиналу» УПЦ Александру Драбинко православных деятелей и СМИ достаточно времени, чтобы организовать информационную и – в первую очередь – молитвенную поддержку Патриарху. Пусть и он увидит, кто его настоящие друзья и паства, а кто только облечен в шкуры паствы.
обозреватель киевского еженедельника «2000» Дмитрий Скворцов.
Источник:
Ключевые Cлова: ndash, Патриарха, Церкви, визита, Православной, православных, Московского, сторонники, жизни, Украинской, пределы, верующих, Украины, Устав, Собор, только, синода, Блаженнейший, благодати, Патриарху.
|
|