|
В последние дни хитом СМИ стали события в банковской системе Кипра. Однако почему-то главный вопрос, который возникает у многих журналистов, сводится к тому, что собираются делать российские олигархи, создававшие свое офшорное хозяйство на Кипре на протяжении двух десятилетий. Искать новые офшорные «гавани»? Возвращать свои деньги назад в Россию? Оставаться на Кипре и приспосабливаться к новым условиям островной жизни? На самом деле судьбы российских олигархов и их капиталов в этой истории занимают десятое место. Есть более серьезные вопросы - те, что связаны с будущим мировой банковской системы, которая уже давно больна. А события на Кипре подсказывают, что она при смерти...
Итак, признаки смертельной болезни.
Признак первый. Банковская система окончательно утратила свойства рыночного института. Это наглядно продемонстрировал последний финансовый кризис. Банки показали свою абсолютную нежизнеспособность. Если бы не поддержка со стороны государства, то сегодня, наверное, в странах Запада банков почти не осталось бы, все они должны были бы уйти в небытие в результате банкротств. В разгар финансового кризиса в США и Западной Европе начались накачка банков казенными деньгами через выкуп сомнительных и «мусорных» активов, приобретение долей в уставных капиталах, предоставление различных стабилизационных кредитов. Только в США в рамках ряда спасательных государственных программ в банковский сектор было перекачано без малого 2 триллиона долларов средств налогоплательщиков. Фактически это была национализация крупнейших депозитно-кредитных организаций США, прежде всего банков Уолл-стрит. Не менее впечатляющей была национализация банков в Великобритании.
Правда, проведенные на Западе национализации не носили стратегического характера. Это, так сказать, тактические национализации. Государство после 2010 года потихоньку стало уходить из банковского сектора, сегодня частный капитал вернулся в основном на исходные позиции Подобного рода тактические национализации на Западе еще окрестили «банковским социализмом». Налогоплательщика приучают к мысли, что он просто обязан спасать крупнейшие банки. Всем известна крылатая фраза: «Too Big To Die» - «Слишком большой, чтобы погибнуть». Речь идет о банковских гигантах Уолл-стрит и Лондонского Сити. В то же время на фоне всеобщего экономического либерализма «банковский социализм» выглядит слишком вызывающе и вызывает протесты со стороны 99% членов общества.
Признак второй. На протяжении нескольких столетий ростовщики лоббировали в разных странах законы о банковской тайне. Эта тайна всегда считалась краеугольным камнем западной демократии и денежно-кредитных систем капитализма. Сегодня институт банковской тайны исчезает. Денежные регуляторы США (прежде всего, Комиссия по ценным бумагам и биржам) вкупе с такими ведомствами, как Министерство юстиции и Налоговая служба США несколько лет назад начали «осаду» Швейцарии, точнее - ее банков, которые всегда славились «железной» банковской тайной. Осада сводилась к требованиям дать информацию об американских физических и юридических лицах, уклоняющихся от уплаты налогов в казну США, и длилась примерно три года. Швейцарцы сдались. Институт банковской тайны в этой европейской офшорной республике рухнул. Этот успех окрылил власти США. С 1 января 2013 года в полном объеме вступил в силу американский закон о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Фактически Америка этим законом требует, чтобы банки всего мира выступали агентами Налоговой службы США. Указанный закон представляет собой попытку установить со стороны США прямой административный диктат над банками и финансовыми институтами всего мира. Естественно, если эта попытка удастся, то с банковской тайной во всем мире будет покончено.
Признак третий. Банки как кредитные институты перестали быть прибыльными. Речь идет даже не о кризисах, а о периодах так называемого нормального экономического развития. Причина проста. После окончания последнего финансового кризиса крупнейшие центральные банки - Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Японии - включили свои печатные станки на полную мощность. Раньше это считалось криминалом. Теперь это называется красивым и умным термином «количественное смягчение». Деньги стали доступными и дешевыми. А как им не быть дешевыми, если учетные ставки Банка Японии и ФРС приближаются к нулю (на уровне 0,25% годовых)? При таком изобилии товара под названием «деньги» процентные ставки по кредитам коммерческих банков крайне невысоки. Прибыль от кредитных операций банков эфемерна. Банки из обычных депозитно-кредитных институтов превращаются в организации, название которым даже трудно дать. Они начинают играть роль неких транзитно-распределительных пунктов, через которые «продукция» печатных станков перенаправляется в разные уголки мира для скупки реальных активов. Речь идет, прежде всего, о тайных операциях ФРС в период ФРС выдала тогда кредитов ведущим американским и зарубежным банкам на сумму 16 триллионов долларов. Таковы данные аудиторской проверки, опубликованные летом 2011 года. При этом кредитные операции не нашли своего отражения в балансе ФРС. Кроме того, кредиты иностранным банкам выдавались без согласования с Конгрессом США, как того требует американское законодательство. Наконец, ни один цент долга по выданным кредитам на момент проведения аудита не был погашен. Скорее всего, долги остаются непогашенными по сей день. Судя по всему, астрономические суммы денег направлялись в разные концы мира для скупки резко подешевевших активов в интересах главных акционеров ФРС - прежде всего Рокфеллеров и Ротшильдов. Эти операции ФРС и ведущих банков мира напоминают «пир во время чумы». В нормальное русло депозитно-кредитных операций эти банки вернуться так и не смогли.
Признак четвёртый. Нынешние события в банковской системе Кипра довершают картину смертельной болезни. Мировые банкстеры (так стали называть банкиров, которые все больше напоминают гангстеров) обнаглели до последней степени. Не ограничивая себя такими «предрассудками», как национальные законы и международное право, они запустили свою лапу в карман своих клиентов. С точки зрения права введение «налога» на банковские депозиты является посягательством на частную собственность клиентов. На ту самую частную собственность, о «святости» которой нам постоянно твердили. Речь идет не о налоге на доходы от депозитов (такие налоги взимаются во многих странах), а именно о конфискации части денег, которые на все 100% принадлежат, согласно депозитным договорам, клиентам. Команда о такой конфискации пришла из каких-то невнятных структур Европейского союза, но дать команду могли лишь крупнейшие банкстеры.
Команда о конфискации депозитов на Кипре кое-что напоминает. Например, продразверстку, которую проводили большевики в годы Гражданской войны в России. Или указ президента Ф. Рузвельта в 1933 году о сдаче золота государству всеми физическими и юридическими лицам в месячный срок. Фактически мы имеем дело с банковским большевизмом. Одной стороной, признаком такого банковского большевизма являются щедрые финансовые вливания казенных денег в банковские структуры, с другой стороны - конфискация депозитов. Пока на Кипре. Однако это лишь пробный шар.
Доверие к банковским институтам в мире стремительно падает. Никто добровольно не желает иметь дело с банкстерами. Означает ли это конец банковской системы в мире? Не уверен. Ведь люди могут вступать в отношения с банками не только добровольно, но и принудительно. Уж очень много признаков варварского большевизма в поведении нынешних банкстеров. Мне приходит на память работа известного немецкого экономиста и социалиста Рудольфа Гильфердинга «Финансовый капитал», написанная более века назад. Гильфердинг превозносил организующую роль банкиров и писал, что придет время, когда в мире благодаря банкам установится «организованный капитализм», который в понимании Гильфердинга мало чем будет отличаться от социализма. Социализм Гильфердинга напоминал тот социализм, о котором мечтал Лев Троцкий-Бронштейн. Это лагерный социализм. Есть веские основания полагать, что банкстеры спешно принялись за кардинальную перестройку мировой банковской системы под запросы нового мирового порядка. Нового мирового порядка, который можно назвать «организованным капитализмом». Или «лагерным социализмом». Кому как нравится.
P.S. Поздно вечером 19 марта пришло сообщение о том, что парламент Кипра отклонил законопроект о «налоге» на банковские депозиты. Однако сама проблема неизбежных кардинальных изменений мировой банковской системы сохраняется. Скорее всего, попытки введения подобного «налога» повторятся. Может быть, не на Кипре, а в какой-нибудь другой стране. Так или иначе, пробный шар запущен. И кстати, о депозитах. На протяжении нескольких столетий банкиры формировали ресурсную базу своих банков за счет депозитов. Денежные средства привлекались с помощью процентов, уплачиваемых вкладчикам. Сегодня этой практике, судя по всему, приходит конец. Например, крупнейшие швейцарские банки с прошлого года перешли к взиманию с клиентов комиссии за размещение средств на депозитных счетах. За швейцарцами могут последовать банкиры других стран. Данная комиссия - это также своеобразный налог, только взимаемый не государством, а частной структурой (депозитно-кредитной организацией), получившей соответствующие полномочия (лицензию) от государства. Так что независимо от дальнейших событий на Кипре мировую банковскую систему ждут серьезные потрясения и неминуемая трансформация.
Валентин КАТАСОНОВ
Источник:
Ключевые Cлова: банковской, банков, всего, Кипре, банки, протяжении, стороны, прежде, крупнейшие, которые, системы, Признак, назад, депозитов, Однако, Кипра, который, события, стали, банкстеры.
|
|