Ольга КРАВЕЦ
Чуть больше месяца остается до того самого саммита в Вильнюсе, на котором хотят «решить» судьбу Украины. Практически никто, во всяком случае на Украине, не сомневается, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС будет подписано, некоторые политики даже уверены, что оно тут же и заработает, да еще и принесет Украине N-е количество млрд. евро в качестве «бонуса».
Весьма характерна на этом фоне политика и практика украинских СМИ. Предупреждающая об объективных последствиях подписания Соглашения Российская Федерация представляется ими неким монстром, настолько враждебным по отношению к Украине, что местные политики даже надеются на то, что Европа, проникнувшись таким «ужасом», забудет о заключенной Тимошенко и примет в свои объятия «трепещущую от страха» Украину, чтобы защитить её, горемычную, от насильственного «втягивания» в Таможенный союз.
В СМИ появились публикации о ближайших планах на случай, если «давление Кремля» не прекратится. В числе прочего говорится о возможном расторжении договора о базировании Черноморского флота РФ в Севастополе, пересмотре и других, основополагающих соглашений между Украиной и Россией, связанных с «Большим договором». А это, втемяшивают в головы граждан, может означать и пересмотр существующих границ. Словно на одесском Привозе рассказывают, что Российская Федерация может потребовать возвращения всех украинских долгов российским банкам, причем без реструктуризации, 70% из которых, мол, необходимо будет вернуть на протяжении всего лишь следующих двух лет. Прибавим к этому «заградительную» пошлину… Описывается угроза типа предоставления политического убежища для российской оппозиции на Украине. Она выглядит нелепо, т.к. эти деятели и в «родных пенатах» не умеют действовать эффективно. Вспомнили о реализации проекта «единой украинской поместной церкви», что при существующем достаточно влиятельном проавтокефальном лобби в Киевской митрополии означает угрозу еще одного раскола в Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Мы упомянули только угрозы, которые, что называется, подняты в СМИ на поверхность. Однако каждая из них тянет за собой другие. Это может привести к тяжелой дестабилизации обстановки как политической, так и экономической.
* * *
Помните уже подзабытую фразу бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что Украина – это слишком большая и густонаселенная страна в Центре Европы? А тезисы Збигнева Бжезинского о том, что в мире должно появиться еще 800 новых государств? Но это только часть проблемы.
Самое основное и болезненное – Украина сама по себе никого из мировых геополитических игроков не волнует. Да, её всё ещё пытаются оторвать от России, превратить в «буферную зону», из которой при нынешнем раскладе сил очень легко устроить очаг напряженности у самых границ России.
И момент более чем подходящий – Российская Федерация, неуклонно возвращающая себе статус одного из мировых лидеров, сегодня сильна как никогда за все 20 с небольшим лет после падения СССР. Практически все «межнациональные конфликты» на территории РФ исчерпаны. «Кровавая рана в подбрюшье России», как выразился Рамазан Абдулатипов, Чечня, практически уврачевана.
Самое время политическим кукловодам дернуть за украинскую ниточку. Забавно наблюдать, как украинские политические лизоблюды уже объявляют нынешнего президента Януковича «самым великим евроинтегратором Украины». Просто по западному сценарию – сейчас его выход.
Фактически все украинские СМИ предоставляют возможность наблюдать и за лепетом украинских политиков, среди которых уже окончательно стерлась грань между властью и оппозицией, ныне все они – «свидомые евроинтеграторы». Очевидно, ради политической «забавы» они лепечут о том, что Российская Федерация должна по примеру Великобритании смириться с потерей своей колонии – Украины.
Но ведь то информационное «накачивание», точнее зомбирование, которое осуществляется при освещении российско-украинских отношений, и есть ярчайшее проявление классической «английской колониальной политики», когда страну объявляют свободной от протектората метрополии, но при этом делят на части враждующие между собой. Яркие примеры такой политики англосаксов – Израиль и Палестина, Индия и Пакистан. А разделенная на враждующие части Украина, да еще в конфликте с Россией, – это не «теория заговора», это просто осуществление мечты генетических врагов Исторической России. «Разделяй и властвуй» – это их лозунг. Тогда они вновь смогут безнаказанно грабить все, что у нас «плохо» или «хорошо лежит», как это было во время интервенции после революции 1917 года. Как это планировалось ими во время Второй мировой войны, когда на долю наших старших поколений выпала Великая Отечественная война.
За этим «сценарием» просматриваются планы западных геополитиков – не дать Российской Федерации собрать Евразийский союз. Для этого они готовы создать, что называется, «перманентный хаос», притормозить развитие посредством дестабилизации, отвлечь ресурсы (не свои, конечно).
* * *
Все сказанное относится к области геополитики, далекой от обычных граждан, коими мы все являемся. А ведь нас никто не спросил, т.е. никаких референдумов не проводилось, только заявляют: большинство населения Украины – за евроинтеграцию, только пожилые и малообразованные люди – за вступление в Таможенный союз.
Отчасти это так и есть. Но только отчасти. Нынешние украинские реалии таковы, что молодежь стремится покинуть родину – не уютно и не комфортно «здесь» жить. На Западе им видятся гораздо более благоприятные перспективы. При этом часто преобладают «радужные» планы, чтобы не сказать мечты.
Конечно, более взрослые люди смотрят на это более реально. К тому же уже выросло поколение, которое просто не представляет себе жизни в едином государстве с Россией, пусть и номинальном. Тем не менее интересные данные публикует ИА Регнум по результатам опросов, проведенных «Центром исследования Одессы». 61% обычных жителей Одессы считают, что Украина должна вступить в Таможенный союз и только 18% политических экспертов согласны с этим. А вот Соглашение об ассоциации с Евросоюзом поддержали только 15% обычных граждан и 69% политических экспертов.
Журналисты агентства назвали эти результаты «расхождением мнений масс и элит».
Есть и другие данные. Несколько дней назад Киевский международный институт социологии поделился результатами опроса на тему «Кто должен принимать решение о подписании договора с ассоциацией ЕС или о вступлении в Таможенный союз?». 61% опрошенных считают, что такое решение следует принимать на всеукраинском референдуме, по 12% – предоставляют это право президенту страны и Верховной Раде Украины, а 14% опрошенных затруднились с ответом.
Есть результаты интернет-опроса NEWZZ.IN.UA. На вопрос «Если бы проводился референдум, за кого бы вы проголосовали: за ассоциацию с ЕС или за Таможенный Союз?» 70,29% приславших свои ответы высказались за Таможенный союз и лишь 18,41% - за ассоциацию с ЕС.
Еще более внушительными выглядят итоги первых дней интернет-опроса информационно-аналитического агентства «Коминформ Украины». Здесь число поддерживающих вступление Украины в Таможенный союз вообще зашкаливает: 90,1% «за» и ни одного за ассоциирование в ЕС.
Интернет-издание «Глагол» задал вопрос: «Что может спасти Украину от краха?» 48% пользователей ответили: «Вступление в Таможенный союз и новая индустриализация», а 17% - «присоединение к ЕС и гей-парады».
Информационно-аналитическое издание «Одна Родина» на вопрос «Где для экономики Украины больше перспектив?» получило от своих читателей такие ответы: в составе Таможенного союза – 73%; в ассоциации с Евросоюзом – 17%; в Африке, Азии и Латинской Америки – 10%.
А журналисты и СМИ, обслуживающие «евроинтеграторов», опять твердят о «расхождении мнений масс и элит».
* * *
Последствия всех «экономических издержек» неизбежно скажутся. И скажутся не столько на российско-украинских отношениях, сколько на условиях работы, занятости, доходах «масс» Украины в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. «Издержки» в полной мере прочувствуют на себе не политические элиты или эксперты – лоббисты олигархов, для которых пресловутая ассоциация выгоднее Таможенного союза, а обычные граждане.
Для обычных граждан и сегодня часто не понятно, «почему Россия с нами так жестко поступает». Ведь украинские СМИ просто вопят об «информационной войне» со стороны РФ, а то, что еэсовская реальная информационная война ведется на Украине, мы только догадываемся, нас лишь «кормят» социологическими данными о её результатах.
Складывается такое впечатление, что в самой России «украинским вопросом» никто не занимается, хотя в органах власти и управления удельный вес украинцев достаточно высок. Нет работы с «соотечественниками», и, как утверждают злые языки, не предвидится. Создается также впечатление, что и не нужно это никому в Москве, в которой проживает 155 тысяч украинцев, не считая заробитчан. В народе говорят, что только определенные политики получают свои дивиденды от спекуляций на теме российско-украинских отношений, да украинские националисты кричат и о «руке Москвы», и об «агентах Кремля», и о пресловутой «пятой колонне». На самом деле всё это – миф их буйного воображения.
Правильно говорят, что если бы принимающие решения люди в российском политикуме приложили хотя бы минимум усилий, хотя бы сотую часть усилий евроатлантических лоббистов, на Украине не осталось бы следа от «свидомых». Ведь кто-то украсил все мосты Харькова агитацией за Таможенный союз, а немногим ранее по всей Одессе расклеил траурные афиши в связи с «безвременной кончиной украинской независимости» после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Эти анонимные акции можно считать жестом отчаяния.
Всё изложенное вызывает чувство недоумения. Как возможно, чтобы представители одного народа, ныне разделенного государственной границей, всерьез говорили о войне из-за пересмотра государственных границ, чтобы вообще определение «война» возникало при любых спорах, даже чисто экономического порядка? Как возможно, чтобы людей, проживающих на Украине, даже не спросили об их мнении относительно судьбоносных политических инициатив политической элиты? Как возможно, чтобы судьба тех самых соотечественников совершенно не интересовала тех, кто это определение придумал? В нашей истории были периоды Киевской Руси, Удельный, Руины, Империи. Нынешний же период можно назвать «Недоумение».