Призыв Арсения Яценюка «Пожалуйста, купите Украину», а также использовать инвестиционные возможности американцев в приватизационной кампании, в частности в энергетическом секторе, и его заявление на заседании правительства о том, что тарифы на газ и электричество для населения, выросшие с 1 апреля в несколько раз, снижаться не будут, совпадают с появлением на Украине рынка газа.
Соответствующий закон 9 апреля приняла Верховная рада, а 5 мая его подписал президент Украины Петр Порошенко. Авторы законопроекта подчеркивают, что документ разработан в рамках выполнения обязательств Киева перед Евросоюзом. Как проговорился один из провластных депутатов, успешное голосование за проект закона было ключевым условием предоставления последнего кредита МВФ Украине. Пока власти объясняют свои действия «деолигархизацией» и «демонополизацией» страны, эксперты прогнозируют новый виток повышения цен для потребителей и начало передела газового рынка.
Гладко было на бумаге
Власти не скрывают своего оптимизма. «Закон закрепляет на Украине подходы к организации работы рынка газа, сложившиеся в ЕС», - комментирует пресс-служба Порошенко его подпись под документом. Не меньший энтузиазм принятие нормативного акта вызывает и в Кабмине. «Парламент проголосовал за один из основных законов на энергетическом рынке страны. Десять лет не могли проголосовать, и наконец сегодня мы деолигархизовали и демонополизировали рынок природного газа в стране», — цитирует Арсения Яценюка его пресс-служба.
В теории все красиво. Легким нажатием пальца на кнопку Украина интегрировалась в европейское «Энергетическое сообщество» и выполнила целый ряд директив Евросоюза. Согласно пояснительной записке к закону, отныне на украинский газовый рынок приходят принципы «свободной конкуренции», «защиты прав потребителя» и «безопасных поставок». Особо обращают на себя внимание такие формулировки, как «свободный выбор поставщика» потребителем и «диверсификация источников поступления природного газа».
Откуда альтернативные поставщики возьмутся, в документе не уточняется. Кроме того, государство гарантирует невмешательство в дела газового рынка, оставляя за собой полномочия выдавать лицензии его участникам, и в определение тарифов на транспортировку, распределение, хранение голубого топлива, а также за использование газораспределительных сетей. Примечательно, что вопрос цены для конечного потребителя (населения и предприятий), согласно закону, регулируется исключительно договором с поставщиком. Теперь по вопросу безудержного роста тарифов в Кабмине смогут демонстративно развести руками: «Мы здесь официально ни при чем, просто так сложился рынок. Не нравится поставщик? Выберите другого!»
Западные кураторы уже успели похлопать своих подопечных по плечу. Пресс-секретарь вице-президента Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза Мароша Шевчовича Анна-Каиса Итконен «приветствовала» новый закон и обещала помощь ЕС в его имплементации.
…но забыли про овраги
На самом деле принятый Радой нормативный акт сложно втиснуть в украинские реалии. Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что «этот закон нарушает законодательство Украины, которое уже есть». «Его “по-албански” перевели и не читали», - намекает эксперт на страну, откуда депутатам подсунули на голосование пресловутый закон. Основный смысл нормативного акта, конечно, не в пафосных словах вроде «диверсификация», «свободная конкуренция» и «защита потребителя». Главное то, что НАК «Нафтогаз», как теленок, которого ведут на бойню, подлежит забою, разделу и распродаже «инвесторам». Кроме того, две поправки к закону обращают на себя особое внимание. Первая поступила от депутата фракции «Народный фронт» Александра Ксенжука и была принята большинством голосов. Она вводит новый формат работы частных операторов с газораспределительными сетями. Если раньше т.н. облгазы пользовались «трубой» бесплатно, то сейчас им придется раскошелиться на аренду в пользу государства. Вторую поправку внес внефракционный депутат, член партии «Свобода» Юрий Левченко, который хотел законодательно запретить приватизацию украинской ГТС частным инвестором. Эту инициативу Рада отклонила, что само по себе говорит о многом.
Новый закон может не оправдать радужных ожиданий. Хотя Порошенко обещает, что в результате «либерализации рынка» цены на газ для населения и промышленности будут понижаться, но опыт европейских стран, где были проведены подобные реформы, говорит об обратном. «В ЕС никакого снижения цен после имплементации не произошло. Произошло повышение цен для населения, и очень приличное. То же в сегменте промышленных потребителей», - говорит сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич. Для населения, до сих пор не переварившего последний шоковый скачок цены на газ (в среднем на 285%), результаты создания «конкурентной среды» и «свободного рынка» могут стать очередным неприятным коммунальным сюрпризом.
Объявленная «деолигархизация» страны грозит вылиться в банальный передел газового рынка, за который, как всегда, заплатят потребители. Власти не скрывают, что закон «О рынке газа» направлен прежде всего против облгазов, от 70 до 80% которых принадлежат Дмитрию Фирташу. В начале 2010-х ходили слухи, что олигарх скупает их для последующей перепродажи «Газпрому», но пока они так и не нашли своего подтверждения. Украинские энергетические эксперты даже сегодня считают главным риском сохранения распределительных сетей в «эффективных частных руках» высокую вероятность того, что «они могут оказаться у россиян».
Сначала Кабмин своим постановлением в августе 2014 года вдвое снизил нормы потребления газа для населения, а Арсений Яценюк объявил, что благодаря волевому решению министров страна сэкономит 1 млрд. кубов голубого топлива и получит $0,5 млрд. дополнительных доходов. В своем открытом обращении профсоюз работников газовых хозяйств и руководители 32 газораспределительных предприятий (облгазов) по пунктам объяснили главе правительства, почему ни экономии, ни дополнительных доходов не будет, а розничные цены для населения возрастут.
Затем с помощью нового закона у облгазов собираются отобрать распределительные сети. Казалось бы, заставить олигарха платить за использование государственного имущества в бюджет – благое дело. Но даже бывший работник НАК «Нафтогаз», занимавшийся «раскулачиванием» Фирташа при правительстве Тимошенко, признает: «Передача сетей в аренду и заключение арендных договоров приведет к тому, что арендная плата просто будет включена в тариф и расходы по ней лягут на плечи потребителей». Отобрать у облгазов «трубу» тоже не так просто.
Во-первых, дико звучит, но «никто точно не знает, где в Украине сколько [газораспределительных] сетей», потому как полноценного реестра государственного имущества в газовой сфере не существует. Во-вторых, часть сетей находится в частных руках. В случае передела собственности в местах стыков «государственной» и «частной» трубы «нужно ставить узлы учета, решать вопросы распределения потерь и много еще чего». Доля негосударственных сетей может достигать 20-30%. Наконец, в третьих, открытая война с Фирташем чревата для украинских властей тяжелыми последствиями. Очевидно, что правительство Яценюка, ссылаясь на европейскую практику и политическую целесообразность, хочет упразднить облгазы как явление. В случае возникновения угрозы своему основному бизнесу Фирташ будет действовать не только в излюбленной им юридической плоскости, но может применить и «запрещенные приемы». Например, в 2008 году облгазы просто перестали перечислять коммунальные платежи на счета НАК «Нафтогаз», поставив энергосистему страны на грань коллапса. Нужно учитывать, что газовый рубильник и денежные потоки сегодня находятся в руках олигарха.
Не могла остаться в стороне от «реформирования» рынка и Юлия Тимошенко. По итогам работы парламентской рабочей группы об обоснованности новых тарифов ЖКХ лидер фракции «Батькивщина» настаивает на снижении цен на газ для населения более чем в два раза (с нынешних 7188 грн. до 3505 грн. за тыс. кубов). Формула «счастья» от газовой принцессы проста: снизить ренту на добычу голубого топлива, сократить норму потребления для населения и законодательно запретить направлять добытый в Украине газ промышленным предприятиям, используя его исключительно на нужды коммунальщиков. В переводе на понятный язык сокращение норм потребления означает, что бремя плановых технических потерь в распределительных сетях переложат с государства на облгазы, а добывающие компании освободятся от налогов. Тарифы не снизятся, а крайними всегда можно сделать облгазы. Ведь именно они, а не государство или НАК «Нафтогаз», согласно новому закону, определяют «рыночную» цену газа для населения.
Вялотекущая шизофрения
Если внутри страны действия власти вписываются в привычную для Украины логику борьбы олигархических кланов и передела собственности, то в международных газовых делах поведение Киева можно описать как вялотекущую шизофрению. Украина просит РФ продлить скидку на газ, начинает антимонопольное расследование против «Газпрома» и собирается получить доступ на немецкий газовый рынок. По-видимому, надежды на Стокгольмский суд в Киеве мало. И потому украинские власти решили «разобраться» с российским монополистом на своей территории, выписав ему штраф в размере 10% от оборота.
Участятся ли приступы и как долго больной будет мучиться, станет ясно ближе к зиме. Пока же Украине нужно срочно искать деньги на закупку 18-20 млрд. кубов газа. Если до 1 октября этот объем газа не будет закачан в ПХГ, бесперебойный транзит российского голубого топлива в ЕС будет снова под вопросом.
А пока… 27 мая глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Дмитрий Вовк заявил, что НКРЭКУ не намерена пересматривать тарифы на газ и электроэнергию для населения, будет и дальше придерживаться двухлетнего плана приведения тарифов к экономически обоснованному уровню.