|
“Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2Тим. 3,1). И вот вследствие оскудения благочестия пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От этого ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и из-бранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении. Он (Господь) сказал: “...По плодам их узнаете”, – и вот и ты по этим плодам или, что тоже, по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пастырей. Это духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо; и войдут они во двор овчий – Церковь, пролазя инуде: как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы. Господь именует их разбойниками (Ин. 10, 1). Действительно, первым их делом будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо). Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, – знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию. Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу, потому и сказал Господь, что по плодам их узнаете их. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы, Церкви послушны.
Большое притеснение будет от еретиков монахам и жизнь монашеская будет тогда в поношении. Оскудеют обители, со-кратятся иноки и те, которые останутся, будут терпеть насилия. Однако сии ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, за непокорность же, угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10, 3). Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг.
Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: “Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит”. Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святою обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Он своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места. Не бой-ся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 11, 1-3), предрекшего – будь верен до смерти и дам ти венец жизни (Отк. 2,10). Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь”.
Комментарий. Какие темы в этом письме рассмотрены?
1. Вследствие оскудения благочестия не будет опытных руководителей в духовной жизни ни в епархиях ни в монастырях, и от того будут распространяться ереси и расколы.
2. Прельстятся многие, и бес будет хитростью руководить ересью («действо льсти, во еже веровати лжи» - Фес. 2, 11, по апостолу), чтобы прельстить и избранных. Из этого следует, что отступление, в котором верным уже нельзя будет участвовать, начнется задолго до того, как будут грубые изменения – такие как изменение Символа Веры и т.п. Но смогут заметить хитрости врага и избежать их только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
3. Главная хитрость врага – это поставить своих людей у власти в Церкви. И будет это происходить с попиранием уставов. Если это стратегия врага, то она направлена на выигрыш, т.е. на лишение благодати для простых прихожан. Бесы, как падшие ангелы, за долгий период времени освоили наиболее действенные способы борьбы с Православием. В первые века христианства подстреканием язычников на прямое убийство христиан они только выявили полки мучеников и исповедников. Впоследствии их методы изменились, и через ереси отпало от Церкви множество людей. Инструментами, как правило, были лжепастыри – епископы и патриархи. Поэтому нельзя говорить вроде «они сами по себе, а мы сами по себе и пр.» Единение пастыря и паствы в Церкви глубже, чем взаимоотношения начальства и подчинённых. Из-за такого духовного единства и существует запрет молитвы с еретиками, а не из-за внешних границ, как перетолковал Архиерейский Собор РПЦ 2008 г. и подтвердил Поместный Собор 2008 г. Кадровая политика проводится еретиками с прямой и конкретной целью захвата власти и лишения Церкви спасающей благодати. Так действовали жидовствующие на Руси XV в. Стратегия сохраняется. Иосиф Волоцкий в «Слове против еретиков» упоминал, что расследование против тайных еретиков важнее, чем против явных, т.к. тайная ересь обольщает больше душ (т.е. служит к погибели большего числа людей). Стратегия ересей тоже меняется со временем: не будет грубых изменений, как в древности, но меняться будет сам дух веры. Более всего в этом преуспевает экуменическая идеология и сопутствующие (толерантность, многополярность, демократия-лаодикия) и пр. Хорошо это выразил Паисий Афонский, сказав, что антихрист не будет требовать явного отречения от веры, а возьмёт тебя в свою корзинку и понесёт, куда ты не хочешь. Сродни этому высказывание иером. Серафима (Роуза) о том, что икона антихриста будет написана в лучших византийских традициях (имеется в виду то, что антихристианство оденется в самую «благочестивую» внешность).
4. Еретики, рвущиеся к власти, узнаются по плодам:
А). Стремление к должностям, попирая уставы (симония, канонические препятствия к рукоположению и пр.)
Б). Нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка.
АА). Нарушение божественного чина: сокращение служб, невнятное и быстрое чтение молитв, оперное пение на клиросе, и т.п.
ББ). Нарушение отеческого предания: не только затрагивается обрядовая сторона, но и толкование смысла вероучения и богослужения, характер проповедей и сам образ жизни, что проявляется более всего в духовных школах как растлевающий дух. Потом эти духовно растленные люди соответственно воздействуют и на паству. Более всего тут действуют как орудия – экуменизм, толерантность и универсальное послушание без рассуждения.
ВВ). Нарушение установленного Богом порядка: введение нового стиля (не только Пасха, но и Месяцеслов, как во многих Поместных Церквях), изменение богослужебного языка и правка богослужебных книг (везде в молитвах подкорректирована царская тема, даже там, где не только упоминаются конкретные имена царей, а сам принцип царства).
В). Горделивый нрав, властолюбие. Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу. Ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия.
5. Первое дело еретиков, захвативших власть – гонение на истинных пастырей, так как без этого нельзя расхитить стадо. То есть, проталкивание «своих» людей на верх делается именно для того, чтобы погубить простой верующий народ, который в слепоте своей последует за лжепастырями, просто по привычке посещая храмы. Гонение будет на всех рабов Божиих, так как бес действует ложью тайно, маскируя ложь, и любое высветление его дел с помощью правды сводит на нет все усилия врага. Нет ничего сильнее правды как таковой. Оружие правды самое действенное.
6. Один из главных приёмов врага – это не сразу открытое гонение, а сначала попытка привлечь уважаемых в народе пастырей на свою сторону. Обещать будут покровительство и житейские блага, а за непокорство – изгнание (т.е. лишение сана и места). На малодушных будет большое уныние, а верующие, живущие по вере, будут получать венцы за одно стояние в истине.
7. Отсюда двоякое действие людей:
А). Одни, по причине малодушия, особенно те (монахи), которые обязались имуществом и богатством, ради любви к покою будут готовы подчиняться еретикам. Им надо будет перед людьми оправдываться, и они будут усыплять свою совесть, говоря: “Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит”. Сродни этому высказывания вроде: «Меня погонят, а куда вас всех девать», «Вот я сейчас скажу всю правду, а что этим добьюсь – только выгонят, и обитель потеряем, лишусь места – а куда идти т.п.». Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святою обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Б). Вторые будут верить, что Бог сильнее врага и никогда не покинет Он своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места. Они не будут боятся скорби, а будут бояться пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом.
8. Итак, подобает укрепляться в благодати Христовой Иисусовой, вместе с которой только и можно с радостью спешить подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 11, 1-3), предрекшего – будь верен до смерти и дам ти венец жизни (Отк. 2,10). Здесь и проявляется тот самый девиз «Православие или смерть», против которого так восстал Кирилл в проповеди в Неделю Православия 2009.
Ей, гряди, Господи Иисусе Христе! Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь
Ключевые Cлова: будет, будут, ереси, Господь, тогда, Церкви, жизни, только, этого, ndash, благочестия, чтобы, пастырей, войдут, всюду, Христа, духовной, радостью, склонить, бойся.
|
|