|
О необходимости связи веры и профессии, и о православии, как идеологии творческого трудаДоклад на конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного»
Профессиональные отношения, связанные с выполнением работы и представлением ее результатовпотребителю, являются частью общественных отношений. Православие должно регламентировать их таким образом, чтобы придать им собственную этическую (не ориентированную исключительно на денежную выгоду) основу. Речь идет именно о профессиональных отношениях. В этом смысле русская культура сможет дать свой ответ современному капитализму, соединившись с ним и выработав на его основесвою этическую модель - те нравственные ориентиры, используемые в ходе выполнения своего профессионального долга, которые будут характеризовать именно русского человека. Этот процесс может занять десятилетия, но он неизбежен. Россия способна предложить миру уникальную этическую основу деловых отношений, которыепослужат нарождению капитализма «новой» российской формации. Для этого надо, прежде всего, сделать так, чтобы необходимость приносить пользу своим трудом становилась религиозно-нравственной ценностью, а профессиональный труд, посредством которого это происходит,рассматривался, как необходимое жизненное призвание для каждого человека.
Огромный этический посыл христианства не должен размываться и выхолащиваться суеверием и показным благочестием. Мы, к примеру,часто слышим фразы «православный бизнес», «православные товары», «православная модель организации», и т.п. Не совсем понятно, чем отличается «православный» бизнес от «неправославного», чем отличается «православный» товар от «неправославного». Тоже самоекасается «православных» управляющих, инженеров, врачей, учителей, и др. Говоря о профессии, а не о каждом конкретном человеке, что означает данное определение применительно к ней? Те, кто выдумывают такие названия, видимо забывают, что процессы и профессии не бывают «православными», а предметы могут быть только освященными, но не православными, если это не предметы церковного обихода. «Православный» - это не наклейка, типа «кошерный». Такие формулировки при их распространении неминуемо приведут к постепенным искажениям значения этого слова, к его упрощению, и в лучшем случае - секуляризации. ПРИМЕЧАНИЕ: Например, в Западно-Европейской культурепраздник Рождества давно уже потерял свое религиозное значение и празднуется также, как Новый Год в нашей стране - по-домашнему, в веселой суете, с подарками от мифических персонажей и со скидками в магазинах. Христианство в практике выражается подвигом, актом любви к личности, в конечном счете - действием, но не названием. Православным можно и нужно быть по духу, но не по форме. Однако, все же следует отдать должное, что в ряде случаев такие «названия-этикетки» появляются у нас, как следствие искренней (хоть и нелепой) попытки связать русскую культурно-религиозную традицию и современную жизнь.
Религия, безусловно, должна проникать в современную жизнь, отвечать ее вызовам, и развиваться вместе с ней, сохраняя, однако, свое изначальное нравственно-этическое ядро. Это важное условие эволюционного принципа развития - не реформация (отвержение или извращение начала), но развитие нового из старого корня: применение опробованных принципов и выработанных здравых традиций к новым социальным явлениям и общественным отношениям. Говоря о религии, соблюдение этого принципа важно для сохранения (здоровой консервации) самого ее духа, несмотря на изменения условий существования общества.
События, о которых мы читаем в Евангелиях, являют для нас ту самую этическую основу профессиональных отношений, которую, к сожалению, мы не так часто используем на практике. Если нам не учиться трудиться в христианском духе, то развитие творческих начал личности будет тормозиться. Человеку нужен, прежде всего, мотив, чтобы действовать с полной отдачей, не жалея собственных сил. Для этого должно быть сильное побуждение и ощущение полезности своего труда. Это должно быть не просто выгодно, но должно быть ощущение праведности прилагаемых усилий. Это важный мотив для творчества в русском характере. Такое приходит, если работа выполняется, как форма служения ее Высшему идеалу - правде. Деньги при этом не являются мотивом для творческих усилий. Важнее осознание того, что трудвостребован и содержит высший смысл. И если лучшие творения мы создаем не ради денег, но ради красоты идеи, ради любви, и если эта форма служения близка и понятна нам и приносит удовлетворение от осознания собственной пользы, то значит это и есть основа профессиональных отношений для нас, которой надо держаться и укреплять ее в себе практикой.При этом деньги не исключаются из профессиональной жизни, но просто занимают в ней правильное место - оставаясь поводом для начала деловых отношений, они создают этическую необходимость их отработки. Деньги становятся не конечной целью, а вызовом для православного человека, принявшего их. Он должен отработать эти деньгине в соответствии строго с их количеством (тогда мы служим деньгам), а в соответствии с православным нравственно-этическим кодексом служения ближнему и Богу. Это всегда больше, чем сумма полученных денег. Дело в том, что деньги - это не просто то, на что обменивается товар. Добровольно отданные человеком деньги в обмен на товар или услугу - это, прежде всего, акт доверия. Чтобы мы ни говорили, но если мы добровольно расстаемся с деньгами - значит, мы на что-то рассчитываем взамен. Если мы решились с ними расстаться, значит, мы доверяем. Православный человек должен в наибольшей мере чувствовать ответственность, взяв деньги у ближнего. Он призван отработать их, это должно дать ему энергию и силы - он отвечает за них перед Богом и перед своей совестью. Именно так и развивается совесть и сознание (в англ. яз. - это одно и тоже).
Если эти этические посылы православия стараться применять в сфере профессиональных отношений, топравославие будетприобретатьдля нас более глубокое духовное значение, так как мы будем полноценно развиваться в нем. При этом и сами деловые отношения будут становиться более продуктивными. В них будет использоваться русский нравственно-этический код- служение духу правды. Это неминуемо приведет к усилениюдоверия - необходимого элемента для развития любого бизнеса. Могу с уверенностью сказать, что отношения по поводу продажи (товара или услуги) в России на уровне простых предпринимателей, инженеров, ученых, врачей, учителей и представителей иных профессий (жизненных призваний) должны происходить в этическомполе православия. Потому что продажа для истинно православного по духу предпринимателя, это не только получение прибыли, но и отработка ее - покаяние в труде, служение. Только так мы реализуем свой творческий потенциал в полном объеме. У нас появится шанс, кроме прочего, выработать в себе то, что мы сможем противопоставить мировой религииэкономической целесообразности.
Религия для русского человека - это, прежде всего, еедух. Я считаю это великой особенностью русского характера. Мы преклоняемся перед духом высшей правды. Этот дух мы всегда ищем, им оправдываем себя, и этот же дух вкладываем в символичное слово «отец». Поэтому фраза Христа «Все, что тайное - становится явным» во многом отражает душевные чаяния верующего русского человека. Мы в это именно хотим верить в жизни, в то, что это именно так происходит. Теперь дух правды, который нам необходим, должен также воплощаться в нашей профессиональной жизни. Это станет залогом появления доверия в таких отношениях, необходимого для их продуктивности.
* * *
Что такое капитализм? Это форма общественного устройства, когда допускается частная собственность и допускается свободный обмен товаром. Сила, которая, как энергия, приводит в движение обменные процессы, называется стремлением к прибыли, к ее увеличению, к накоплению богатства. Однако, тождественен ли капитализм стремлению к прибыли? Только ли к поиску возможностей добровольного обмена толкает нас жажда прибыли? Известный немецкий социолог Макс Вебер считал, что капитализм в такой форме, в какой мы его знаем сейчас, зародился относительно недавно - в начале 16 века н.э. Веберпришел к выводу, что капитализм вообще является продуктом «современности». Те отношения, связанные с приобретением материальных благ и их накоплением, которые существовали на протяжении тысячелетий, до появления современного капитализма, вообще нельзя было назвать капитализмом. Изучив массу исторических фактов и литературы, он сделал вывод, что «стремление к наживе, стремление к предпринимательству, к денежной выгоде, к максимальной денежной выгоде, само по себе ничего не имеет общего с капитализмом». По мнению Вебера, капитализм является следствием как раз обуздания этого стремления, во всяком случае, как он пишет -«рационального регламентирования», и поэтому он вводит в своей известной статье понятие «современного капитализма», как,собственно, единственного капитализма.Капитализм, по его мнению, - это регламентированная особым образом природная жажда наживы. Современный капитализм возник вследствие развития особого христианского мировоззрения в Западной Европе позднего средневековья (протестантизма). При этом, главным отличием современного капитализма от остальных процессов выгодо приобретательства Вебер называет «добровольный обмен», когда решение об обмене товара на деньги или на другой товар принимается сторонами без понуждения (формального или по существу) и происходит только при осознании ими взаимной выгоды. В качестве главных характеристик современного капитализма (ранее не существовавших) Макс Вебер приводит современную развитую законодательную систему, которая создала новые субъекты права - юридические лица, т.е. организации, у которых теперь есть право иметь собственное имущество и обязательства перед законом, и законодательные механизмы рационального учета капитала (бухгалтерия и формы отчетности). Результатом развития современного капитализма, основанного на добровольном обмене, он видит постепенное усложнение рыночных отношений, отделение мест производства товара от мест его продажи, отделение организации от ее владельца, законодательное оформление органов управления ею, и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что мы живем в эпоху современного капитализма - эпоху рационального выгодо приобретательства, основанного на добровольном обмене, и циклично действующем рационально устроенном капиталистическом предприятии, способном пережить своего основателя и жить самостоятельно, как бизнес. Но то, что было ранееэтого капитализма, тоже никуда не исчезло.
Добровольный обмен существовал всегда, но охраняться и регулироваться законом, как особенность современного товарообмена,на фоне всей истории развития мировой экономики стал относительно недавно. По крайней мере, такой вывод можно сделать опять же из материалов Макса Вебера. Но во все времена, и это уже известно, в том числе, из истории нашей страны,крупное обогащение происходило преимущественно не за счет добровольного обмена, а за счет форм понуждения - грабежей, афер, государственных кампаний по колонизации земель, войнам и т.д. Крупный бизнес финансировал военные компании и т.д. Главная особенность подобных способов обогащения состоит в том, что такие формы бизнеса носили и носят разовый «проектный» характер. Эти предприятия (от слова - предпринимать что-то) не живут и не жили за счет циклично образующегося капитала и прибыли. Их характеристикой является высокая прибыльность, высокий риск и разовость. Это и есть антипод современному капитализму, который призван развивать промышленность и малое предпринимательство на основе циклично работающих предприятий и создания ими добавленной стоимости. В нынешние времена человечество, к сожалению, стало использовать продукт современного капитализма - развитое законодательство - для таких же форм обогащения, которые,как и раньше, так и сейчас можно описать одним словом - разовая авантюра. Авантюры всегда разовые, цикличных авантюр, как бизнеса, с присущими ему понятиями эффективности, рентабельности и т.п. - не существует. Авантюризм в последнее время значительно глубже проник в современнуюжизнь, и авантюрный капитализм значительно превысил «современный» производственный капитализм, о котором писал М. Вебер, по объему своего влияния на мировые экономические процессы. Промышленные предприятия, некогда частные, находившиеся во владении семей и существовавшие по их воле, достигнув определенного уровня бизнеса, выкупаются гигантами (как правило, банковского сектора) зачастую для единственной цели - привести в порядок отчетность. Далее следует перепродажа либо закрытие - все будет зависеть от планов нового хозяина и его представлений о том, как использовать покупку для следующей более выгодной сделки по ее перепродаже. Главное - раздуть цену купленного только что «товара». Существуют целые виды бизнеса, суть заработка которых состоит в покупке и выстраивании некогда независимых частных компаний в некие цепочки для последующей комплексной перепродажи. Этому способствуют всевозможные фонды, кредитные учреждения и пр. Финансовый сектор, включая ростовщичество, отвергаемое и христианством и мусульманством, развился до небывалых ранее объемов деятельности. Общей характеристикой нынешних процессов в мировой экономике, прослеживающийся и в политической жизни, является смещение доходов с цикличных процессов производства товара и его совершенствования рационально устроенными промышленными предприятиями, в сторону крупных разовых авантюрных сделок, возникающих зачастую на пустом месте. Это приводит к резкому обогащению одних, и резкому обнищанию других, что, в итоге, приводит к тому, что называется бедностью - к разнице в доходах - и эксплуатации ресурсов.
В настоящий момент современный капитализм стремительно превращается в тот «капитализм», который существовал всегда. Но интересно то, что у каждого подобного социального процесса, как правило, существует идеология - некие религиозно-этические правила, ограничения или специально отсутствие таковых, которые, реализуясь на практике, создают новую культуру, новые ценности, дополнительно усиливая эти процессы. Известный американский венчурный финансист венгерско-еврейского происхождения - Джордж Сорос - признал, что «экономическая теория приучила нас принимать ценности, как данное, хотя действительность показывает, что они формируются в результате рефлексивного процесса.Религию и традиции значительно сложнее анализировать с экономической точки зрения.Преобладание на Западе и в ориентированных на Запад обществах экономических ценностей само по себе является отражением нашего экономического успеха. Ценности изменяются рефлексивным образом: тот факт, что экономическая деятельность принесла позитивные результаты, увеличил значение, которое имеют для нас экономические ценности. То же можно сказать и о научном методе: триумф естественных наук поднял статус научного метода на необоснованную высоту». Так и создаются ценности...
То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом значительного преобладания экономических ценностей (результат успеха современного капитализма на фоне общего ослабления значениярелигии в Европе) и представляет собою создание новой этики и уже новой религии на ее основе - религии экономической целесообразности. Суть ее этического корня состоит в получении максимальной выгоды в кратчайшие сроки. Это поведение не просто допускается - оно становится этической нормой, т.е. активно поддерживается обществом. Фактически сейчас имеют более менее стабильную экономику, основанную на промышленном производстве и добавленной стоимости, те европейские страны, где еще сильны прежние религиозно-этические традиции и сохраняется воспитанная столетиями религиозная трудовая этика. Однако, новая напасть - исламизация Европы за счет переселенцев из мусульманских стран северной Африки и ближнего Востока - рискует дополнительно размыть существующий уклад и ослабить сложившиеся за века культурно-религиозные трудовые традиции в этих странах.
Укрепление религии экономической целесообразности, рост социальной несправедливости, и эрозия христианских ценностей, приводят к тому, что даже в самой Западной Европе и США - во внешне благополучных странах - в противовес всему растет интерес к исламскому фундаментализму, к религии, разрешающей насилие ради высшей справедливости. При этом, это движение характеризуется солидарностью - тем, чего нет, и не может быть как ценности в религии экономической целесообразности. Кажется, людям она просто необходима и этим также пользуются идеологи этих исламских движений.
Россия пока сохраняет свою культуру и свое независимое отношение ко всем этим процессам. Но это не значит, что у России есть врожденный иммунитет к ним.Иммунитета нет. Для его обретения мы должны познавать и формировать практикой собственное понимание глубинных этических основ профессиональных отношений, необходимых для развития современного капитализма. Для этого мы должны стремиться реализовывать подвижнический дух православия в своей профессиональной жизни. Нам необходимо осознать, что занимаясь делом своей профессии, мы должны зажигать ее своим духом и реализовывать в ней свои лучшие национальные этические качества. Пассионарность должна выражаться желанием сделать лучше, чем это требуется. Подвиг должен выражаться дополнительным упорством там, где этого могут не ожидать от нас. Поиск правды выражается в стремлении к красоте исполнения. Нелицеприятие выражается в чистоте мыслей, аутентичности, что важно при обсуждениях и диалоге с партнером по бизнесу. Основу для такого отношения к своему делу мы обнаружим в православии. Вопрос в том, насколько мы об этом задумываемся и как часто применяем на практике. Пока не часто. Идея служения чрезвычайно близка нам по духу, и, по сути, является формой христианского покаяния. Так будем делать это в нашем труде.
Такоеотношение к профессии позволит религии глубже проникать в повседневную жизнь ивоплощаться в ней делами, воспитывая нас особым образом. Религия должна нести людям не поверхностное суеверие, от которого многие отказываются, отметая вместе с этим и религию, но побуждать к творческому труду. Идеологическая концепция творческого труда чрезвычайно важна для развития российского общества в противовес поднявшей вновь свою древнюю голову ереси экономических ценностей. Пусть каждый богатый русский спроситсебя, куда он хочет потратить деньги, если ему больше нечего себе купить, так как у него все есть? Он задумается об образовании детей или о благотворительности, и... вероятней всего начнет строить храм. Так уж мы устроены. Сложнейший вызов для нас сейчас в том, чтобы на фоне окружающего нас мира начать строить свой капитализм на основе своих духовно-нравственных ценностях, а не подложенных нам кем-то извне.
В мире наступил тяжелый и мрачный период денежного рационализма, идеологии, в которую российскому обществу крайне опасно погружаться и увлекаться ею. Напротив, мы должны ей противопоставить что-то свое - созидательное и регламентированное нашей верой, основанное на стремлении к пользе. Это экономические отношения, основанные на стремлении приносить пользу. Этому надо учиться, к этому надо стремиться. Зато это является залогом преуспевания нации в более широком, нежели только коммерческом, значении этого слова.
Источник: http://ruskline.ru/
Ключевые Cлова: капитализма, капитализм, современного, является, этого, отношений, развития, религии, деньги, отношения, этическую, человека, образом, должно, можно, просто, должен, более, профессиональных, только.
|
|