|
Господь наш Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7,15-19). Поэтому я, согласно слову Господа, и хочу в этой своей статье по плоду узнать неких современных лжепророков, кардинально переоценивающих нашу новейшую историю. Хочу узнать, какие «виноград и смоквы» они обещали нашему народу, а какой реальный плод в виде терния и репейника они действительно принесли? А для этого надо вспомнить некоторые не столь отдаленные времена, время горбачевской гласности, когда вся эта компания и начала свою разрушительную работу.
Вспомним, какой добрый плод они обещали собрать со своего терновника? Этот плод назывался - «покаяние», которое они тогда усердно и настойчиво навязывали нашему народу. Вероятно, начало этой навязчивости положил одноименный фильм Т.Абуладзе, заглавная мысль которого была подхвачена так сказать творческой интеллигенцией, излившей на нас тогда целый ушат своих разноплановых творений, начиная от действительно наболевших, искренне горячо и напряженно ищущих выход из тупика, и кончая откровенной конъюнктурщиной. Короче говоря, тогда на наших глазах возникло своеобразное российское «покаянное творчество, раскрывающее нам глаза на то, какие мы плохие, и призывающее нас раскаяться».
Интересно при этом заметить, что сама пишущая о покаянии интеллигенция разбиралась в этом основном предмете своей писанины столь же компетентно, сколь известное животное в апельсинах. Что поделаешь, университетские дипломы, степени и звания различных кандидатов и лауреатов немного прибавляют знаний по тому предмету, о котором мы сейчас говорим. Отчасти потому, что в университетах его до последнего времени не изучали. Отчасти же потому, что знания эти даются главным образом не через лекции, чтения да рассуждения, а через практическую аскезу: труд, слезы и молитву, кои нашим новоявленным «учителям народного покаяния» были совершенно чужды. Весь пафос этих лиц ушел на разоблачения, в частности, на разоблачение нашей истории, особенно последнего ее периода. Из этих самых разоблачений, как джины из соответствующей бутылки, потом и выскочили разные «резуны», «бешановы» и прочие «духи». Что же касается положительной, конструктивной части их деятельности, то она свелась к невнятному интеллигентскому бормотанию о «дороге к храму». Вся идея оных обличителей сводилась к другому: показать нашему народу (разумеется, в первую очередь и по преимуществу народу русскому) какие мы плохие, гадкие и грешные и через это вызвать в народе раскаяние и покаяние. Вот и вся «положительная» составляющая их программы (т.е. это самое пресловутое «покаяние»). Так сказать обещанные нам «добрые плоды» - эти евангельские «смоквы и виноград, собранные с терновника да репейника», коими являются души малоцерковных и нецерковных интеллигентов, пытающихся рассуждать о таком сугубо церковном предмете, коим является истинное покаяние.
Впрочем, недалеко от них ушли и лица, формально находящиеся в Церкви, но поддавшиеся напору интеллигентского «покаянного» творчества. Возьмем, например, основную идею печально известного протоиерея Георгия Митрофанова. По его мнению «действительный акт покаяния» совершили генерал Власов и прочие лица, перешедшие на сторону Гитлера и обратившие свое оружие «против Сталина». А вот другие наши воины Великой Отечественной войны, начиная от маршала Жукова и кончая простым русским солдатом, который на своем горбу и вынес всю тяжесть войны, «совершили большой грех, победив фашизм и этим продлив жизнь советскому строю», поэтому, естественно, нуждаются все в том же «покаянии». А некоторые из этих лиц вообще считают весь советский период нашей истории сплошной чередой одних антихристов, с которыми сотрудничал весь народ, в том числе и священники, поэтому всем нам также нужно «каяться», всем нужно все то же, давно залежавшееся, это самое интеллигентское «покаяние».
А то, что оно плохо пахло и выглядело еще в начале гласности, наш народ понял сразу, уже тогда назвав все эти попытки известных лиц очернить нашу историю и сам народ очень точным, не в бровь, а в глаз бьющим термином, - чернуха. По аналогии со словами «сивуха», «порнуха». Люди уже тогда почувствовали и предчувствовали, что под видом пресловутого «покаяния» их и здесь хотят опоить каким-то идейно-опьяняющим суррогатом весьма низкого качества. Поэтому в этой своей статье я попробую, используя некоторые прописные истины православного аскетического учения, найти этим, хотя и иррациональным, но очень мудрым предчувствиям нашего народа, вполне рациональное богословское объяснение.
Начнем с того, что в рассуждениях наших оппонентов есть некая полуправда. Действительно, человеку, чтобы покаяться, необходимо сначала увидеть свои грехи. Святые отцы говорят, что начало здравия души бывает тогда, когда она видит свои грехи как песок морской. Но это видение своих грехов еще отнюдь не покаяние, а лишь его начало, и называется оно раскаянием. В обычном, т.е. естественном для падшего естества состоянии человек, как правило, не замечает свои грехи, часто почитая себя безгрешным. Поэтому для принесения покаяния он должен сначала увидеть свои беззакония, осознать, что творит грех, и что последний есть для него самое главное зло. В этом и состоит раскаяние. Казалось бы, это соответствует учению наших оппонентов. Но посмотрим, что далее говорят о раскаянии святые отцы.
Их своего аскетического опыта они познали и научили нас, что видение собственных грехов (т.е. раскаяние) есть для человека дело весьма тягостное. Душа смущается и трепещет, когда видит тягостную тьму греха ею, в теле содеянного. И если бы не было благодати Божией, укрепляющей человека при таком видении, - говорят св.отцы, - то никто бы не выдержал этого ужасного лицезрения собственной греховности и порочности. По этой причине, учат святые, раскаяние само по себе еще не есть добродетель покаяния и не всегда есть добро, не всегда ведет к добру, т.к. неизвестен его, т.е. раскаяния, исход, который может быть разным. Он может закончиться духовным возрождением человека, если перейдет в покаяние; а может - алкоголем, наркотиком или просто самоубийством, ведь и это бывает следствием одного лишь видения собственной порочности.
Отсюда еще раз со всей очевидностью вытекает, что раскаяние это не покаяние, ибо последнее, наряду с осознанием своей греховности, предполагает и добровольное приятие человеком содействующей благодати Божией, которая укрепляет душу в этом ее горьком сознании, услаждая ее, почему и покаянный плач, как мы знаем из житий святых, бывает сладостен для кающегося. Наконец, что самое главное, благодать Божия, дарованная нам Христом Спасителем как следствие Его искупительной Жертвы, открывает перед душой путь новой, безгрешной жизни, одновременно возрождая душу для оной. Все это вместе взятое и дает возможность человеку при принесении им церковного покаяния в процессе раскаяния не только избежать самоубийства в любой его форме, но и переродиться для нового святого бытия.
И наоборот, если человек, всего лишь раскаявшись, отвергает благодать, то не к покаянию и вообще не к добру ведет его такое раскаяние, типичный пример чему Иуда Искариот. Св.Писание говорит, что когда Иуда, предавший Христа, увидел, что Он осужден, то «раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную...и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27,3-5). Святые отцы истолковывают это место Писания так: «Раскаялся Иуда, но не покаялся, поэтому и удавился».
Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: к чему же собственно зовут нас вышеупомянутые генераторы чернухи? К покаянию? Очевидно, что не к нему, но лишь к раскаянию, которое должно закончиться для нас участью Иудиной. И действительно, основная идея любой чернухи (да и того, что художественно выше ее, но идейно ей соответствует), - «смотрите, какие вы плохие!». Смотрите на свои грехи, реальные и выдуманные самозваными карикатуристами, и видите их, знайте их, сожалейте о них, т.е. раскайтесь. И все. Но где же здесь та сила, та благодать, которая позволит нашему народу, нашим людям без ущерба для своей души перенести этот тяжелейший акт раскаяния, я уже не говорю - возродит их к лучшему? Говорили: «так жить нельзя», - прекрасно, что же вы не показали нам как же можно и нужно? А если не можете этого, то нечего раскачивать лодку народной психики. Не к покаянию звали и зовете вы наш народ, а к крайне опасному для души и бесплодному раскаянию. Совсем не к покаянию и духовному возрождению пытались и пытаются вести нас духовно слепые вожди, ведь они сами не имеют покаяния и поэтому не могут научить ему других, а тем более не могут показать нам этот самый пресловутый «путь к храму». Нет, нас пытались и пытаются вести другим путем - не подкрепленного благодатью, т.е. самоубийственного, раскаяния. «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14).
Поразительно, насколько даже в относительно лучших своих проявлениях далекая от Церкви интеллигенция не способна дать хоть какие-то положительные стимулы раскаяния. И не случайно в общеизвестном и уже упоминавшемся фильме «Покаяние» (а лучше было бы назвать его «Раскаяние») раскаявшийся грузин Авель не находит ничего лучшего, как нажать на спусковой крючок оружия, направленного в собственное сердце. Заметим, что в свете не столь давних событий войны в Осетии прямо пророчество какое-то получилось об Иудиной участи грузинского народа!
И отсюда очевидно, что самоубийство бывает разным. Можно ведь с помощью определенных психологических трюков понудить к самоубийству одного человека или группу людей, а можно с помощью подобных бесчеловечных экспериментов понудить к самоубийственным действиям целый народ или народы, достаточно счастливо живших когда-то вместе в рамках одной великой страны. Такой род психического воздействия, как известно, называется психологической войной. Которая велась и ведется против нашего народа. И несомненно, что именно она была одной из главных причин развала СССР, а одним из важных элементов этой войны была и есть генерация разнообразной чернухи. Это для внутреннего пользования, а на экспорт это называется «привить русским комплекс вины» перед всеми другими народами. Например, перед поляками за «Катынь», перед народами ближнего зарубежья за «советскую оккупацию», перед народами Европы за то, что «тиран Сталин» освободил их от Гитлера. В общем «каяться» нам надо за что угодно, ибо во всем «виноваты» русские. Перефразируя известную хохму, можно сказать, правда, не в рифму: «Если в европейском кране нет воды (а в газопроводе - газа), значит выпили русские, если в кране есть вода (а в газопроводе газ), все равно виноват русский и тогда».
Впрочем, я не буду заниматься здесь частностями, сомнительными «катынями» и т.п. С этим более или менее успешно разбираются другие русские патриоты. С меня было достаточно по слову Господа (Мф.7,15-19) показать какие духовные «смоквы и виноград» обещали нам вначале все вышеупомянутые хулители и фальсификаторы нашего недавнего прошлого, и какие духовные тернии и репейники они в действительности подложили нашему народу.
Как же с этим бороться? Так ведь уже борются вполне достойные люди, настоящие патриоты. Только, учитывая все вышесказанное, я хотел бы добавить к сему следующее. Думаю, что в этой борьбе не всегда следует прибегать к очень умной контр аргументации. Простому люду это не всегда понятно. Наш народ сам выдвинул очень весомый и всем понятный уже на чисто эмоциональном уровне контраргумент, назвав всю эту возню фальсификаторов - чернухой. Не так-то прост оказывается наш народ, и не так-то мудры оказываются набивающиеся ему в духовные вожди новоявленные «пастыри». Не слушают овцы чужого голоса, и за чужим не идут (ср.Ин.10,5). Включается где-то в народной душе защитный психический механизм, что особенно сказывается при праздновании Дня Победы. Сколько не клевещут на нее разные «умники», а наш народ торжественно ее празднует, в том числе и в ближнем зарубежье, и с обязательной георгиевской ленточкой.
Православный патриот должен этим воспользоваться. Повторяю, не всегда нужно заниматься очень умной контр аргументацией, но иногда вполне достаточно просто грозно посмотреть на фальсификатора и с презрением сказать ему в лицо: «Так это же чернуха!» И все ясно, особенно простому народу, не шибко искушенному в исторических тонкостях. Это же является и задачей любого православного патриота, поставленного настоящим пастырем народа, начиная от священника и заканчивая школьным учителем. Необходимо лелеять и развивать это здравое народное чутье, которым и различается духовный яд фальсификаторов, развивать в каждом индивидууме, личности, ипостаси нашего народа. С той конечной целью, чтобы русский человек, почуяв сей духовный яд, сам выключил телевизор, вышел из чернушного сайта, выкинул желтую газету или грязную книжонку, плюнув на нее и презрительно сказав: «Так это же чернуха! А ну ее в баню!»
Протоирей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
Ключевые Cлова: эпохи, интеллигенции, творческой, шедевры, гласности, противоречат, Церкви, отцов, Святых, учениям, Почему, истории, покаянии, подлинном, Городенцев, Георгий, патриотов, лжепокаянии, национальной, призму.
|
|