|
Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.
«Дом, разделившийся в себе, падет» (Лк.11, 17; см. тж. Мк. 3, 25). Ради единства Православных попробуем вместе искать ответы на наболевшие вопросы. Давайте, учась «служить Господу со страхом» (Пс. 2, 11), «с трепетом совершать свое спасение» (Флп. 2, 12). Будем помнить, что есть «мудрость, нисходящая свыше», но есть и «земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 15 - 4, 1).
Некоторые убеждены, что все беды Руси оттого, что кто-то кается в грехе цареубийства. Но скажите на милость, разве Господь когда-либо наказывал за покаяние?
Когда говорят, что кто-то берет на себя чужой грех, не забывают ли слова Евангелия о том, что «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27)?
Но будем объективны: вопрос есть - можно ли каяться в грехе цареубийства. Отложим эмоциональные оценки. Иначе они в равной степени будут приложимы к святым и авторитетам Церкви, к святому Иоанну Шанхайскому, Серафиму Роузу, Архиеп. Аверкию (Таушеву), Еп. Нектарию (Концевичу), к свт. Иоанну Снычеву, подписавшему призыв Священного Синода к покаянию в грехе цареубийства вместе со всеми членами Синода: Патриархом Алексием, Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тогдашним Митрополитом Кириллом и прочими. Таких посланий было два: в 1993 и в 1998 гг. Не спеша вчитаемся в выдержки из этих официальных Посланий Священного Синода Русской Православной Церкви:
«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.
И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад – усопших и ныне живущих – приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора… Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства».
(Послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи, обнародовано 18 июля 1993 г., опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» №6 за 1993 г. и в православных и светских газетах «Известия», «Московские новости», «Московский комсомолец», некоторыми Владыками было зачитано с амвона, читалось в храмах).
«Убийство Царской Семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом…
Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием». (Послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ, «Журнал Московской Патриархии» №7, «Московский Церковный Вестник» № 11 за 1998 г., официальный сайт ВЦС за 9.06.1998 г.).
Важно видеть существенное различие между криминальным актом убийства и цареубийством как грехом. В Послании Св. Синода 1998 г. (см. выше) ясно определяются разные степени греха, «безгласное попустительство» части народа и цареубийство как грех общийПриснопамятный Митрополит Иоанн (Снычев) разъяснял: «Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил… Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением».
Мне кажется, что в приведенной цитате Послания Св. Синода о безгласном попустительстве и в этой фразе и есть ключ к решению нашего с Вами вопроса. Послушайте еще раз: «весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его». То есть совершенно очевидно, что попущение цареубийства – это мера греха, свойственная большинству народа, мера соучастия в грехе. Но сам грех при этом не перестает называться «цареубийство».
Серафим Роуз объяснял: «Конечно, цареубийство не является единственным грехом, лежащим на совести русских людей. Оно является как бы символом России, отпавшей от Христа и истинного Православия…». По словам Архиеп. Серафима (Соболева), это «верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми на протяжении многих и многих лет».
Позволю себе аналогию. Современная девочка 14 лет делает аборт. В «Клинике, дружественной к молодежи», которые сейчас на каждом углу, ей сказали, что она молодец, что пришла вовремя. Ее подвигли к этому секспросвет, реклама жизни в свое удовольствие, угрозы родных, нищета. Она совершила это по неведению. Убивали ее ребенка, принося жертву сатане, чужие, незнакомые ей люди. Она лишь попустила им это сделать. И не имеет никакого значения, сама ли она приняла решение, желая избежать тягот и забот, или ее принудили, уговорили другие. Все они – соучастники (тоже наказуемые) ее преступления, а она – преступник перед Богом, так как, если бы не согласилась, то они не смогли бы совершить этого злодеяния. С этих пор она носит смерть в своем чреве. И жизнь ее не изменится, пока она не покается в том, что она – убийца своего ребенка. Так и с русским народом.
Апостолы Петр и Иоанн говорили народу в храме: «…вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили… Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению… Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа…» (Деян. 3, 13-20). Убили не римские легионеры, распинавшие Его, бросавшие жребий о Его хитоне и прободавшие Его животочные ребра. Убили те, за кого Он проливал кровавый пот в Гефсимании, кто кричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!», кто надругался над висящим на Кресте своим Создателем…
Разве весь еврейский народ до одного стоял на площади и кричал: «Распни Его»? (Мк. 15, 9-13). Нет, лишь какая-то малая часть, возбужденная слепыми вождями, могла поместиться в узких улочках у Претории. Остальные по неведению молчали. Симон Киринеянин, идя с поля (т.е. от житейских попечений) сподобился помочь нести спасительное Древо Креста. Были и такие, кто на расстоянии чувствовал трагедию богоубийства, как это описано в житии Св. Нины. Но все это не снимает вины с Израиля как целого. Апостолы призывали весь еврейский народ покаяться, говоря, что они «Начальника жизни убили». Значит, каяться должны были именно в убийстве, хоть и по неведению, а не в предательстве и попущении убийства. Каяться в убийстве Бога в своей душе прежде всего и, уверовав, креститься в Него, обретать жизнь в Нем.
Так и нашему народу нужно каяться в убийстве Царя своего в собственной душе и в душах своих детей, и, возрождаясь в нерушимой ограде Церкви Спасителя, каждому и всем миром молить о ниспослании Царя Православного.
Некоторые настойчиво повторяют: «я Царя не убивал». Да, он не стрелял в Царя. Но зададим себе риторический вопрос: почему тогда одну и ту же фразу: «я Царя не убивал» говорят и монархисты, и те, кто Царя, скажем мягко, не любит? Убивал ли Царя свт. Иоанн Снычев?
Для нас же с Вами важно, чтобы мы опирались на Священное Писание, согласное мнение святых и авторитетов Церкви и на здравый смысл.
Господь говорит нам: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Каков его грех? – прелюбодеяние. И знаем также, что «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 10-15). То есть всякий, кто плохо говорил на Царя, плохо думал о нем, отпадал от жизни вечной.
Современные данные волновой генетики на своем уровне объясняют этот механизм. Недаром грех убийства и пролития крови хотя и прощается, но оставляет по себе неизгладимый отпечаток, не позволяющий крещеному или раскаянному убийце быть священнослужителем. Недаром угрожали проклятием и отлучением от Святой Троицы всякому, дерзнувшему нарушить Соборное постановление 1613 г., его составители. Недаром евреев должны крестить лишь после специального чина отречения от их родового греха богоубийства.
Спросим себя: уверен ли я, что никто из моих родственников, дававших до 1917 г. присягу на верность Дому Романовых и не освобожденных от нее после свержения Царя, никто из тех, в ком текла их кровь, не похулил Царскую власть ни словом, ни помышлением?
Именно поэтому и написано в «Чине Соборного Покаяния в грехах русского народа», единственном, имеющем благословение Патриарха Алексия:
«Господи, помилуй нас, ныне живущих, хотя и не проливших крови Помазанника Твоего, но участвовавших в его духовном убиении злобным и богохульным словом, исходящим от безбожной и сатанинской власти.
Господи, помилуй нас, веривших кощунственным наветам и злобной клевете, прости нас, слепо повторявших слова безумной ненависти и тем являвшихся соучастницами в грехе цареубийства…
Господи, помилуй нас, и доселе не уразумевших, что на русский народ пал гнев Божий, пало Соборное проклятие за отпадение от веры Православной, за клятвопреступление, за отречение, предательство и убиение своего Царя, Помазанника Божия».
(Цит. по: Молитвослов. Минск, «Православная инициатива», 2003 г., с.151-190)
Такой подход основан на согласном мнении святых и авторитетов Церкви. Уже приводились цитаты Серафима Роуза, Митр. Иоанна (Снычева). Ученик прп. старца Нектария Оптинского Епископ Нектарий (Концевич) говорил: «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени над каждым из нас». В ответ на попытки некоторой части своей паствы оправдать себя Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками… Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Вот что писал в 1938 г. святой Иоанн Шанхайский: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление (т.е. преступление на верность вере, Царю и Отечеству) и цареубийство… В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ».
В другом месте он говорит: „Убийство Императора Николая ІІ и его семьи является исключительным как по виновности в нем русского и других народов, так и по его последствиям... „Кровь Его на нас и на чадах наших” (Мф. 27:25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и за своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха”.
Итак, мы видим, что покаяние в грехе цареубийства основывается на Евангельском понимании греха, его вселенского значения, даже если он совершается в мыслях или на словах, на согласном мнении святого свт. Иоанна Шанхайского, Серафима Роуза, Архиеп. Аверкия (Таушева), ученика Оптинского старца Нектария Епископа Нектария (Концевича), Митрополита Иоанна (Снычева). Именно поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви дважды официально призывал нас всех ради единства каяться «в грехе цареубийства, совершенном нашими предками».
Господь Бог ведает, почему люди, ополчившиеся против такого заповеданного нам покаяния, не обращают внимания, явно замалчивают очевидные факты. Ведь если они так хорошо знают литературу по этому вопросу, то не могли не встретить того, что приводилось выше.
Вернемся к вопросу о мере греха, ведь разные люди действительно согрешили в разной степени.
Даже в церковной среде было ликование или, по крайней мере, согласие со свержением Православной Монархии. Об этом свидетельствуют и многочисленные восторженные телеграммы от епархиальных собраний, и то, что в защиту Царя выступило лишь 6 из 385 действовавших на то время Архиереев, и то, как рушилась потом Церковь обновленцами.
Конечно, не виновен ни в чем протоиерей Иоанн (Кочуров), первый из новомучеников, которого убили после того, как он 8 (21) декабря 1917 г. вывел людей на Крестный ход в Царском Селе. Непричастны к страшным грехам народа и те, кто тогда последовал за ним.
А кто молчал? Кто молчал, хотя и не соглашался с происшедшим, кто никогда не похулил Православную Монархию ни словом, ни помышлением? Наверное, такие люди попустили убиение Царя. Их было немало, конечно. Особенно в Малороссии, чему есть яркие примеры.
Известен и случай, когда арестованного Царя пнул ногой в спину в храме Божием, во время молитвы, простой русский мужик. В Питере в Зимнем был лучший портрет Царя «в тужурке» работы Серова. Матросы выкололи ему глаза. Что бы они сделали, будь там сам Царь? Если «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3, 10-15), то кем были те, кто ненавидел своего Богом данного Царя, даже не протыкая штыками его портрет?
Известно, что не будь в Екатеринбурге охраны в момент привоза туда Царя и Святой Семьи, разагитированные русские выродки прямо там бы и совершили самосуд над ними. Но не это было нужно тем, кто замышлял именно ритуальное убийство.
Почитайте фамилии тех, кто охранял Царскую Семью перед расстрелом, тех отобранных убийцами людей. Там что, одни инородцы? Был среди них и Авдеев. И наша матушка Алипия Киевская тоже Авдеева. Народ действительно разделился. Вы прекрасно знаете, что почти все лучшие, не сбежавшие, но сражавшиеся за Веру и Отечество, были смертельно отравлены хулой на Монарха, Духом Святым помазанного на царство, почему и не дано было им победы…
Если объективно для каждого есть разная мера одного греха, то кто может полагать предел чьему-то покаянию? Как можно запрещать людям каяться, да еще и говорить, что все беды на Руси оттого, что каются не так, как кому-то хотелось бы? А если грех общий, народный, то почему называть его позволительно только самой нижней, самой неактивной ступенью молчаливого, «безгласного» попустительства?
Я отнюдь не настаиваю на формулировках. Многие люди усердно служат Богу, Царю и Отечеству, имеют разум творить Волю Божию, не вдаваясь в терминологию.
Если святой Иоанн Шанхайский назвал соборный народный грех цареубийством, то зачем мне искать другие слова, не лучше ли искать покаяния?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как правильно любить? Ответ очевиден: просто любить. Так же и на вопрос: как правильно каяться? Ответом будет – каяться. Кто-то же тонко пытается внести постоянный источник раздора, стимулировать словесные распри вместо собственно покаяния. Но ведь не эти люди принимают у каждого из нас покаяние, не им принесем мы свое сердце на Страшном Суде.
Если любимый мною о. Николай (Гурьянов) не употреблял слово «цареубийство», то это отнюдь не говорит, что он запрещал каяться в грехе цареубийства. Возможно, на тот момент для людей важнее было простыми словами объяснить, в чем именно он заключается, ведь суть греха была уже выражена до него. И вообще, яростные нападки на саму идею покаяния в грехе цареубийства возникли уже после 2003 г., когда вышел первый Чин покаяния, так что о. Николаю не было нужды выступать арбитром.
Если вернуться к обоим приведенным Посланиям Св. Синода, то явно проступает яркая мысль: «Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства» (1993 г.). Освященный Собор и русский народ в 1613 г. Духом Святым клятвенно утвердили Православное Самодержавие для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения наших душ.
Возможно, именно нежелание народного единения и, соответственно, деятельных плодов покаяния подвигает кого-то невидимого осознанно противиться покаянию в грехе цареубийства и накачивать других осуждением и негативными эмоциями. Именно эмоциями, то есть душевными движениями, которые на Страшном Суде могут оказаться мудростью земной, душевной, бесовской (см. Иак. 3, 15 - 4, 1). Такое наполнение тяжелее покаяния, и шарик не взлетает.
Я отнюдь не имею в виду тех, кто несет подобные листовки в массы. Мы же знаем, что целые институты над такими вещами работают. Их задача всегда одна – стравить, не дать покаяться и тем уничтожить. Да не будет!
Нам внушают: «люди берут чужой грех на себя». Задумаемся. Господь взял грехи мира на себя. Святой Царь Николай взял на себя грех клятвопреступления народа русского, грех его непослушания Воле Божией. Отец Владимир Шикин из Дивеево и многие старцы брали грехи других людей на себя. На такое способна лишь совершенная любовь. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27).
Но когда я, грешная, совершенной любви не имеющая, каялась в грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, я ничьих грехов на себя не брала, как никто из нас не берет и брать не может. Те, кто действительно брал на себя чужие грехи, осознанно просили об этом Бога, и им с Неба давалось.
Взять чужой грех на себя – значит сказать Господу: накажи меня за него. Мою кровь, мой пот взыщи. Так молился за Архиереев прп. Серафим. Мы так не просим. Наша душа вопиет к Богу: «Прости нас, Милосердный Господи, за то, что в нашем народе были все эти тяжкие преступления Твоего Закона». Мы отвергаем страшные грехи, копившиеся столетиями и приведшие к сегодняшней духовной разрухе. Наше покаяние имеет источником ощущение себя живой клеточкой народа.
Как и призывал нас Священный Синод в 1993 г.: «перед Богом и людьми» приносить покаяние в грехе цареубийства «от лица всех…–усопших и ныне живущих»(Послание Св. Синода от 18.07.1993 г.). Простой пример. Мы каемся, что некоторые из нашего народа продавали военные или научные секреты. А разве мало из нас когда-то могло сказать: «повезло, в Америку уехал, там ученые зарабатывают»… Разве тот, кто это сказал или даже мысленно с этим согласился, не усугубил общий грех народа?
На Чине каются в полутора миллиардах абортов. И я каюсь: я ни разу не пошла в соседнюю «клинику, дружественную молодежи», хоть она в двух шагах от меня, не попыталась поговорить с той девочкой… Даже никогда не молилась за нее.
Да, в Святом Крещении прощаются грехи, но последствия безблагодатной жизни отцов автоматически не уходят (об этом хорошо пишет Игумен N). Последствия идолопоклонства предыдущих поколений, нами нераскаянного, продолжают действовать. Может быть поэтому и нужно вспоминать и раны Церковного раскола, и спиритизм.
Недавно смотрела документальные кадры о том, как мужик ломает Крест на крыше храма. Старается, гнет, ногами на него влез… И у меня внутри слезный вопль: «Прости нас, Милосердный Господи!». Даже сама удивилась остроте этого чувства. А потом подумала: действительно, а как иначе - или покаяние, просьба простить нас всех как народ, или погибельное осуждение этого мужика, и так, конечно, понесшего наказание.
Архим. Софроний (Сахаров), великий ученик святого великой любви, прп. Силуана Афонского, говорит: «Падение Адама заключалось именно в его отказе признать, что он был тоже повинен в грехе… И нужно думать, что если бы он… взял на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира. Мы же, в свою очередь, отказываясь приносить покаяние за других, повторяем грех Адама, таким образом делая его падение нашим собственным».
Мы, страстные, не знаем любви святых. Но знаем, что она есть. Хотя бы послушайте слова Молитвы на озере святого свт. Николая Сербского (приводятся в сокращении):
За все грехи человеческие каюсь пред Тобою, Господи многомилостивый. Посмотри, семя всех грехов в крови моей!
Каюсь за всех обремененных, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскаленную.
Каюсь за всех человекоубийц. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя!
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой – дар слова – превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня, грешного, каюсь, ибо вся история – в крови моей. Ибо я в Адаме, и Адам во мне.
На Чине покаяния на Владимирской горке эти молитвы раздаются как камертон, как образец прошения истинно любящего сердца. Какая польза в высокоумных словопрениях, если у кого-то, пусть одного единственного, будет молитва?..
Ведь в нашей общей молитве за народ, за живых и усопших, рождается надежда на то, что скоро он весь станет на молитву. Может быть, поэтому некоторые и приходят на Владимирскую горку регулярно, потому что сердце их чувствует эту искреннюю молитву о спасении народа.
Только осознание себя частью единой судьбы дает нам возможность каждому в меру сил и даров работать в общем «тягле», выполнять Волю Божию о себе и своем народе.
Во время молебна там сначала молятся за себя и весь народ, и о «иже о покаянии не помышляют, иже в злобе своей утверждаются», чтобы Господь пощадил и призвал к Себе, а потом на панихиде уже просят о прощении личных грехов своих усопших сродников.
Отчего иго наше так тяжело? Апостасия имеет источником оскудение любви. Нечисть прорывается, когда свято место пустеет. За что всегда наказывал и наказывает Господь Свой народ? За идолопоклонство, за то, что вместо Него душу наполняли суррогатами, подменами. У новомученика Святителя Василия Кинешемского есть прекрасная книга «Толкование на Евангелие от Марка». Это живой учебник истинно христианской жизни. Там Святитель дает важнейшее для нас предупреждение, что и общественная деятельность может быть скрытым идолопоклонством, когда тщеславие тонко уводит от духовного трезвения, и «спасающий других» сам не спасается. Вот за что и сегодня наказывает нас Господь – за наше скрытое идолопоклонство.
За что была отнята благодать и наказан Израиль? Некий Михаил Александров пытается нас убедить, что наказан за то, что фарисеи и старейшины «подло повесили свой грех богоубийства на простой еврейский народ». Это почти новое слово в богословии! Воистину, как сказал Апостол, «некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 5-7).
Есть элементарный прием подмены понятий. Строится фраза по принципу «Это есть то-то». Первую часть строят в соответствии со своими целями, вторую дают как цитату на авторитетный для слушателя источник. Присмотритесь: Михаил Александров фразы собственного сочинения о подлом перевешивания греха учителями на народ с использованием таких спецэффектных слов как «чудовищный», «бесовское обольщение», «ужасный» «неразумие» завершает неполными цитатами. Но человек, ищущий Истину, увидит ответ на вопрос: за что наказан Израиль? даже в урезанной цитате учителя Церкви блж. Феофилакта Болгарского: «за неверие в Господа преследуются от всех и нет им никакого помилования».
Еще одно замечание по этому поводу. Михаил Александров, столь искренне жалеющий «простой еврейский народ», приводит такую же урезанную цитату Архиеп. Аверкия (Таушева) со ссылкой на пророчества Моисея во Второзаконии о наказании евреев язвами, людоедством (Втор. 28, 49-57, 64-67). Если почитать Священное Писание, то увидим, что то же место дает и подробное описание причин такого наказания: «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного Имени Господа Бога твоего… И останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего» (Втор. 28, 58, 62).
Что далеко ходить: вторая заповедь, переданная через Моисея, звучит не просто «не сотвори себе кумира», но: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 4-6).
Кто-то искренне уверен или нас пытается надурить, что все беды еврейского народа не из-за отсутствия страха Божия, не из-за вечного сползания к идолопоклонству, а из-за того, что на него якобы однажды подло повесили чужой грех. Вспомните, что сказал Господь: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле. От крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие приидет на род сей»(Мф.23, 35-36). Господь свидетельствует, что наказания за убийства праведников лягут на весь род иудейский по причине его беззакония, а не только на конкретных исполнителей конкретных убийств, которых уже давно нет в живых.
И в Откровении о наказании Вавилона (носителя яростного антихристова духа идолопоклонства и богоборчества, напоившего всю землю) говорится: «И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. 18, 24).
Так что не надо, не вникая в суть, повторять умело составленные специалистами хитросплетения. Каяться надо народу, а не бояться, что кто-то что-то на него «подло» навесит. Иначе терминология криминально-рыночных отношений или колдовства, а не Православие получается. Как кто-то сказал, «не бойтесь перекаяться - бойтесь недокаяться».
Приводят еще аргумент против покаяния в грехе цареубийства. Вспоминается отрок, осмелившийся сказать, что он убил царя Саула. Отрок не каялся, а хвалился тем, что убил Помазанника Божия, пусть и отверженного Господом.
Вывод из этого Библейского рассказа логичен: какой же страшной может быть кара Божия за цареубийство, совершенное на деле! Может, конечно, быть и другая, сомнительная логика: нельзя ни в коем случае говорить слово «цареубийство», иначе будешь наказан. Кажется, именно по такому пути нас хотят направить: запретить понятие «грех цареубийства». Вот тогда и приходится «нечаянно» замалчивать существование двух Посланий Священного Синода и согласное мнение о необходимости покаяния в грехе цареубийства таких духовных учителей, как святой Иоанн Шанхайский, Серафим Роуз, свт. Аверкий или Митрополит Иоанн Снычев. Но при этом, в случае действительно совершенного греха, кара Божия ведь не отменяется, а покаяние под вопросом.
Но цель авторов такими доводами действительно достигается: люди запуганы. Вы не задумывались, почему Апокалипсис не читается за Богослужениями Православной Церкви и почему именно с него начинают свое изучение Библии сектанты? Цель – нагнать побольше страха и потом уже втюхивать свое. С запугивания начинают и цыганки, пытаясь выманить у простачка деньги за свое гадание. В статье Михаила Александрова пространный рассказ об отроке и его казни стоит под №1.
А под № 3 он переходит в воспоминание о пережженных костях царя Эдомского. Позвольте спросить: на Кресте в Ганиной Яме эти слова зачем высечены? Когда я там была, у меня этот Крест вызвал только сильные покаянные чувства. Простите, что повторюсь: по известным причинам я объективно не могла брать на себя чужого греха, тем более «грех служителей диавола – грех пережигания в известь костей Помазанника Божия». Я просто и без всякой казуистики молила Господа простить мои личные грехи и помиловать мой народ, судьбой которого я живу.
Вспомним аналогию с девочкой, безрассудно попустившей аборт. Мне кажется, по отношению к своему ребенку она – убийца, по отношению к жертвоприношению сатане, которым является аборт – она попустила его.
Грех цареубийства – это совокупный итог богоотступничества всего нашего народа, родовой грех, требующий соборного покаяния. Понятие иного порядка - ритуальная суть самого убийства и последовавших действий сознательных служителей сатаны. Тем – анафема!
В сборнике «К вопросу о всенародном покаянии» (сост. Наталия Максимовна Гирняк) особо выделено, что Чин всенародного покаяния, проведенный в 1607 г. святыми Патриархами Иовом и Ермогеном, «не принес ожидаемых результатов». Действительно, до окончательного преодоления смуты еще четыре года. Только после сугубого всенародного поста и покаяния как величайшего дара Божьего смогло подняться всенародное ополчение.
Давайте вдумчиво вчитаемся в слова, подчеркнутые рукой Государя Николая II уже после отречения. Это определения Господни на горе Синае, через Моисея: «…оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония…и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня… тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои… Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их» (Лев.26, 39-44).
Мы видим, что Господом определяется период, в который уже покаявшийся народ должен еще потерпеть за свои беззакония. Так, как мы знаем, несли сокрушение раскаявшиеся грешники, ожидая извещения о прощении своих грехов. Так, как и нам следует поступать, принося деятельные плоды покаяния.
В начале 17 века не было теленовостей и мобильных телефонов. Делегаты, получившие разрешительную молитву от святых Патриархов, еще должны были донести их слово до простого люда. Вспомните, как посылал Господь пророка в Ниневию и как терпеливо ожидал ее покаяния.
Почему же мы, сегодняшние, дерзаем повторить за кем-то, что дело двух святых Патриархов «не принесло ожидаемых результатов»? Мы ли ставили им задачи и нам ли с них спрашивать?.. Почему Промысел Божий так опасно пытаемся расчленить, анатомировать?
Был процесс созревания народа ко всеобщему покаянию: еще Василий Шуйский, по словам историка С.М.Соловьева, «думал об этом очищении», потом люди от всей земли русской получили благодать разрешительной молитвы святых Патриархов и разнесли ее по домам. Они были закваской. И уже в положенный Господом срок, когда люди русские и признались «в беззакониях своих и в беззакониях отцов своих» и потерпели, когда страдания стали невыносимыми, а причина общего греха – очевидной, только тогда семя покаяния дало свой плод.
В указанном же сборнике утверждается, что в деле спасения Руси, деле Господнем, Чин покаяния 1607 г. и всеобщее покаяние 1611 г. были «в противовес» (см. с.10)! Это говорится исключительно затем, чтобы утвердить мысль, что для истинного покаяния «не требуются какие-либо специально составленные чины», имея в виду современный Чин покаяния. Прости нас, Милосердный Господи!
Конечно, без костылей лучше, но больному они необходимы. Уберите слово «чин», суть не поменяется. Канон Андрея Критского Великим Постом – специально составленное Богослужение, приводящее к искреннему покаянию, каждая вечерня – тоже специально составленная покаянная служба. Перед Причастием читаются каноны и молитвы, чтобы затеплились нечуткие сердца. Но есть и чины – особые, судьбоносные службы, например, Чин Торжества Православия, Чин отречения от жидовства.
И чтобы весь народ пришел к истинному покаянию, нужна закваска, нужны мы с Вами, усиливающие свой личный пост ради обращения ближних, испрашивающие у Господа дух покаяния, кающиеся о грехах народа, соборно молящиеся о его прощении и в меру сил участвующие в общем «тягле». Иначе Бог дает «дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим. 11, 8; см. тж. Ис. 29, 10).
У апологетов «попустительства» можно встретить еще одну странную мысль, что в 1611 г. кающихся в церквах людей Господь разрешал не через священнические разрешительные молитвы, а исключительно Сам, без какой-либо внешней формы. В упоминавшемся ранее сборнике так и написано: «над головами кающихся не читались разрешительные молитвы. Да и само покаяние не имело какой-либо формы: внешним проявлением его был только наистрожайший пост!». Почему кто-то решил, что на время строжайшего покаянного поста у русского народа тогда отпала надобность в Церковном Таинстве Покаяния и разрешительной молитве священства?
Иногда кажется, что незаметно хотят подвести к выводу, что ничего делать не надо: и в 1607-м Чин святых Патриархов «не привел к желаемым результатам», и в 1611-м без священников обошлись, и у нас - как станет жизнь совсем нестерпимой, все само собой и получится, лишь бы без ваших чинов. Для таких авторов и в 1607-м Чин был «несвоевременным», навязанным «сверху», и сейчас, хоть и инициированный снизу, тоже несвоевременный. Не по-православному как-то. А одна из листовок, купленная (!) у Н.М.Гирняк, вообще называется «Хватит каяться, пора бороться!». No comment.
Мы видим, как эмоциональный негатив тонко закладывается и в штампе «брать чужой грех на себя» вместо «каяться», и в рассказе, что место в Тайнинском под Москвой – место, где Мария Нагая признала Лжедмитрия свом сыном, и потому, дескать, там каяться не следовало. Но разве мы не читали, что святые на месте капищ воздвигали храмы Божии? Разве сам факт, что первый памятник нашему святому Царю в Тайнинском взорвали, не показывает, что место стало совсем другого духа?
Если сегодняшнее покаяние в народных грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства – «от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян. 5, 38-39).
Господь неоднократно давал знамения в Тайнинском, в Киеве в виде «царского венца», круговой радуги вокруг солнца (есть фото в интернете, Чин в Киеве 19 мая 2007 г.). В канун Крестовоздвижения в 2009 г. во время Чина покаяния вокруг Креста св. Князя Владимира в Киеве кружили два орла и мироточила фотография Царской Семьи.
«С ними Бог. Они победят. Постепенно поймут, что они правы», - эти слова всеми уважаемого старца схиархимандрита Ионы Одесского, сказанные им летом 2007 г. на Афоне в интервью Сергию Серюбину на прямой вопрос о Чинах покаяния в Тайнинском и противлении им может услышать любой.
Хочу добавить, что до этого на Владимирской горке два года по благословению приснопамятного Белоцерковского старца Амфилохия проводились другие, более развернутые, Чины покаяния в грехе цареубийства. На них часто бывал приснопоминаемый иеросхимонах Паисий, на могилке которого ныне много чудотворений и исцелений.
Господи, дай нам дух покаяния! Тогда и слова найдутся.
Сегодня живет уже четвертое после факта цареубийства поколение. Когда-то, чтобы на смердящем Лазаре Четверодневном показана была сила Божия, нужно было потрудиться – отвалить камень. И, главное, была необходима безоговорочная вера в его воскресение. От тех, кто в русском народе хоть немного понимает происходящее, сегодня тоже требуются труд и вера.
«Воскреснет брат твой, - сказал Иисус Марфе. - Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 23-26). «Не сказал ли Я тебе, - повторил он Марии, - что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40). Веруем, Господи, помоги нашему неверию!
Веруем, Господи, в Православное Царское Самодержавие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и русским народом для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божии русские последних веков. Аминь.
МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА
Источник: http://3rm.info/
Ключевые Cлова: Синода, грехе, цареубийства, Снычеву, Священного, призыв, подписавшему, покаянию, всеми, Алексием, Патриархом, членами, Иоанну, вместе, авторитетам, оценки, Иначе, эмоциональные, Отложим, каяться.
|
|