Сделать стартовой      Мобильная версия сайта
         
       
Главная
» Новости
» Новороссия
» Религия
» Казачество
» Политика
» Экуменизм
» Ювенальная юстиция
» Крестный ход
» Общество
» История
» Сетевая глобализация
» За царя!
» Армия и флот
» НАТО - нет!
» Здоровье
» Выживание
» Книги, фильмы
» Карта сайта
» Полезные сайты
» Юридические документы
Публикации
Публикации
Публикации
Публикации


   



Память народа - крупнейший в мире интернет–портал подлинных документов о Второй мировой войне


Под Державным Покровом Пречистой

Спрут. реж. Галина Царева

Святой батюшка Иона. Фильм 2 - Духовный отец

Святой батюшка Иона. Фильм 1 - Путь к Богу

Времена Донбасса. Сара Реджинелла. HD. РУССКИЙ ПЕРЕВОД

Автокефалия - за и против

Гении и Злодеи уходящей Эпохи

Новый мировой порядок и ювеналка в России

Oткуда идут деньги


материалы для канонизации А.В. Суворова
  Казачество : КАЗАЧЕСТВО СЕГОДНЯ  
 

Кокунько Г.В.

журнал «Станица»,

журнал «Кубанский Сборник»

г. Москва


Если считать за начало казачьего движения конец 80-х годов - когда на первых концертах ансамбля в Москве стали собираться и знакомиться между собой потомки казаков - время прошло уже немало. Можно бы и итоги определённые подвести - к чему пришли казаки, что из задуманного тогда удалось, что вообще задумано неверно было?.. Но, откровенно говоря, особых итогов как бы и нет! Почти ничего, о чём думали-мечтали, так мечтами несбыточными и остаётся. Как движение находилось в стадии становления, пытаясь определиться, куда идти, так, по большому счёту, и осталось...

Уж какие тут результаты!?.

До сих пор неясно - ни самим казакам нынешним, ни окружающей публике - что же такое было казачество историческое (сословие, народ ли?). И, самое главное - что такое казачество современное. Придумали учёные неплохой термин - "этно-сословная общность" - да вот объяснить его толком не смогли, и властям сообщить позабыли. А без такой ясности - как решать, куда двигаться? Любая концепция "возрождения казачества" тут повиснет в воздухе!

Нет этой ясности - нет и чаемого многими единства. В казаках нынче всяк, кому не лень, и отнюдь не всегда с какими хоть казачьими корнями. Оттого-то вот - словами старой песенки - "все друг на друга так страшно кричат!..".

Нет единства - нет и силы, чтобы всем вместе на власть давить, с общих позиций. А тут уже и власти самой - с чего бы особенно чесаться? Вот и не спешит она разбираться с "казачьим вопросом". Не желает (не может?) вообще решить для себя - нужно ли ей это самое казачество, а если да, то в какой форме? Есть ли для него вообще место в современной жизни?..

Потому и «законы о казачестве» выходят по большей части - недоделанные, недодуманные. Всё пытаются будто совсем что-то новое городить. Без прошлого. Ни земли своей (своей! собственной!), ни культуры, ни общины со старинными традициями самоуправления, хозяйствования и землепользования...

Вот и получается: только примется власть что про казаков сочинять - выходит нечто служилое... Да ведь и не сословие даже, а общественное объединение (при том всех подряд), именуемое, правда, по старинному - "реестровое казачье общество". ДОСААФ, если одним словом. Бутафория.

Оно и понятно. Заговори о традициях всяких, о восстановлении настоящих Войск (территориальных автономно-самоуправляемых областей) - какое слово дальше произнести придётся? Реституция! Слово страшное, ибо означает - возвращение потомкам обобранных незаконно отобранного большевиками: гражданских прав, земли, домов, имущества, денежных вкладов... Но вот ведь этого самого потомки комиссаров никогда не допустят - чтоб кому чего вернуть! Какой ещё угодно "-изм" объявят - лишь бы никому ничего не вернуть. И проблема эта далеко не только казачества касается - а всех россиян. У всех ведь в семьях что-то отобрали и возвращать не хотят.

Ну, а раз казачества как бы и нет до сих пор- покинули его организации многие из самых боевых, грамотных, толковых потомков казаков, не сгинувших в мутных потоках перестройки интеллигентов, предпринимателей, деятелей культуры. Не нашлось в этом ДОСААФе нового розлива места и женщинам-казачкам.

Зато поспешили возглавить его - это уже второй волной после чиновников от органов и КПСС - вообще непонятно кто, вплоть до самых откровенных проходимцев. Казачье происхождение тут не самое главное, да и образование тоже.

При том кажется, что никаких твёрдых взглядов на жизнь и политику у нынешних господ атаманов вовсе не наблюдается. Они просто неким случайным образом рассредоточились, перемешались между враждебными друг другу реестром и общественными организациями. Кому повезло в нужное время оказаться в нужном месте (то есть рядом с властью) - стали "атаманами" реестровыми. Кому не повезло - вынужденно пребывают в общественной оппозиции. Сложись всё чуть иначе...

Впрочем, атаманы наши зачастую всего лишь таковы, каковы их немногочисленные, зато удостоенные многими звездами на разноцветных погонах, подчинённые. Особенно те, что составляют постоянный состав всевозможных кругов.

Где в станицах если и сохраняется ещё среди населения некая ощутимая часть родового казачества (например, на Дону или Кубани), хотя бы процентов 10 - 30 (больше - редко где), дело ещё не так плохо. Семейные традиции, родная земля словно берегут от вырождения. Человек может хоть всю жизнь тяжело вкалывать в поле - а лицо светлое, глаза ясные, мысли здравые.

Беда основная - вне территорий традиционного казачьего расселения. Там, куда потомков казаков позабросила судьба за годы советской власти, где все беды казачьего движения порой будто удесятеряются! Стремятся в создающиеся здесь казачьи организации люди, до последнего времени нередко мало что знавшие о своём происхождении, вообще об истории, культуре и традициях казачества, не нашедшие себя в новой, постперестроечной жизни, а то и вовсе откровенные маргиналы. Наверное, ищут среди казаков комфортной для себя среды, поддержки - тем более, что СМИ порой формируют такой облик современного казака (хам с нагайкой), что людей успешных, культурных такие организации просто пугают давно.

Многие родовые казаки, особенно успевшие хоть что-то зацепить ещё от прежней жизни, хоть через дедов, по рассказам даже - стараются избегать какие бы то ни было казачьи мероприятия типа собраний (как бы раньше сказали - партхозактива). Всё равно ведь ничего нового, по сравнению с такими же десятилетней давности, там не скажут - зато от внедрённых тов. Алмазовым "казачьих традиций" тошно станет. Попал я несколько лет назад на приуроченное к какому-то очередному "всероссийскому кругу" реестровиков мероприятие, поименованное отчего-то "фестивалем казачьей песни". Оказался возле членов т.н. "Центрального казачьего войска" - недавно удостоенного права считаться не просто "реестровым", но именно "войском". Так и не понял, по какому принципу они без конца выкрикивали своё "лю-убо-оо!.."

Стало как-то совсем грустно. На концертах 20 лет назад сидели люди с иными лицами, манерами и речью. Так и думалось - какие мы замечательные, как много можем сделать вместе! Верилось: всё ещё можно вернуть - и прадедовские песни, и казачью волю, и черкески в армии...

Теперь - верится с трудом. Зато чаще вспоминается старый казак, взывавший тогда же, в 80-х, к классике: «Не надо разрывать могилы - неизвестно, что оттуда появится!..»

Создается впечатление, что наделённые властью федеральные чиновники недопонимают, в какой тупик загоняют государство, не желая разобраться с путаницей и недоговорённостями в важнейших, концептуальных вопросах казачьего движения.

Не встретил ещё ни одного человека, который бы стал утверждать, что принятый в конце 2005 года Закон "О государственной службе российского казачества" работает. Даже чиновники соглашаются: как же ему работать, если он изначально не соответствовал действующему законодательству?! Так, Законом "казачьи войска" трактуются как "добровольные объединения граждан". То есть - это всё те же общественные организации. Между тем последние, согласно Закону "О системе государственной службы в РФ" 2003 года, не могут выполнять профессиональную служебную деятельность. Закон о казачьей госслужбе не даёт определения основных понятий, которыми сам же и оперирует; не содержит он и механизмов осуществления и финансирования службы...

На указанные ошибки авторам популистского Закона не раз указывалось задолго до его принятия - однако он всё же был как-то очень быстро, после ряда лет затишья, проведён через Госдуму. Зачем - если авторы не могли не понимать, что на практике действовать Закон не будет?..

Целый ряд лет после принятия Закона власти продолжали, по существу, лишь имитировать шаги по становлению казачьей службы. И не удивительно, что многие чиновники открыто говорили о необходимости прекратить (или приостановить, до полного прояснения ситуации и принятия общей концепции возрождения) эксперимент с возрождением госслужбы - и сосредоточиться пока на поддержке одной культурной составляющей феномена казачества. Учитывая фактическое прекращение в своё время усилий по привлечению казаков к невойсковой охране госграницы, свёртывание их помощи наиболее серьёзным силовым структурам, можно предположить, что главным тормозом государственной службы казачества выступает силовой блок во власти РФ.

Но к разговору об этом мы ещё придём. Пока же заметим: в условиях, когда федеральная власть долгое время не решалась прояснить - для себя и для населения страны - казачий вопрос, работа с казачьими объединениями фактически оказалась отдана на откуп властей местных. А уж те действовали последние годы на своё усмотрение, нередко создавая фактически собственные "краевые" и "областные" реестры, со своими "приручёнными" атаманами - нередко, увы, достаточно случайными для казачества людьми...

При новом Президенте...

Изменилось ли что-то в последние несколько лет? Да, конечно. Разговоров о казаках и казачьей службе стало больше, созданы новые координирующие работу органы (чуть было не написал - контроля за казачеством) на всех уровнях власти. Только вот, жаль, казаков в них больше не стало. Как вообще их не стало больше в «казачьих» организациях.

Недавно оказался в Москве на одном мероприятии, связанном с казачеством. В одном из помещений «Единой России», под эгидой Всероссийского Педагогического собрания прошёл круглый стол, посвящённый вроде бы проблемам экономического становления казачества - «Законодательное обеспечение экономических основ развития российского казачества». Сложные вопросы становления казачьих обществ как самодостаточных, способных самостоятельно строить свою деятельность, помогать своим членам, должны были рассматриваться в режиме видеоконференции - причём на конкретном, подающемся как успешный, примере Одесского района Омской области. Там создана и функционирует «Станица Генераловка» - оформленная как потребительский кооператив.

Раздали брошюрки - «Стратегия развития станицы» - рассказывающие о районе, его населении, принципах организации хозяйств членов «станицы» ... Вот только о казаках, как таковых, во всей брошюрке нашёлся только один абзац из пяти строк - их там 450 человек, 125 семей, потомки переселенцев с Дона. И всё.

Вопросы казачьей культуры, становления общины, каким образом люди себя причисляют к казачеству, как относятся к реестру, государственной службе, даже происхождения названия станицы - составителей брошюры и организаторов мероприятия не интересовали в принципе. Было полное впечатление, что мы находимся на некоем производственном совещании, посвящённом становлению фермерских хозяйств.

Задавать наивного вопроса - «а при чём тут вообще казаки?» - я не стал. Боюсь, меня бы просто не поняли. Для большинства присутствующих казачество, очевидно, представлялось некоей абстракцией, разновидностью общественного объединения (сравнение с ДОССААФ здесь вполне уместно), которое исключительно «должно» государству и всем прочим его гражданам. Должно заниматься патриотической работой, служить, спасать сирот, бороться с преступностью и незаконной миграцией... Всё, что угодно, должно - кроме одного: заняться, наконец, самим собою, воссозданием своих разрушенных тем же государством и временем общин, уклада жизни, традиций и культуры.

Присутствовавшие на мероприятии от казачьих объединений в основном члены т.н. «Центрального казачьего войска» говорили тоже о чём угодно - только не о казачестве и его сегодняшнем положении. Тоже, видать, те ещё «казаки»...

В интервью из последнего номера журнала «Станица» бывший атаман ККВ В.Громов с тревогой говорит: «казак» - это такая специальность для многих нынче. Пока платят, обещают какие-то льготы, работу - эти люди служат. Мало начинают платить - уходят...

Почему же всё так получается? Неужели никто во власти не видел, что работа с казачьим движением давно и очевидно в тупике?

Несколько лет назад только что избранный Президентом России Д. Медведев не переназначил на должность своего советника по вопросам казачества Г.Трошева. Отставной генерал так и не разобрался, что такое казачество и зачем оно нужно государству. Началась «перестройка» на этом направлении государственной работы - очередная и, думается, далеко не последняя.

Принимаемые властями документы до самого последнего времени не только не вносили ясности в вопросы его правового статуса, перспектив воссоздания дееспособных казачьих общин, сохранения и развития казачьей культуры - наоборот, ещё больше их запутывали. Упорное желание видеть в казаках лишь разновидность «некоммерческих организаций» или ДОСААФ, боязнь самим существованием казачества "обидеть" элитные кланы Казахстана и северо-кавказских республик обрекли движение на застой и сохранение раскола, на дальнейшую маргинализацию. Об этом мы не раз писали в «Станице», хоть и без особой надежды на перемены.

Оглянувшись на годы, прошедшие от создания при Администрации Президента 15 лет назад Главного Управления казачьих войск, легко увидеть постоянное снижение интереса при предыдущих Президентах к казачьему вопросу. От Главного Управления - сначала к просто Управлению "по вопросам", затем к советнику, окончательно лишённому властных полномочий...

Почему же вопросы казачества фактически постепенно удалялись от главы государства, его Администрации? Равнодушно и вяло вели себя, прежде всего, В.Семенов, Г.Дейнекин и Г.Трошев, которым было поручено отвечать за казачество в Администрации Президента (особенно, как ни странно, два последних - в отличие от Семёнова, числящие у себя какие-то казачьи корни!).

Незадолго до избрания Медведева, атаманы войсковых казачьих обществ в письме ещё на имя В.Путина инициировали вопрос о расширении полномочий Министерства регионального развития, в составе которого находился отдел по работе с казачеством. Небольшой по численности, но состоящий из потомков казаков, переживающих за дело. Бывший руководитель аппарата Правительства С.Нарышкин (возглавивший теперь Администрацию Президента) дал поручение рассмотреть это обращение.

Была принята программа "Становления и развития госслужбы казачества в ", на что планировалось выделить 15374,4 тыс. рублей.

Ниже я специально буду касаться в основном темы, более понятной стороннему по отношению к казачеству наблюдателю и, тем более, государственным чиновникам - темы именно госслужбы. Ведь в представлении большинства жителей России и чиновничьего аппарата казак и служба неразрывно связаны между собой. Казаки, по их мнению, только для того и нужны, чтобы служить. И соответственно, всё возрождение должно сводиться к одному - возвращению казака на государеву службу.

Так как же у нас идёт это самое возрождение?

"Возрождаются", прежде всего, атаманы (по совместительству - нередко хозяева всяческих ООО, ЧОП и ПБОЮЛов). Простых же казаков власти из года в год уговаривают подождать - ещё немного, и ещё немного... Казачью общину подменяют клиентеллой упомянутых фирмочек, плюс несколько сдвинутых на истории энтузиастов для прикрытия.

Все результаты "возрождения" сводятся к засылаемой атаманами наверх толком никем не проверяемой парадной отчётности о достижениях их обществ на ниве госслужбы. Да и кто чего в этом бардаке поймёт, кроме самих его устроителей?..

Государство в лице т.н. "силовиков" при этом вяло пытается рассовать горстку казаков-призывников в разные воинские части. В этом году пришлось даже публично признать, что все прежние попытки создания «казачьих» частей провалились - «казачьими» они были лишь по названию. Вроде бы решили изо всего списка сохранить всего два полка. Только полки эти, как я понимаю - опять пехота. А вот формируемые сейчас элитные горные бригады - обходятся опять без участия казачьих обществ (зато параллельно исчезновению остатков казачества множится сила вполне себе официальных чеченских и ингушских формирований). Как обходятся без них и в ВДВ (хотя многие казачата с охотой занимаются в различных военно-спортивных клубах, готовящих ребят именно к десантным войскам).

Ну да ладно - это ещё не самая большая буде в этом плане. Куда хуже, что при таком раскладе никому нет дела до потомков родовых казаков, тем более до создания подлинно казачьих общин (одной из задач которых могла бы стать подготовка казаков, исполняющих особый вид государственной службы - по схеме: допризывная подготовка - казачьи части в армии - мобильный резерв).

 

На местах, "при кормушке" сложился целый слой псевдоказачьей бюрократии, которой перемены не нужны.

Кажется, подлинного возрождения - и казачьих общин, и тесно связанного с их особенностями общественного самоуправления, хозяйствования и традиций особого вида казачьей службы, своего рода элитного вида войск, навсегда оставившего след в мировой истории - пока ожидать не приходится. Чтобы понять это, достаточно проанализировать все заказанные властями Концепции возрождения казачества и иные подобные документы. Состоят они по большей части, из одних общих слов. Разве что гербы для казачьих войск нынешних, да форму одежды со званиями расписали подробно - ну да это дело известное: в той же армии любая власть у нас реформы завсегда начинает с новой формы (и нередко на этом их и заканчивает).

Говоря о перспективах возрождения казачества, о поисках его места в современной жизни (и, в том числе, в сложившейся системе различных видов государственной службы), невозможно не заметить ещё одной проблемы, на которую мы уже указали выше. Фактически против самих этих поисков - осознанно ли, или неосознанно - выступают почти все российские силовые министерства. Даже если в каждом из них есть отдельные энтузиасты, явные или потенциальные сторонники казачества (обычно офицеры с казачьими корнями) - они не могут серьёзно повлиять на систему. Которая, с одной стороны, упорно ждёт от казаков исключительно несения службы в принятых "совковых" рамках, а с другой - в реальной жизни к этой самой службе не очень-то и подпускает!

Разумеется, ни о каком "заговоре" тут и речи нет - просто система госслужбы давно и достаточно жёстко сложилась. "Чужих" там не ждут. Да и не производит нынешнее "казачество" впечатления серьёзной силы, способной по настоящему потянуть некий самостоятельный "фронт работы", способной заставить с собой считаться и законодательную, и исполнительную власть.

Остаются отдельные лазейки - на местном уровне (вроде народных дружин), в подразделениях МЧС, лесной и егерской службы. Ну и, пожалуй что, в погранвойсках - особенно, где граница пока толком не обустроена, а набранные по призыву солдатики в таёжной глухомани без проводников элементарно блукают...

...Но при тех же атаманах

Оказавшись, волею случая или чиновной интриги, у руля войскового общества, они больше думают, как удержаться у власти, угодить губернатору или вездесущей «Единой России», о собственном пиаре. И при том - полное нежелание не то что советоваться о принимаемых важных решениях с рядовыми станичниками, но даже элементарно ставить их в известность о запланированном и случившемся, отчитываться перед кем-либо (кроме хозяина - губернатора и Президента)!

Пример - атаман реестрового Дона В.П.Водолацкий. Попав по списку «Единой России» в Думу, решил он, видимо, для поднятия собственного политического веса на раз-два решить вопрос, который долгое время никак не могли осилить все казаки и историки Белого движения - о реабилитации П.Н.Краснова. Ни с кем не посоветовавшись, да ещё накануне визита на Дон Путина - возьми да и объяви, что Войско будет добиваться реабилитации казнённого Сталиным генерала!

Разумеется, СМИ и всевозможные «патриоты», тут же накинулись на батьку-атамана. Как можно - это же предатель! Тот же, не оценив расклада сил, отправился дискутировать на ТВ - где и получил, как говорится, «по полной программе». На экране ТВ растерявшие все свои аргументы вожди реестрового Дона выглядели бледно и даже согласились, что были неправы, «погорячились».

Уже в Ростове Водолацкий от имени всего Войска признал «ошибку». Верно, мол, нас старшие товарищи поправили. А всё лукавый попутал - в лице нач.штаба войска (за что его тут же и отправили, временно, в отставку). На прощание и тот пытался оправдаться - мол, речь шла о «реабилитации всех погибших и репрессированных казаков», и вообще «речь шла только об общественно-политической реабилитации Краснова...»

В результате, как сообщило РИА «Новости» - «Совет атаманов Ростовской области решил не просить политической реабилитации атамана Краснова. Казаки пришли к соглашению, что все заслуги Краснова перечеркиваются его сотрудничеством с фашистами».( Прим: «А сотрудничество краснопузых псевдоказаков с жидом Джугашвили и жидовской  безбожной властью как расценить?»)

Казалось бы - всё, решили-постановили? Ан нет! Опять же с экрана ТВ заглавный терский казак В.П.Бондарев мало того, что несколько раз повторяет категоричное «предатель» - отказывает Краснову в реабилитации на веки вечные, от имени уже всего казачества! Даже журналист, далёкий от симпатий к вождю Белого Дона, удивился:

— Но ведь он не был гражданином СССР? Формально вроде как не предатель... Может, просто не пришло время...

— Нет! - ответствовал батька-атаман. - Предатель! Он предал свою историческую Родину!..

О чём бы изначально не думал Водолацкий - вышло то, что вышло. Провокация. Готов допустить, что не злонамеренная, а от избытка «энтузиазма» - но разве от того легче? Совсем уже в итоге слова атаманов аукнулись позже. Когда после перезахоронения в Москве в некрополе Донского монастыря А.И.Деникина и, особенно, В.О.Каппеля, мы решили снова поднять вопрос об установке памятного креста на месте захоронения праха казнённых в 1947 году казачьих генералов.

Одним из наших аргументов всегда было практически всеобщее признание казаками Дона Петра Николаевича Краснова своим героем. Тем более, был и официальный ответ - что отсутствие реабилитации не может препятствовать установке памятника на могиле. Теперь же нам сказали иначе - да о чём это вы? Ведь сами же казаки объявили его «предателем»!..

Ужо постарались Виктор Петрович и Василий Павлович. За всех своих казаков - жаль только, посоветоваться с ними, как всегда, позабыли.

Такие вот советчики у нынешней власти - чего же тогда удивляться, что не может она всерьёз заниматься казаками, даже если и хочет?..

Опубликовано: Казачество Сибири от Ермака до наших дней.


 
Вернуться      Вверх страницы

Поделиться:


 
 

 
   
 
 Распечатать
 
 



   
Апрель 2019 (6)
Март 2019 (1)
Декабрь 2018 (1)
Ноябрь 2018 (1)
Сентябрь 2018 (1)
Июль 2018 (2)

   
«    Апрель 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

   


Крестный ход под звездой Богородицы (2008г.)



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД (2009г.)


Главная страница |