|
Сразу спешу предупредить читателя, лишь прочитавшего заголовок этой статьи, что в ней речь пойдет не об «антитеррористической» операции на Востоке Украины, и вообще не об обычной войне с применением самолетов, танков, артиллерии и тому подобного оружия. Нет, я хочу поговорить о войне духовной, о той невидимой брани, о коей ап.Павел сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12).
Почему же я называю этих бесов, противостоящих в духовной брани нам, православному русскому народу, называю их «войсками СС»? По двум причинам, которые, однако, сводятся к одному. Как известно, СС в фашистской Германии были элитой, в том числе и элитными войсками. В них набирали особо «свидомых» фашистов, отличающихся хорошими физическими данными. Эти войска снабжали самой лучшей и передовой военной техникой; и они, как правило, были танковыми или моторизированными.
Аналогично сатана и бесы: ныне они уже не такие, какими были тысячи лет тому назад. Ибо, согласно учению Православной Церкви, бесы – это падшие ангелы. И как таковые они, хотя и полностью извратили нравственное направление своей воли от добра ко злу, однако сохранили свою ангельскую природу, в том числе - физическое бессмертие и ангельскую остроту ума, также, впрочем, направленного на зло.
Поэтому, как учат святые отцы, бесы, не умирая, как люди, уже много тысяч лет от начала мира упражняются в своих кознях, становясь все более и более искусными в них. Следовательно, то бесье, которое нынче противостоит православному русскому народу в духовной брани, по коварству и хитрости вполне можно считать элитой тысячелетнего бесовского войска, элитой, наподобие СС.
Но есть еще одно странное совпадение в самой аббревиатуре этих слов, которые в моем прочтении расшифровываются не как фашистские «охранные отряды» (Schutzstaffel), но как «сеть-стена» (тоже ведь СС!). Именно эти последние слова, на мой взгляд, символически выражают коварство и хитрости современного бесовского войска.
Что касается сети, то знакомый с православной аскетикой и житиями святых христианин поймет о чем идет речь. А именно: о той сети, видения коей сподобился основатель монашества преподобный Антоний Великий. Который «однажды видел все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий ему: смиренномудрие».
Понятно, и в духе данной статьи, что если тогда, 1700 лет назад, преп.Антоний со вздохом спрашивал «кто же избегнет сих сетей», - то тем более это многократно актуальнее для нас, современных православных христиан.
Итак, с сетью все ясно, но что такое стена? А это особое, современное коварство диавола, которое видится мне таким образом. Представьте себе абсолютно прозрачную стену, настолько прозрачную, что ее совершенно не видно. За этой стеной, которая прочнее самой прочной стали, виднеется некое подобие рая, возможно, это и есть настоящий рай. Однако наверху сей стены сидят бесы (разумеется, под видом ангелов света) и, наподобие сирен, завывают: «О приди, приди в рай возлюбленный»!!! Но когда «возлюбленный», т.е. неопытный православный христианин, в ответ на этот призыв стремглав бросается «в рай», не видя при этом препятствия в виде абсолютно прозрачной стены, он, естественно, с разбега ударяется о нее лбом и прочими своими конечностями, разбивая при этом свои голову, тело и душу.
Заметим при этом интересную деталь. Образно говоря, сила удара и, следовательно, тяжесть травмы зависит от того, с какой скоростью человек сам себя разгоняет на этом сомнительном «пути в рай». Вот почему православный ревнитель при искушении стеной рискует получить гораздо большее духовное повреждение, чем простой христианин. К тому же последний, раз или два стукнувшись головой о стенку, больше туда не полезет, а «ревнитель» будет раз за разом биться об эту стену, пытаясь пробить ее своим лбом. Теперь мы можем с помощью сего образа («стены») понять, откуда в современном православии возникает такое сомнительное «ревнительство», например, диомидовский раскол. А все оттуда же, от вышеописанного крайне коварного действия этой сатанинской стены!
И бывает сие по действию древнего фараона-диавола, приказавшего своим подданным (бесам): «Всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Быт.1,22). Здесь еврейский народ – прообраз нынешних православных христиан; сыны еврейские, могущие быть воинами, - прообраз православных ревнителей, могущих быть настоящими воинами Христовыми; а дочери евреев – прообраз простых христиан. Так что, как видим, стена имеет избирательное действие, направленное на преимущественное уничтожение потенциальных воинов Христовых.
Очевидно и то, что эта нынешняя бесовская стена является главным аскетическим препятствием на пути покаяния русского народа и обращения его к Богу. Ведь если весь народ, прельщаемый бесовскими сиренами, стремглав беспорядочной толпой кинется в пресловутый «застенковый рай», штурмуя при этом невидимую, но непробиваемую стену, это приведет к весьма тяжким последствиям, думаю, - гораздо худшим, чем сегодняшний русский полуатеизм. По-видимому, именно поэтому Господь и попускает продлевать существование последнего.
И в этом ключе основной смысл названия данной статьи: «Войска СС против русского народа», - т.е. именно эта духовная эсесовская стена не позволяет нашему народу, как народу, принести покаяние и воцерковиться!
Правда, основная причина невозможности обращения нашего народа – это отсутствие монархии. Ведь история христианства не знает примеров обращения тех или других народов ко Христу вне монархической формы правления. По моему мнению, это связано с тем, что, как учит св.Дионисий Ареопагит, благодать Божия передается иерархическим путем; поэтому обращение в христианство того или иного народа, как такового, может произойти лишь тогда, когда у него в наличие иерархическая форма правления, коей является лишь монархия.
Посему покаяние и обращение русского народа, как народа, ко Христу возможно лишь при установлении в России монархии. Однако и будущий Русский Царь будет вынужден считаться с наличием того аскетического препятствия к такому обращению русского народа в христианство, кое (препятствие) в данной статье называется «стеной».
Кстати сказать, с этим согласуются и некоторые пророчества о будущем Русском Царе и его деятельности. Так святитель Феофан (Быстров) пророчествует, что сей Царь первым делом очистит Церковь. Какое отношение это пророчество имеет к вышесказанному о «стене»? Самое прямое, поскольку конкретно сия стена, на мой взгляд, состоит из трех основных элементов, первый из которых – это современные церковные нестроения, кои, в свое очередь, делятся на два вида: а) ложные представления неофитов о Церкви; б) современные нестроения в самой Церкви.
Основное и стандартное ложное представление неофитов о Церкви относится к ее святости. Церковь, конечно, свята - этот догмат содержится в Символе веры. Но она свята потому, что есть Тело Христово, и потому, что в ней живет Дух Святой, освящающий ее членов. Неофит же обычно ошибочно считает, что святость Церкви составляется из святости ее членов. Особенно сильно эта ошибка проявляется в отношении священства, когда многие новообращенные путают слова «священник» и «святой», ошибочно считая, что раз некто – священник, то он автоматически должен быть и святым или где-то близким к личной святости, не понимая, что последняя достигается многолетним аскетическим подвигом священника, если он хочет и может его совершать, а не дается автоматически при рукоположении в священный сан.
Особенно сильно неосновательное требование личной святости проявляется в отношении имущественной жизни священства, когда многие неофиты считают, что священник не должен иметь никаких имуществ, но жить, «как святой (бессребреник)». Что зачастую проистекает из коммунистических или социалистических принципов, которых в явной или неявной форме придерживаются эти неофиты, пришедшие в Церковь из постсоциалистического общества, но зато прямо противоречит церковным каноном, позволяющим, но при этом и регламентирующим имущественную жизнь священства. Да и практически это в подавляющем числе случаев просто неосуществимо. Ибо священник, обычно имеющий семью, свой дом и обязанный их содержать, точно так же должен содержать и дом Божий, т.е. свой храм, что не может быть без имущественных отношений. Кстати сказать, то и другое взаимосвязано: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим.3,5).
Однако, тут же следует отметить, что эта стандартная ошибка неофита относительно имущественной жизни священства маскирует и то, что я несколько выше назвал: б) современные нестроения в самой Церкви. В данном случае - это нестроения относящие к имущественным отношениям священства и состоящие в повальном игнорировании церковных канонов в той их части, в коей они эти отношения регламентируют. В результате чего часть современного православного священства разъезжает на шикарнейших и дорогостоящих иномарках, щеголяет в великолепных нарядах, нося золотые кресты с бриллиантами, а в то же время Церковь, образно выражаясь, практически не имеет чем прикрыть свою наготу!
На РНЛ в свое время велась дискуссия о «богатых священниках», и все в конечном счете свелось к тому, «какой автомобиль священнику достойно иметь». И это потому, что, в основном, рассуждали не на основании церковных канонов, а от своеумия, да еще с коммунистической примесью. Поэтому ни к чему толковому и не пришли. А надобно вернуться к каноническому праву Православной Церкви, и на основании этих канонов судить: что и когда (на каком этапе церковной истории) было нарушено? И только после этого можно восстановить нарушенное и разрушенное.
Другой пример современных нестроений в самой Церкви, на этот раз уже не только и не столько канонических, но, в основном, догматических. Причем, это нестроение также проявилось и на РНЛ. Я имею в виду наличие в РПЦ двух знаковых, но в то же время и сомнительных фигур - протодиакона Андрея Кураева и профессора МДА А.И.Осипова. Как помнит любой постоянный читатель РНЛ, тут была серьезнейшая полемика о значении этих лиц для Церкви. Одни называли их «столпами православия», другие – «еретиками».
Но очевидно, что если они – «столпы православия», то, естественно, не «еретики»; и наоборот, если они «еретики», то уж точно никак не «столпы православия». И именно Русской Православной Церкви необходимо определиться, и необходимо рано или поздно придется определиться, причем, желательно соборно, - кто же есть кто?! Тем более, что этими лицами (особенно А.И.Осиповым) проповедуется и пропагандируется достаточно многогранное догматическое учение, и верующие должны знать: следует ли им это учение принимать или отвергать?!
А пока этот вопрос не решен Церковью, которая одна и может его решить, в ней (а также в ее членах, в том числе и РНЛ) и дальше будут происходить нестроения, когда одни будут превозносить данных лиц и их учение, а другие будут его отвергать.
Теперь, читатель, тебе отчасти понятно действие невидимой стены?! Ведь если протодиакон Андрей Кураев и А.И.Осипов действительно «столпы православия», то очевидно, что считающие их «еретиками» и поэтому не принимающие «спасительное» учение этих «столпов православия» сим разбивают свою умную голову о невидимую стену, как раз и состоящую в том, что они в собственной аскезе не воспользовались этим «спасительным» учением. Если же вышеназванные лица - «еретики» или хотя бы «неправо и ложно мудрствуют», то разбивают свою умную голову об эту стену уже их почитатели и последователи, ибо пытаются руководствоваться в своей аскезе «еретическим или просто ложным» учением сих сомнительных «столпов православия».
Как видим, в данном аспекте стена в любом случае отсекает ту или иную половину православных, в обязательном порядке разбивающих о нее свои головы. В отношении же к имущественным правам и обязанностям священства она разбивает практически все головы. Поскольку, конечно же, неправы неофиты, объективность этих имущественных прав священства отрицающие; но неправы и те, кто признавая эти права, не знают и поэтому не признают (а иногда знают, но своекорыстно не признают) канонические, да и нравственные ограничения этих прав, и те обязанности, которые они на священство налагают.
Второй важнейший элемент стены – это широкое распространение в современном мире атеизма, аскетическое действие которого также двояко. Во-первых, человек, пришедший из неверия в православную веру, практически ничего в ней не умеет, поскольку в атеистическом обществе его никто не учил православию. Он не умеет приносить покаяние, зачастую даже не может произнести формальную исповедь в церкви перед священником, а ведь истинное покаяние – это нечто гораздо большее. Он не умеет причащаться; не умеет молиться, поститься и проходить прочие христианские добродетели, да и вообще о православной аскезе имеет весьма отдаленное представление. Причем, новоначальный, как правило, даже не подозревает, что он всего этого не умеет. Некоторое понимание (причем, не у всех) своего незнания и неумения приходит позже, когда бывший неофит уже изрядно набьёт себе шишки, ударяясь головой о стену.
Так вот: здесь вся эта неискусность новоначального в добродетели и составляет стальную крепость аскетической стены, ему противостоящей. А его незнание этой своей неискусности составляет невидимость этой стены.
Но это лишь часть проблемы. Дело в том, что атеизм – это противоестественное состояние человека, повреждающее его природу, особенно нравственную. Поэтому современный человек в этом отношении отличается от тех людей, которые жили двести или даже сто лет назад. У него особые, гораздо большие по их силе, глубине и коварству искушения, неизвестные людям, жившим двести или сто лет назад.
И опять же: особая сила, глубина и коварство этих искушений также составляет особую крепость упомянутой стены, а незнание этих искушений древними составляет ее невидимость. Ведь большая часть сих искушений по причине сего незнания их ранее даже не описана в православной аскетической литературе.
Замечу, что в данной статье я не собираюсь заниматься разбором сих современных искушений, поскольку это целая наука, и писать об этом надо много и долго. Моя же задача в сей сравнительно короткой публикации иная: указав, что такие искушения существуют, сделать более или менее видимым данный элемент невидимой аскетической стены, противостоящей нам на пути к Богу.
Наконец, есть, по моему мнению, еще один, третий существенный элемент этой стены. Я имею в виду ритуальные преступления и ритуальные осквернения, применяемые врагом против современных православных христиан. Но об этом хотелось бы поговорить особо, в отдельной публикации.
Окончание следует
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
Ключевые Cлова: стены, Церкви, священства, против, стена, народа, когда, самой, православия, умеет, стену, православных, более, может, нестроения, также, гораздо, современных, которые, учение.
|
|